Деятельность органа дознания по уголовным делам по законодательству Республики Беларусь
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность органа дознания по уголовным делам по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2022
45.00 BYN
Деятельность органа дознания по уголовным делам по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОЗНАНИЯ
1.1 Становление и развитие дознания в зарубежных странах
1.2 Становление и развитие дознания в Беларуси
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
2.1 Понятие дознания в уголовном процессе
2.2 Содержание дознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - УПК) для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания непроцессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так, например, запрещается производить дознание лицу, осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.
В современном дознании существуют проблемы и возникла необходимость законного их решения.
В данной курсовой работе преследуется следующая цель: рассмотреть действующее уголовно-процессуального законодательство и научную литературу, которые характеризуют и определяют дознание, как форму предварительного расследования.
Содержание поставленных исследовательских задач:
- раскрыть исторический аспект становления и развития дознания;
- определить понятие дознания в уголовном процессе;
- определить содержание и функции дознания;
Объект исследования. Объектом исследования является правоотношения, возникающие в момент производства дознания.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правоотношения, правовое опосредование дознания. В предмет также входят научные концепции, теории, взгляды, существующие в области дознания, правоприменительная практика.
Теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Особая значимость исследуемой темы курсовой работы подчеркивается важностью данного вопроса для обеспечения законности при производстве дознания.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОЗНАНИЯ
1.1 Становление и развитие дознания в зарубежных странах
Поскольку родоначальницей континентального уголовного процесса является Франция, приступить к анализу зарубежного дознания логичнее всего именно с нее.
По кодексу 1808 г., стадия дознания начиналась с момента установления факта совершения преступления и оканчивалась передачей дела следственному судье. На этой стадии регистрировались заявления и жалобы о совершении преступления, собирались доказательства в случае очевидных преступлений.
Действующий уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г. посвящает дознанию часть 2, которая в нынешней редакции носит название «Дознание и проверка личности» [8, с. 10]. Судебная полиция в настоящее время наделена гораздо большими процессуальными полномочиями, что связано с увеличением форм дознания.
Среди французских процессуалистов существует две точки зрения по вопросу о формах дознания. Большинство выделяют две формы, которые можно назвать классическими: первоначальное дознание и дознание очевидных преступлений. Профессор Парижского университета М. Расса выделяет четыре формы дознания: первоначальное дознание; дознание очевидных преступлений; проверку личности и дознание сомнительной смерти [8, c. 29].
До недавнего времени некоторые ученые наряду с названными выделяли еще одну форму дознания - дознание по делам о посягательстве на безопасность государства. Однако Закон от 4 января 1993 г. отменил статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Франции (далее - УПК Франции), регламентировавшую эту форму дознания, поэтому рассматривать ее не имеет смысла.
Две основных формы дознания - первоначальное дознание и дознание очевидных преступлений отличаются друг от друга по целям и средствам их производства. Роль предварительного (доследственного) этапа в нашем понимании в определенной степени выполняет так называемое первоначальное (или предварительное) дознание, а дознание очевидных преступлений является чаще всего сокращенной формой досудебного производства.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
2.1 Понятие дознания в уголовном процессе
Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда. Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.
Предварительное расследование по уголовным делам производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, дознание по уголовным делам производится органами дознания.
Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.
Задачами предварительного расследования является защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению и др.[2, c. 130].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы была рассмотрена история становления и развития дознания; дано понятие, раскрыты функции и рассмотрен порядок и особенности производства дознания в предварительном расследовании; раскрыта система и компетенция органов дознания внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Изучая тему курсовой работы я придерживался цели и тем самым выполнил поставленные задачи. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ зарубежного законодательства показывает, что дознание является важной частью досудебного производства и присутствует в уголовном процессе любого государства независимо от формы судопроизводства, хотя и имеет в разных странах определенные особенности.
По российскому дореволюционному законодательству суть дознания состояла в обнаружении признаков преступления, производстве первоначальных следственных действий и розыске преступника, а также в исследовании всех обстоятельств совершения преступлений небольшой тяжести, подсудных мировым судьям.
Институт дознания в советском уголовно-процессуальном законодательстве занял иное место по сравнению с дореволюционным, став формой расследования уголовных дел, практически не отличающейся от предварительного следствия. Полномочия органов дознания практически были уравнены с полномочиями следователя, и дознание перестало выполнять свое предназначение - раскрывать преступления.
Необходимо отметить, что в 50-х гг. при обсуждении проекта уголовно-процессуального кодекса развернулась дискуссия о целесообразности существования полного дознания. Многие ученые предлагали ликвидировать данную форму расследования преступлений, но она была сохранена как в Основах уголовного судопроизводства 1958 г., так и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 г. Вместе с тем в 60-е и 70-е гг. перечень преступлений, по которым расследование проводилось в форме дознания, был сокращен до 19 составов.
Однако организационные и кадровые проблемы следственного аппарата привели к тому, что этот перечень вновь был расширен, и к 2001 г. дознание в полном объеме осуществлялось по 84 составам преступлений. Назначение этой параллельной, искусственно созданной формы расследования состояло в том, чтобы «разгрузить» следствие.
1. Божьева, В.П. Уголовный процесс: учеб. / В.П. Божьева. - М.: Норма, 2005. - 178 с.
2. Борико, С.В. Уголовный процесс: учеб. / С.В. Борико. - Минск: Тесей, 2002. - 288 с.
3. Борико, С.В. Уголовный процесс: учеб. / С.В. Борико. - Минск: Амалфея, 2010. - 400 с.
4. Вандышев, В.В. Уголовный процесс: учеб. / В.В. Вандышев. - Минск: Амалфея, 2004. - 211 с.
5. Василевский, Л.И. Уголовно-процессуальный порядок судебного разбирательства: лекции / Л.И. Василевский, В.Л. Василевская, С.И. Довгун. - Минск: БИП-С, 2004. - 75 с.
6. Власова, Н.А. "Сущность дознания: сравнительно-правовой аспект и современные проблемы" // Общественно Политический Журнал.
7. Данилевич, А.А. Уголовный процесс: учеб.-метод. комплекс для студентов юрид. фак. / А.А. Данилевич, О.В. Петрова, В.И. Самарин. - Минск: БГУ, 2008. - 112 с.
8. Головко, Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции / Л.В. Головко. - Москва: Спарк, 1995. - 130 с.
9. Кобликов, А.С. Уголовный процесс: учеб. для вуз. / А.С. Кобликова [и др.]. - Москва: Норма-инфо, 1999. - 384 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. 17 октября 2004 г.) / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. - 40 с.
11. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. - Минск: Тесей, 2000. - 360 с.
12. Мытник, П.В. Уголовный процесс: судебные стадии: лекции / П.В. Мытник. - Минск: Тесей, 2001. - 288 с.
13. Победкин, А.В. Уголовный процесс: учеб. / А.В. Победкин. - Минск: Книжный Мир, 2004. - 375 с.
14. Рохлина, В.И. Уголовно-процессуальное право: учеб. / В.И. Рохлина. - М.: Норма, 2004. - 321 с.
15. Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование: учеб.-практ. пособие / авт.-сост. Г.Н. Васильев, М.И. Ешманский, Е.И. Климова [и др.]; под рук. и науч. ред. проф. М.А. Шостака. - Минск: Амалфея, 2007. - 704 с.
16. Тетерин, Б.С. Возбуждение и расследование уголовных дел: учеб. пособие / Б.С. Тетерин, Е.З. Трошкин. - Минск: Тесей, 2001. - 288 с.
17. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 417-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2022.
18. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 № 435-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2022.
19. Шостак, М.А. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / М.А. Шостак. - Минск: Амалфея, 2006. - 560 с.
20. Якупов, Р.Х. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов / Р.Х. Якупов. - 6-е изд., перераб. - М.: ТЕИС, 2008. - 640 с.
21. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 / пер. на сучасную бел. мову А.С. Шагун. Мінск, 2010.
22. Соловьева Л. Л. Становление института судебных следователей в российской империи во второй половине XIX века (на материалах Рязанской, Орловской, Воронежской и Тамбовской губерний): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. Владимир, 2007.
23. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 об уголовно-процессуальном кодексе (вместе с уголовно-процессуальным кодексом РСФСР) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lawrussia.ru/bigtexts/law_3889/index.htm.
24. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., №1611–XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 16.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты