Языковые средства выражения оценочности в англоязычной публичной речи на материале TED-выступлений
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Языковые средства выражения оценочности в англоязычной публичной речи на материале TED-выступлений»
по дисциплине: «Лингвистика, прагматика, перевод»
2022
45.00 BYN
Языковые средства выражения оценочности в англоязычной публичной речи на материале TED-выступлений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Лингвистика, прагматика, перевод
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
1.1 Категория оценочности и ее отличия от смежных дискурс-категорий
1.2 Структура оценки
1.3 Классификации оценочных значений
1.4 Характеристики публичной речи
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ TED-ВЫСТУПЛЕНИЯХ
2.1 Классификация языковых средств реализации оценочности в англоязычных TED-выступлениях
2.2 Закономерности функционирования оценочных языковых единиц в англоязычных TED-выступлениях
2.3 Способы передачи англоязычных языковых средств выражения оценочности на русский язык
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Феномен оценки в различных текстах вызывает исследовательский интерес, в основном в области литературоведения, стиля текста, когнитивной лингвистики, межкультурной коммуникации и переводоведения. Проблема оценки категорий традиционно изучается с целью определения их экспрессивных характеристик в лексическом, морфологическом и синтаксическом плане.
Владение языком, метод определения его эквивалентного перевода. Изучаемые темы родственны тем, что не существует единого определения, а единая классификация оценивания как языковой категории делает явление широким и многогранным. В зависимости от стиля и жанра текста их авторы имеют множественные возможности для выражения оценочного смысла [3, с. 154].
В нашем исследовании мы выбрали такой публицистический стиль (или, как его сейчас принято называть, стиль СМИ) как TED выступления на английском. Ted – американский частный некоммерческий фонд, известный прежде всего своими ежегодными конференциями. Данные конференции транслируются в интернете. Интернет является глобальной платформой для получения и распространения информации. Ted выступления это возможность общения на аудиторию, а также возможность донести свое мнение, следовательно и возможность оценки.
Категория оценки является универсальной, присутствует в каждом языке, однако каждому языку языку присущи свои способы выражения данной оценки [3, c. 158].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность данного исследование заключается в возрастающем интересе исследователей к категории оценночности и к Ted выступлениям в частности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
1.1 Категория оценочности и ее отличия от смежных дискурс-категорий
В целях изучения теоретических вопросов, связанных с характером, структурой и выражением оценки и ее соотношением с эмоциональностью, экспрессивностью, интенсивностью, модальностью, эмоцией и примыкающей к ней образностью, рассматривается взгляд лингвистов на феномен оценки оценочности и в связи с этим проведен анализ вышеперечисленных явлений.
Аристотель был первым, кто выделил оценочность из ряда других проблем. Он выделил три проблемы в сфере оценочности:
Вопрос о видах объектов, оценночную классификацию;
Вопрос о понятиях (добро, счастье, удача);
Вопрос о значениях прилагаемых к ним оценночных предикатах [3, с 12-15].
Аристотель также ввел важные понятия добра и зла, которые являются первостепенными для раскрытия отношения человека к другому человеку и действиям [2, с. 13].
Как утверждает С.А. Сейфулина согласно средневековым постулатам добро и зло воспринималось через призму религии. Следовательно, добрыми делами считались те, которые соответствовали божественным действиям, а плохими или злыми те, которые принес Сатана [42, с. 18].
Новое время поменяло взгляды на добро и зло, возрос интерес оценки человека через призму самого человека. Многие философы того времени представили свое мнение о категории оценки.
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ TED-ВЫСТУПЛЕНИЯХ
2.1 Классификация языковых средств реализации оценочности в англоязычных TED-выступления
Официальная расшифровка TED – Technology Entertainment Design, где главная цель, как выражаются сами основатели, — распространение и развитие уникальных идей. Эта площадка известна только своими ежегодными встречами и богатым разнообразием идей, которые выражаются на встречах, проводимых представителями разных стран.
Фактическим материалом для классификации языковых средств реализации оценночности в англоязычных TED-выступлениях стали 10 выступлений на https://www.ted.com [31]:
Все языковые средства можно разделить на две группы [26, с. 98]:
Лексические средства
Эпитет – красочное определение, призванное усилить выразительность изображений, изображающих предметы или явления, а также выделить их наиболее важные черты. Эпилоги часто играют в тексте укрепляющую роль, подчеркивая те или иные характеристики предмета или явления, и играют уточняющую роль, а также выражают авторскую точку зрения.
Мнение или авторская оценка, в отличие от обычного определения, прозвище передает отношение автора к тому или иному предмету или явлению. По мнению большинства лингвистов, оценочность может быть выражена через разные части речи, такие как прилагательные, наречия, причастия в прямом или переносном значении, имена существительные [26, c. 97].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривались следующие задачи:
Оценка может быть связана с реальными языковыми единицами и семантикой предложений с очень широкими значениями. В целом оценочная категория – социально закрепленное явление, при котором оценки определяются общепринятыми в человеческом коллективе стандартами в области социальных, интеллектуальных и нравственных явлений, определяются установленными в обществе нормами хороших и плохих представлений. Оценка есть факт языка, а ее областью является речь.
Большинство исследователей выделяют такую структуру оценки: субъект, объект, содержание, основание оценки.
Перечисленные категории отражают (в разной степени) причины и мотивы использования тех или иных оценок. Поэтому, учитывая предложенную в ней группировку оценочных параметров, значимы в рамках нашего исследования.
Публичное выступление характеризуется сложной, многокомпонентной структурой и наличием разных функциональных стилей. Также не менее важным для публичной речи является способ подачи материала. Каждая публичная речь имеет свою цель, которая подразделяется на четыре главных темы: базовые интересы, тематические интересы, основные вопросы жизни, групповые интересы, которые могут сплотить команду.
Согласно нашему исследованию можно сделать вывод, что лексические средства представляют наибольшую популярность среди участников TED выступлений, а именно (71,6 %), синтаксические средства, в свою очередь (29 %).
Согласно нашему исследованию публичные выступления выполняют следующие функции оценки: коммуникативно-просветительскую, эстетическую, функцию общения.
1. Абрамичева, Е.Н. Особенности и трудности перевода газетных заголовков (на материале англоязычных газет) / Е.Н. Абрамичева, Е.В. Фомина // Вестник СевНТУ. Вып. 102. Филология. – Севастополь: Изд- во СевНТУ, 2010. – С.124-129.
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4 / Перев. и ред. А.И. – ДоватураМ.: Мысль, 1983.- 830 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики, 1982 : сб. ст. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; отв. ред. В.П. Григорьев. – М., 1984. – С. 5–23.
4. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1988. – 341 с.
5. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – 2-е изд. – М. : Яз. рус. культуры, 1999. – 896 с.
6. Баранов, А.Н. Когнитивный статус естественноязыковой оценки (к типологии языковых стратегий оценивания) / А.Н. Баранов // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. – Тарту, 1989. – Вып. 840 : Формальные и неформальные рассуждения : тр. по искусственному интеллекту / отв. ред. И. Сильдмяэ. – С. 5–23.
7. Белова, А.В. Оценочные средства обозначения личностных характеристик в английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / А.В. Белова ; Моск. гос. ун-т. – М., 2001. – 24 с.
8. Введенская, Л.А. Деловая риторика: учебный курс// Л. А. Веденская, Л. Г. Павлова. – 3 изд. – Москва: МарТ, 2004 – Ростов-на-Дону - 503 с.
9.Величенко, Г.Д. Функция категории оценки в тексте / Г.Д.Величенко // Единицы языка в коммуникативном и номитативном аспектах. – М.: Правда, 1986. – 53 с.
10. Вендлер, З. О слове good / З. Вендлер // Новое в зарубежной лингвистике : [сб. ст.]. – М., 1981. – Вып. 10 : Лингвистическая семантика / сост., общ. ред. и вступ. ст. В.А. Звегинцева. – С. 531–554.
11. Вертинская, О.М. Эмоционально-оценочная лексика положительной направленности в прозе Н. Набокова : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / О.М. Вертинская ; Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2004. – 26 с.
12. Вольф, Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование / АН СССР, Ин-т языкознания ; [отв. ред. В.Н. Ярцева]. – М., 1979. – С. 273294.
13. Вольф, Е.М. Грамматика и семантика прилагательного: на материале иберо-романских языков / Е.М. Вольф. – М. : Наука, 1978. – 200 с.
14. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф ; отв. ред. Г.В. Степанов. – М. : Наука, 1985. – 228 с.
15. Гилева, А.В. Оценочные стратегии в языке британской качественной и массовой прессы : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / А.В. Гилева ; Моск. гос. лингвист. ун-т. – М., 2005. – 26 с.
16. Гоббс, Т. Избранные произведения. – М.: 1964 . – Т.2. – 767 с.
17. Голованевский, А.Л. Оценочность и ее отражение в политическом и лексикографическом дискурсе (на материале русского языка) / А.Л. Голованевский // Филол. науки. – 2002. – № 3. – C. 78–87.
18. Гончарова, Н.В. Аксиологическая структура англоязычного диалогического дискурса: на материале художественной прозы : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Н.В. Гончарова ; Киев. нац. лингвист. ун-т. – Киев, 2002. – 20 с.
19. Завадская, Е.А. К вопросу об определении оценочного высказывания / Е.А. Завадская // Лексическая, грамматическая и прагматическая семантика функциональных единиц французского языка : сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов : в 2 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т. ; [ред. Л.М. Малинина]. – Минск, 2001. – Ч. 2. – С. 16–19.
20. Завадская, Е.А. Структурно-семантический и прагматический потенциал оценочных высказываний во французском языке : дис. … канд. филол. наук : 10.02.05 / Е.А. Завадская. – Минск, 2001. – 119 л.
21. Ивин, А.А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1970. – 230 с.
22. Кант, Э Сочинения. – М.:Мысль. – 1965 . – Т.4. – 478 с.
23. Колшанский, Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский ; Акад. наук СССР, Ин-т языкознания. – М : Наука, 1980. – 149 с.
24. Колшанский, Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г.В. Колшанский. – М. : Наука, 1975. – 231 с.
25. Кошель, Г.Г. Оценочные предикативные номинации в современном английском языке: на материале дерогативных наименований лица : дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Г.Г. Кошель ; Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. – М., 1980. – 213 л.
26. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. Москвин. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 940 с.
27. Органов, А. А., Теория культуры: учебное пособие/ А. А. Органов, И. Г. Хангельдиева – Москва, 2001 – 379 с.
28. Пермякова, Т.М. Динамика соотношения категорий оценки и аргументативности в газетных текстах 1980–1990-х гг. под влиянием социальных факторов: на материале газет русского и английского языков : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Т.М. Пермякова ; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 1997. – 22 с.
29. Петрова, А.Ю. О синтаксических средствах выражения оценочности в газетном заголовке / А.Ю. Петрова // Актуальные проблемы современной лингвистики : сб. науч. ст. / С.-Петербург. гос. ун-т экономики финансов, Фак. лингвистики ; [отв. ред. Е.А. Нильсен]. – СПб., 2006. – С. 59–66.
30. Писанова, Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: эстетические и этические оценки / Т.В. Писанова ; Моск. гос. лингвист. ун-т. – М. : Икар, 1997. – 320 с.
31. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/li_huei_tsai_are_brain_waves_the_secret_to_treating_alzheimer_s.
32. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/kaz_sex_education_should_start_with_consent.
33. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/curtis_wall_street_carroll_how_i_learned_to_read_and_trade_stocks_in_prison.
34. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/adam_foss_a_prosecutor_s_vision_for_a_better_justice_system.
35. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/nick_bostrom_what_happens_when_our_computers_get_smarter_than_we_are.
36. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/noeline_kirabo_2_questions_to_uncover_your_passion_and_turn_it_into_a_career.
37. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/cara_e_yar_khan_the_beautiful_balance_between_courage_and_fear?referrer=playlisthow_to_shape_your_future_with_confidence.
38. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/michelle_kuo_the_healing_power_of_reading.
39. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/lisa_bu_how_books_can_open_your_mind.
40. Публичная речь [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.ted.com/talks/warren_valdmanis_what_makes_a_job_good_and_the_case_for_investing_in_people.
41. Пьянзина, И.Н. Прагматика оценки в субъязыке современной британской прессы: на материале публицистического очерка : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / И.Н. Пьянзина ; Нижегор. гос. лингвист. ун-т. – Н. Новгород, 2000. – 16 с.
42. Сейфулина, С. А. Категория оценки в речи младших школьников: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 – Русский язык. – Таганрог,1999.
43. Сергеева, Л.А. Проблемы оценочной семантики / Л.А. Сергеева. – М. : Изд-во МГОУ, 2003. – 138 с.
44. Спиноза, Б. Избранные произведения в 2 Т. – М.: 1937. – 632 с.
45. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия ; отв. ред. А.А. Уфимцева. – М. : Наука, 1986. – 143 с.
46. Яхина А.М. Категория оценочности/ А.М.Яхина // Современные аспекты филологии и методики преподования языков, 2017. – С.216-217
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты