Лицензирование как инструмент государственного регулирования хозяйственной деятельности
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Лицензирование как инструмент государственного регулирования хозяйственной деятельности»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2022
45.00 BYN
Лицензирование как инструмент государственного регулирования хозяйственной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
1.1 Исторический анализ становления лицензирования
1.2 Понятие лицензирования
1.3 Правовое регулирование и порядок лицензирования
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Лицензирование банковской деятельности
2.2 Лицензирование в туристической деятельности
2.3 Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
При этом государство преследует такие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей используются прямые и косвенные методы, которые способствуют формированию инфраструктуры, поддерживают сбалансированность экономики, для чего также используются кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. Одним из таких инструментов является лицензирование.
Кроме того, Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом [1]. Следовательно, Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом.
При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Указанные обстоятельства о бесспорной актуальности темы исследования.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в связи с лицензированием хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, позволяющие выявить понятие, признаки и основы правового регулирования лицензирования в Республике Беларусь.
Цель работы исследования – на основе комплексного анализа законодательных теоретических положений проанализировать понятие, особенности лицензирования.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
1.1 Исторический анализ становления лицензирования
Государственные правовые институты, регулирующие экономические отношения, схожи с лицензиями, возникали в разное время и в разных странах. Так, в средневековой Англии существовали профессиональные отраслевые ассоциации, которые использовались для предотвращения незаконной деловой практики и ограничения конкуренции».
Там же, в XVI веке, был принят закон «об ограничении поставок купцов при выборе вида и места деятельности».
Во Франции в XVIII веке, во время провозглашения Наполеоном континентальной блокады Англии, всем французским купцам было приказано прекратить торговлю с Англией. «Это исключение было сделано торговцами, которые покупали товары в британских колониях, и Франция нуждалась в этой войне. Разрешения, выданные этими предпринимателями, называются лицензиями» [2, с. 262].
Лицензирование в современном смысле этого слова зародилось в США в начале XIX века. В 1819 году Алабама в 1823 году – медицина ввела лицензирование юридической практики. С тех пор в США началось бурное развитие этого института, который доказал свою эффективность в государственном экономическом регулировании. В настоящее время в США, по разным оценкам, лицензируется от 800 до 4000 видов деятельности. Однако, вопреки нашему пониманию лицензирования в Соединенных Штатах, это в основном профессия конкретного человека, подлежащая лицензированию [2, с.263].
Итак, понятие «лицензия» впервые было введено во Франции во время континентальной блокады Англии. В течение истории это понятие претерпело некоторые изменения, и теперь оно понимается как выданное государством специальное разрешение хозяйствующим субъектам на осуществление определенных видов деятельности.
Историко-правовой анализ становления и развития разрешительных органов делится на четыре периода: дореволюционный (период, когда Беларусь вошла в состав Российской империи), переходный период, Советский Союз и модернизация.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Лицензирование банковской деятельности
Наравне с государственной регистрацией важным для банка является и лицензирование его деятельности, так как до получения лицензии банк не вправе:
– осуществлять банковские операции и иную деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для выполнения лицензионных требований;
– создавать филиалы, представительства, структурные подразделения и удаленные рабочие места;
– выступать учредителем (участником) других юридических лиц [15].
Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности, выдаваемой Национальным банком.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) банку лицензии принимается Правлением Национального банка.
В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять, установленные ст.14 Банковского кодекса Республики Беларусь [15].
Согласно п.62 Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности до принятия решения о выдаче банку лицензии Национальный банк осуществляет оценку банка на предмет его соответствия лицензионным требованиям:
– наличие у банка нормативного капитала не менее минимального размера, установленного Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в сумме 450,0 млрд. белорусских рублей [16]. Требование к наличию нормативного капитала в установленном размере должно соблюдаться на первое число месяца представления в Национальный банк документов [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Институт лицензирования в Республике Беларусь прошел четыре этапа в своем развитии: дореволюционный (в период вхождения территории Беларуси в состав Российской империи), переходный, советский и современный.
Понятие «лицензирование», подразумевающее наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно.
Введение лицензирования в Республике Беларусь было обусловлено переменами в характере воздействия государства на социально- экономические отношения. Проведение радикальной экономической реформы в стране объективно потребовало создания новой правовой основы для упорядочения активно развивающейся предпринимательской деятельности. Формирование национальной системы законодательства о лицензировании началось с Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.
В настоящее время мы считаем, что данное положение белорусского законодательства необоснованно увеличивает количество возможных обстоятельств приостановления действия лицензии в Республике Беларусь. На наш взгляд, необходимо определить конкретные основания в лицензионном законодательстве, по которым лицензирующий орган вправе приостановить деятельность индивидуального предпринимателя.
Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности, выдаваемой Национальным банком.
Наравне с государственной регистрацией важным для банка является и лицензирование его деятельности, так как до получения лицензии банк не вправе:
– осуществлять банковские операции и иную деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для выполнения лицензионных требований;
– создавать филиалы, представительства, структурные подразделения и удаленные рабочие места;
– выступать учредителем (участником) других юридических лиц.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями. и доп., принятые в представ. референдумы 24 ноя. 1996 г. и 17 октября 2004 г. – 10-е изд., Стерто. – Минск: Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Соболь, О. История института лицензирования / О. Соболь. – М.: Норма, 2018. – 800 с.
3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (исторический аспект) / С.Э. Жилинский. – М.: Норма; 2018. – 944 с.
4. Зубарева, О.Г. Историческое становление лизензионной деятельности. / Зубарева О.Г., Шишов А. В. / Северо-Кавказский вестник. – 2018. – С. 35–37.
5. Каширина, Ю.П. Лицензирование в Республике Беларусь / Ю.П. Каширина // Современное право. – 2018. – С. 14–19.
6. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: НОРМА, 2017. – 608 с.
7. Бирюков, П.Н. Правовое регулирование туристской деятельности: учеб. пособие / П.Н. Бирюков. – М. : Юрист, 2019. – 319 с.
8. Организация туризма: учеб. пособие /А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева [ и др.]. – 2-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2018. – 640 с.
9. Дехтярь, Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме : учеб. пособие / Г.М. Дехтярь. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 256 с.
10. Беляева, Т.А. Туризм по правилам и без / Т.А. Беляева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
11. Легков, М.А. Турбизнес без ошибок: лицензирование, договоры, экскурсии, агроэкотуризм / М.А. Легков. – Минск : Регистр, 2019. – 100 с.
12. Витушко, В.А., Головко, А.А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности / В.А. Витушко, А.А. Головко. – Минск: 2017. – 400 с.
13. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г. № 475 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
14. Куликова, Т.В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: дис....канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.В. Куликова. – Рост. н/Д, 2018. – 314 с.
15. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 25 октября 2000 г. № 441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. утвержден Советом Республики 12 окт. 2000 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
16. Об утверждении Инструкции о стандартах безопасной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [Электронный ресурс]: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137. // СТАНДАРТ. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
17. Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности [Электронный ресурс]: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря. 2012, № 640 // СТАНДАРТ. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
18. Об утверждении Инструкции о требованиях к бизнес-плану, стратегическому плану развития банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядка оценки таких планов [Электронный ресурс]: постановление Правления Национального Банк Республики Беларусь, 30 октября 2012 г., № 554 // СТАНДАРТ. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
19. Об утверждении Инструкции по организации корпоративного управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации [Электронный ресурс]: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 октября. 2012, №557 // СТАНДАРТ. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
20. Олюнина, И. В. Виды туристической деятельности : электронный учебно-методический комплекс для специальности / И. В. Олюнина. – Минск: БГУ, 2018. – 28 с.
21. О развитии предпринимательства [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
22. Новиков, В.Н. Правовое регулирование туристической деятельности : учеб.-метод. комплекс / В. Н. Новиков, Д. Н. Киселёв. – Минск : БГУФК, 2016. – 246 с.
23. Шорец, В. М. Правовое обеспечение туристической деятельности : учеб.-метод. по- собие / В. М. Шорец. – Минск : РИПО, 2019. – 130 с.
24. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
25. Миловзорова, Ю.С. Возможность применения франчайзинга в Республике Беларусь / Ю.С. Миловзорова // Вестн. Молодеж. науч. о-ва. –2017. – № 5/6. – С. 45-50.
26. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноябр. 1998 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
27. Гущин, И.В. Понятие франчайзинга / И.В. Гущин // Система права и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития. – Гродно, 2009. – Ч. 1. – С. 293-296.
28. Колядко, И.Н. Договор франчайзинга в правоприменительной практике / И.Н. Колядко // Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь. – Минск, 2018. – С. 205–207.
29. Сокол, С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь / С.Ф. Сокол, Ю.С. Миловзорова. – Минск: БИП-С Плюс, 2016. – 128 c.
30. Халецкая, Т.М. Франчайзинг в системе обязательственного права / Т.М. Халецкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2019. – № 6. – С. 81-87.
31. Шинкарь, Ю. Экономико-правовая необходимость классификации договора франчайзинга / Ю. Шинкарь // Сац.-экан. i прававыя даслед. – 2018. – № 1. – С. 73-85.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты