Физическая реабилитация при бронхиальной астме
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Физическая реабилитация при бронхиальной астме»
по дисциплине: «Реабилитация»
2022
45.00 BYN
Физическая реабилитация при бронхиальной астме
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Реабилитация
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Этиология и патогенез бронхиальной астмы
1.2 Классификация и клиническая картина бронхиальной астмы
1.3 Диагностика бронхиальной астмы
1.4 Лечение бронхиальной астмы
Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Механизм действия физических упражнений
2.2 Методы реабилитации
Глава III. ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность работы. Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на третье-четвертое место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающийся загрязнённостью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.
Бронхиальная астма ¬ – заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной их воспалением и гиперреактивностью. Бронхиальная астма является наиболее распространенным во всем мире заболеванием, представляющим значительную социальную проблему, как для детей, так и для взрослых. Частота этой патологии у детей, например, в США составляет 5-12%. Чаще ею болеют мальчики, нежели девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако с наступлением пубертатного периода распространенность заболевания становится одинаковой у обоих полов. Бронхиальная астма возникает во всех странах, независимо от уровня развития, но ее распространённость различается между популяциями даже внутри одной страны. Бронхиальную астму чаще наблюдают у городских жителей, чем у сельских (7,1% и 5,7% соответственно). За последние 20 лет распространенность этого заболевания заметно возросла, особенно среди детей. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев и смертельных исходов. Поэтому бронхиальная астма не только клиническая, но и социальная проблема. Потому столь актуально научное обоснование принципов и разработка эффективных методов лечения, реабилитации и профилактики необходимости укрепления дыхательной системы больных бронхиальной астмой.
Одним из важнейших средств физической реабилитации больных с бронхиальной астмой являются физические упражнения (ФУ). Применение физических упражнений при бронхиальной астме позволяет улучшить функцию всех органов и систем, оказывает активизирующее влияние на дыхание, укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствует механизм дыхания.
Глава I. Обзор литературы
1.1 Этиология и патогенез бронхиальной астмы
Бронхиальная астма (БА) – заболевание, характеризующееся хроническим воспалением в воздухоносных путях, приводящим к повышенной гиперреактивности в ответ на различные стимулы и повторяющимися приступами бронхиальной обструкции, которые обратимы спонтанно или под влиянием соответствующего лечения. Это аллергическая болезнь дыхательных путей, клинически проявляющаяся частично или полностью обратимой обструкцией, преимущественно мелких и средних бронхов за счет спазма гладкой мускулатуры бронхов, отека их слизистой и гиперсекреции слизи, в основе которых лежит измененная чувствительность (реактивность) бронхов к различным стимулам. БА проявляется в приступах удушья, в основе которых лежит спазм мускулатуры средних и мелких бронхов или набухание их слизистой оболочки.
Бронхиальная астма – широко распространенное заболевание человека. В последние годы отмечается особо бурный рост заболеваемости бронхиальной астмой во всех странах.
У пациентов с диагнозом бронхиальная астма резко изменяется качество жизни, понижается работоспособность. Больные с бронхиальной астмой состоят на диспансерном учете. Связь бронхиальной астмы с определенными факторами производственной среды делают ее самостоятельной нозологической единицей профессиональной патологии. В то же время она остается и одним из видов общей бронхиальной астмы с учетом антигенной структуры промышленного антигена и клинико-патогенетических особенностей.
Развивающаяся у больных бронхиальной астмы сенсибилизация организма лежит в основе аллергического повреждения бронхиального дерева. Существенные изменения при бронхиальной астме происходят в вегетативной нервной системе, нарушается соотношение между симпатическим и парасимпатическими отделами в сторону превалирования последнего.
Патоморфологические изменения в бронхолегочном аппарате проявляется: спазмом и гипертрофией гладких мышц бронхиального дерева, обтурации просветов бронхов и бронхиол вязким секретом с большим содержанием эозинофилов, отечность слизистой оболочки с инфильтрацией тканей тучными клетками и эозинофилами.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Механизм действия физических упражнений
Бронхиальная астма — заболевание, характеризующееся хро¬ническим воспалением в воздухоносных путях, приводящим к повы¬шенной гиперреактивности в ответ на различные стимулы и повторяю¬щимися приступами бронхиальной обструкции, которые обратимы спонтанно или под влиянием соответствующего лечения. Это аллергическая болезнь, аллергоз дыхательных путей, клинически проявляющаяся частично или полностью обратимой обструкцией, преимущественно мелких и средних бронхов за счет спазма гладкой мускулатуры бронхов, отека их слизистой и гиперсекреции слизи, в основе которых лежит измененная чувствительность (реактивность) бронхов к различным стимулам. БА проявляется в приступах удушья, в основе которых лежит спазм мускулатуры средних и мелких бронхов или набухлость их слизистой оболочки.
Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов, и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия. Назначение указанных методов определяется состоянием больного и особенностями течения заболевания [3].
В реабилитации больного бронхиальной астмой физическим факторам воздействия принадлежит ведущая роль. Физическая культура является мощным фактором оздоровительного воздействия на организм больного бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации организма больного, его сердечно - сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции. Активные занятия лечебной физкультурой ведут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Все это вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки и укрепляет дыхательную мускулатуру, способствует устранению нарушений в сфере нейроэндокринной регуляции, снижению повышенной лабильности бронхов, восстановлению нормального механизма дыхания, нормализации деятельности других внутренних органов.
Глава III. Программа реабилитации
В данной главе более конкретно представлена методика ЛФК и массажа при бронхиальной астме. Главной задачами стоит восстановить здоровье и трудоспособность больного, не допустить осложнений и последствий патологического процесса.
Целью ЛФК является: снижение напряжения и укрепление дыхательной мускулатуры, установление нормального соотношения дыхательных фаз, увеличение кровотока в работающих мышцах и повышение утилизации кислорода тканями.
Комплекс ЛГ
Вводная часть:
1. И. п. – стоя. Ходьба на месте. Дыхание ритмичное. Темп средний. Продолжительность упражнений – 3 мин.
2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки поднять к плечам. Производить вращательные движения рук в плечевом суставе вперед-назад, по 3–4 раза в обе стороны. Темп средний, дыхание произвольное.
3. И. п. – стоя. Руки поднять к плечам. На вдохе (4 с) наклонять туловище влево, вправо; на выдохе (6 с) поднять руки вверх; затем вернуться в исходное положение, руки опустить, расслабиться. Темп медленный. Упражнение выполняется 4–5 раз.
4. И. п. – сидя на стуле, ноги выпрямлены. Упражнение заключается в сгибании и разгибании стоп, что сочетается с дыхательными фазами вдоха и выдоха. Темп средний, дыхание произвольное. Упражнение выполняется 5–6 раз.
5. И. п. – стоя, руки на поясе. На вдохе (4 с) развести руки в стороны и сделать поворот туловища в правую сторону, вернуться в исходное положение. На выдохе (6 с) развести руки в стороны и сделать поворот туловища в левую сторону. Темп средний. Упражнение выполняется 4–5 раз.
6. И. п. – сидя на стуле, откинувшись. Расслабиться, руки произвольно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить. Отдохнуть 2–3 мин.
Основная часть:
1. И. п. – стоя с опорой на спинку стула. Дыхание глубокое. На выдохе произнести сочетания «бр-р» и «пр-р» продолжительностью 6 с. Темп медленный. Упражнение выполняется 3–4 раза.
2. И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Дыхание произвольное. Темп средний. Произвести наклоны туловища в стороны по 3–4 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было выявление эффективности физической реабилитации при бронхиальной астме. В ходе работы выявлены эффективные методы физической реабилитации, дано определение понятию «бронхиальная астма», а также сделан ряд выводов:
1) Итак, бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит хроническое воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменениями чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья, астматическим статусом или, при отсутствии таковых, симптомами дыхательного дискомфорта (приступообразный кашель, дистантные хрипы и одышка), сопровождающегося обратимой бронхиальной обструкцией на фоне наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям, внелегочных признаков аллергии, эозинофилии крови и/или эозинофилов в мокроте.
2) Проведенный анализ изученной литературы свидетельствует о том, что бронхиальная астма занимает ведущее место в патологии дыхательной системы. Подтверждена актуальность и обоснована необходимость проведения комплексных мероприятий у больных с заболеваниями бронхиальной астмы. Показаны средства лечебной физкультуры, методики проведения занятия. Отражены основы лечения бронхиальной астмы. Ведущую роль в профилактике и лечении бронхиальной астмы имеет ЛФК, так как восполняет недостаток двигательной активности современного человека. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность. ЛФК совершенствует функции систем, снижает напряжение дыхательной мускулатуры и укрепляет ее, увеличивает подвижность грудной клетки и позвоночника, улучшает осанку, нормализует нервные процессы в ЦНС, укрепляет иммунитет.
3) В физической реабилитации при бронхиальной астме нужно включение всех необходимых средств ЛФК для нормализации функций дыхательной системы.
Применение ФУ при бронхиальной астме позволяет использовать все четыре механизма их лечебного действия: тонизирующего влияния, трофического влияния, формирования компенсаций и нормализации функций. Улучшение функций всех органов и систем под воздействием ФУ предупреждает осложнения, активизирует защитные силы организма и ускоряет выздоровление. Также из средств физической реабилитации при бронхиальной астме широко используется массаж, физиопроцедуры. В занятиях ЛФК при бронхиальной астме важно строго соблюдать основные дидактические принципы: доступность и индивидуализация, систематичность и постепенность повышений требований.
1. Аллергические болезни: пособие / Новиков Д.К., Новиков П.Д., Выхристенко Л.Р., Титова Н.Д. – Витебск: ВГМУ, 2012. – 204 с.
2. Бирюков, А. А. Лечебный массаж : учебник для вузов / А. А. Бирюков. – М. Академия, 2004. – 361 с.
3. Вайнер, Э. Н. Лечебная физкультура : учебник / Э. Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 424 с.
4. Васечкин, В. И. Справочник по массажу для ср. мед. работников / В. И. Васечкин. – 2-е изд., стер. – СПб: Гиппократ, 1992 – 174 с.
5. Гандельсман, А. Б. Физическая культура и здоровье / А.Б. Гандельсман. – Ленинград: «Знание», 1986. – 31 с.
6. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2011 г. Перевод с английского. / Под ред. А.С. Белевского. М.: Российское респираторное общество, 2014. – 148 с.
7. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура (кинезотерапия) : учебник для студентов высших учебных заведений / В. И. Дубровский. – 2-е изд.,стер. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 608 с.
8. Дубровский, В. И. Массаж : учебник / В. И. Дубровский. – М.: Владос, 1989. – 496 с.
9. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура : учебное пособие / В. А. Ефипанов. – М. 2006. – 570 с.
10. Епифанов, В. А. Медицинская реабилитация / В. А. Ефипанов. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 328 с.
11. Зильбер, А.П. Этюды респираторной медицины / А. П. Зильбер. – М.: МЕД, 2007. – 792 с.
12. Клинический протокол диагностики и лечения бронхиальной астмы : Приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 05.07.2012 г. № 768. – Прил. № 3. – 20 с.
13. Корхин, М. А Лечебная физическая культура / М. А. Корхин, И. М. Рабинович. – Лениздат, 1990. – 140 с.
14. Мартынов, А. И. Внутренние болезни / А. И. Мартынов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 648 с.
15. Милькаманович, В. К. Диагностика и лечение болезней органов дыхания / В. К. Милькаманович. — Мн.: Полифакт-Альфа, 1997. – 360 с.
16. Милюкова, И. В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. – Санкт-Петербург: «Сова», 2005. – 862 с.
17. Новиков Д.К. Клиническая аллергология. – Мн.: Вышэйшая школа, 1991. – 511 с.
18. Пономаренко, Г. Н. Руководство по физиотерапии / Г. Н. Пономаренко, Г. Н. Воробьев. С-Пб., «Балтика», 2005. – 400 с.
19. Пономаренко, Г. Н. Ингаляционная терапия хронических обструктивных болезней легких / Г. Н. Пономаренко, Г. Н. Свистов. С-Пб., ВМА, 2004. – 220 с.
20. Попов, С. Н. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физ. культуры / С. Н. Попов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с
21. Щетинин, М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» / М. Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2007. – 128 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты