ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, функции
1.2 Виды налогов и их характеристика
1.3 Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия налогов
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Описание налоговой системы Республики Беларусь и её развитие
2.2 Налоговая политика
2.3 Налоговые органы и их функции
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе выступают налоги, поскольку именно они являются основным источников доходов государства. В совокупности обязательные платежи образуют налоговую систему. И с тем, как любое государство претерпевает различные изменения, налоговая система корректируется вместе с этим. Стоит отметить, что кроме чисто фискальной функции налоги применяются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Для финансирования различных мероприятий, предусмотренных бюджетами, требуется, чтобы на республиканском и местном уровнях постоянно пополнялись финансовые ресурсы. Данная задача решается посредством уплаты налогов юридическими и физическими лицами и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
В современных государствах налоги имеют большое значение для укрепления экономической позиции страны. Налоги применяются в качестве экономического рычага, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. Более того, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.
Наиболее полное поступление налоговых поступлений в бюджет, рационализация и оптимизация налогов осуществляется в рамках налоговой системы. Залог экономических успехов государства – эффективная и мобильная налоговая система. Налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную и регулирующую.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в области государственно-правового регулирования налогов в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, функции
Концептуальная, правовая и экономическая природа налогообложения привлекала внимание на протяжении веков и рассматривалась с философских, экономических, политических, правовых, социологических и других научных позиций. Представители этих областей знаний, изучая налоги (С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский), пытаясь определить природу налогов, их характеристику, оставили широкое наследие, и проводимые по ним исследования, несомненно, интересны [16, c. 73].
Несмотря на множество исследований, природа понятия «налогообложение» остается спорной. Так, В.И. Гуреев вложил в определение налога исключительно его назначение, не отразив специфические особенности данного вида платежа: «Налог – это обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня» [17, c. 50].
Н.И. Химичева для определения налога допускает использование понятия «платеж»: «Налоги являются обязательными и по закону уплачиваются отдельно и бесплатно организациями и физическими лицами в пределах их компетенции по созданию представительного органа государственной власти или местного самоуправления в бюджетной системе (или в форме правового положения)» [24, c. 371].
Некоторые авторы связывают понятие «налог» с проблемой собственности и гарантией ее защиты при налогообложении. Так, С.Г. Пепеляев пишет: «Налог является единственной законной (установленной законом) формой передачи имущества физическим и юридическим лицам на основании обязательств, неоплаченных, безотзывных, обеспеченных государственным принуждением, не несущих ответственности за характер наказания или компенсации» [19, c. 52].
Согласно позиции М.В. Карасевой, «налог – это часть имущества налогоплательщика, которая отчуждается в денежной форме по акту налогоплательщика от имени органов власти, от имени обязательств, неуплаченных физическими лицами, безотзывности бюджета или государственных внебюджетных фондов» [18, с. 61].
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Описание налоговой системы Республики Беларусь и её развитие
Современная налоговая система Республики Беларусь – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства с целью создания фонда финансовых ресурсов, а также система принципов, способов, форм и методов их сбора.
Структурными элементами налоговой системы Республики Беларусь являются:
- государство в лице своих законодательных и исполнительных (в частности, налоговых и иных регулирующих) органов;
- субъекты налогообложения, то есть плательщики;
- объекты – под ними понимаются конкретные основания для обязательства по уплате налогов [13, c. 67].
Построение налоговой системы основано на следующих принципах:
- единство и равенство – что означает существование единой и идентичной налоговой стратегии для всех плательщиков, независимо от формы собственности, источников дохода и других обстоятельств;
- стабильность – гарантирует неизменность налоговых правил в течение длительного периода;
- безопасность – не позволяет устанавливать налоги, которые могут поставить под угрозу нормальное функционирование экономической, промышленной, налоговой и других систем общества;
- пропорциональность – предполагает, что плательщики участвуют в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов пропорционально полученному доходу. Этот принцип не всегда применяется буквально; процент доходов и налогов для граждан с низкими доходами может быть более щадящим по сравнению с более богатыми;
- определенность – предполагает, что размер, время и способ уплаты налога известны плательщику заранее точно, не допускается нечеткое или произвольное толкование правил налогообложения;
- удобство – подразумевается, что налог будет взиматься в период, удобный для плательщика, например, после получения дохода;
- экономическая эффективность – налоговая система призвана оказывать стимулирующее влияние на общее состояние экономической системы, ее стабильность и развитие [20, c. 47].
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоговая политика наряду с финансово-кредитной и денежной является главной системой любой национальной экономики государства, по которой переносятся, распространяются и потребляются потоки денежных средств. В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Следовательно, налоговая политика – это один из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.
Актуальность анализа тенденций развития налоговой системы и ее влияния на экономику Республики Беларусь состоит в том, что в настоящее время экономика нашей страны, а в частности налоговая сфера, требуют поиска конкретных путей совершенствования, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, финансовую и инвестиционную политику, а также улучшение качества жизни населения с учетом достижения приоритетов развития страны. Таким образом, современная налоговая политика Республики Беларусь направлена на: достижение стабильности и определенности налоговой системы; активизацию стимулирующей функции; повышение собираемости налогов. А также акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции.
С целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь автор предлагает следующий комплекс мероприятий:
– следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;
– представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет создания в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов;
– целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы:
1. Под налогом понимается налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Налоги, как финансовая категория, имеют свои отличительные черты, характеристики, свои формы движения, то есть свои функции, отличающие их от сбора всей финансовой категории, характеризующие их сущность, внутреннее содержание и характеристики. Налоги выполняют следующие функции: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую, контрольную.
2. Неотъемлемое место в теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки по определенным признакам. Налоги, входящие в налоговую систему, могут быть по разным признакам подразделены на достаточно большое количество группировок. Основания отнесения налогов к квалификационным группам могут быть как экономического, так и правового характера.
3. Также были изучены положения Налогового кодекса Республики Беларусь, закрепляющие, что установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются путем принятия закона о внесении изменений либо дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо издания акта Президента Республики Беларусь, а установление, изменение плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам – также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
4. Налоговая система – это система налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правоспособность и ответственность сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З: в ред. от 31.12.2021 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3. О республиканском бюджете на 2022 год: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г., № 142-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
4. О поддержке экономики: Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143, в ред. от 31 декабря 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
5. О взимании налога на добавленную стоимость: Указ Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99, в ред. от 18 апреля 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
6. О налогообложении: Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2020 г., № 9 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
7. Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592: в ред. от 02.04.2021 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
8. Об оценке эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам): постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2019 г. № 735 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
9. О постановке и снятии с учета в налоговых органах: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г., № 96: 06.08.2021 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
10. Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2, в ред. от 06.08.2021 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
11. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь: [электронный учебник] / Л.Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ, 2013 // Электронная библиотека Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elib.grsu.by/doc/9920. – Дата доступа: 28.01.2022.
12. Бельчина, Е.М. Налоги а налогообложение6 учеб.-метод. пособие / Е.М. Бельчина. – Минск: БГАТУ, 2011. – 220 с.
13. Вишневский, А.А. Финансовое право: курс лекций / А.А. Вишневский, И.В. Сауркин, С.М. Тихоненок; под общ. ред. А.А. Вишневского ; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012. – 267 с.
14. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : учеб. пособие / Г.А. Воробей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 432 с.
15. Гаврилюк, Р.А. Функции налога: методологические подходы к определению / Р.А. Гаврилюк // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 35-37.
16. Губаревич, А. В. Финансовое право: курс лекций / А. В. Губаревич. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. – 111 с.
17. Гуреев, В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины / В.И. Гуреев // Государство и право. – 2015. – № 4. – С. 49-54.
18. Карасева, М.В. Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 388 с
19. Пепеляев, С.Г. Налоговое право: Учебник для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 1061 с.
20. Пилипенко, А.А. Финансовое право: курс лекций / А.А. Пилипенко, А.А. Герасимович, Е.П. Бранцевич. – Горки: БГСХА, 2015. – 124 с.
21. Пилипчук, И.В. Налогообложение: электронный курс лекций / И.В. Пилипчук; Брест.гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2019. – 106 с.
22. Солодовников, С.Ю. Налоги и налогообложение / С.Ю. Солодовников, Т.В. Кузьмицкая. – Минск: БНТУ, 2018. – 141 с.
23. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. – 3-е изд., перераб. – Москва: КНОРУС, 2018. – 494 с.
24. Химичева, Н. И. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 800 с.
25. Янович, В.Ю. Налог как правовая категория / В.Ю. Янович // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/54825/1/yanovich_Sbornik9_tom3.pdf.