Пути снижения себестоимости продукции белорусского предприятия
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Пути снижения себестоимости продукции белорусского предприятия»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Пути снижения себестоимости продукции белорусского предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Структура и содержание себестоимости выпускаемой продукции
2 Основные факторы формирования себестоимости продукции
3 Пути снижения себестоимости продукции на белорусском предприятии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В рыночной экономике основной функцией организаций является производство товаров и услуг, необходимых потребителям. Производственная функция выражает корреляцию, существующую в каждой организации между выпуском и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любой организации во многом зависит от постоянного мониторинга использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и поиска резервов для снижения их стоимости.
Одной из основных задач промышленной организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов собственника организации. Удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах регулируется государством экономическими методами. Успех организации в выполнении основной задачи зависит от того, насколько тщательно изучен спрос, тенденция его изменения, требования к качеству продукции.
Удовлетворение потребностей организации в материальных ресурсах может быть обеспечено двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Обширный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, увеличение производства с использованием существующих технологических систем привело к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности организации в материальных ресурсах должен осуществляться за счет их более экономного использования в производственном процессе или интенсивного.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных организаций, является себестоимость продукции. Финансовые результаты организаций, степень расширенного воспроизводства и финансовое состояние субъектов хозяйствования зависят от их уровня.
Анализ затрат на производство продукции, работ и услуг чрезвычайно важен. Это позволяет выяснить тенденции по этому показателю выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его рост и на этой основе оценить работу организации по использованию возможностей и создать резервы для снижения себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта при наименьших затратах, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как компания решит снизить себестоимость продукции.
Непосредственной задачей анализа является: проверка достоверности плана по себестоимости, прогрессивных стандартов затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов для снижения затрат; найти способы их мобилизации.
1 Структура и содержание себестоимости выпускаемой продукции
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации товаров, себестоимость продукции занимает одно из ведущих мест. Данный показатель отражает различные стороны финансово-экономической и производственной деятельности предприятия: степень использования ресурсов, качество работы отдельных работников и др. Себестоимость характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Затраты – размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определенный временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Себестоимость – это денежное выражение затрат, необходимых на производство и продажу продукции (работ, услуг). В этом важнейшем для любой организации показателе отражаются многие стороны ее финансово-хозяйственной деятельности [2, с. 82].
Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Е.М. Попов считает, что себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» [16, с. 174].
Э. И. Крылов определяет себестоимость продукции, как «затраты производственных и финансовых ресурсов, использованных для изготовления и выпуска продукции» [14, с. 170].
Н. Л. Зайцев определяет себестоимость промышленной продукции, как «текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме» [11, с. 286].
2 Основные факторы формирования себестоимости продукции
Для любой организации качество принимаемых управленческих решений является залогом ее эффективной работы.
Для грамотного и эффективного управления затратами необходимо знать какие факторы влияют на величину и динамику затрат. Однако явно недостаточно знать, какие факторы оказывают влияние, необходимо определить характер такого воздействия и оценить его с приемлемыми количественными объяснениями. Эта задача призвана решить широкий спектр методологических приемов экономического анализа.
Теория факторного экономического анализа базируется на ряде ключевых понятий. В экономических исследованиях под фактором часто понимают условия, в которых протекают экономические процессы, и причины, влияющие на них. Деятельность предприятия сложна и многогранна. Это сложный взаимосвязанный экономический процесс, характеризующийся системой показателей, зависящих от множества различных факторов. Тщательное изучение всего комплекса факторов, влияющих на динамику реализации программ и управления ими, позволяет правильно оценить результаты деятельности предприятий, выявить и использовать резервы повышения их экономического потенциала, повышения производительности труда. [19, с.37]
В нашем случае результирующим показателем является себестоимость продукции, рассмотрим более подробно факторы, влияющие на нее.
На первый взгляд, основным способом изменения себестоимости продукции, безусловно, является экономия всех ресурсов, используемых в процессе производства и реализации. Однако себестоимость продукции-понятие сложное, она зависит от воздействия большого количества различных факторов. Классифицируйте их.
Все факторы, прежде всего, можно разделить на две основные категории: внешние источники, а именно факторы внешнего происхождения, т.е. находящиеся вне данного предприятия, и внутреннего порядка. К внешним факторам относятся: изменение цен на материалы, полуфабрикаты, топливо, инструмент и другие ценности, получаемые предприятиями для производственных нужд; изменение установленной минимальной заработной платы, а также различных обязательных взносов, отчислений и начислений.
3 Пути снижения себестоимости продукции на белорусском предприятии
На себестоимость влияет множество факторов: производственных и внешних. Производственные факторы – это эффективность работы персонала, количество сотрудников, автоматизация производства и прочее. Внешние неподвластны собственникам предприятия. Это налоги, стоимость сырья, тарифы, цена топлива и прочее [1, c.190].
Снижение себестоимости не бывает быстрым, но воздействуя на разные факторы, можно уменьшить расходы на изготовление товаров. Для этого можно использовать один из способов [19, c.36]:
– автоматизация, внедрение технологий. Внедрение технологий требует вложений на начальном этапе, но оно экономически оправдано, поскольку снижает себестоимость производства. Машинный труд дешевле ручного, к тому же автоматизация наращивает скорость и объемы выпуска товаров.
– смена деловых партнеров: поставщиков, перевозчиков и так далее. Важно грамотно подойти к выбору партнеров, учесть стоимость их услуг и географическое расположение: чем ближе поставщик сырья, тем меньше расходы на доставку.
– оптимизация штата. Она должна происходить не за счет рядовых работников, на которых ложится производство, упаковка и прочие базовые, основные дела, а за счет управленческого состава. Когда на каждого работника приходится по руководителю, штат управленцев пора сокращать. Если вы попытаетесь сократить сотрудников, которые заняты непосредственно в производстве, не автоматизировав процесс, скорость и качество производства сразу просядут.
– повышение квалификации. Чтобы уменьшить количество брака, ускорить производство и повысить качество товаров, можно обеспечить дополнительное образование сотрудникам: семинары, тренинги, обмен опытом.
– повышение производительности труда. Производительность – это объем работ, который каждый сотрудник выполняет за единицу времени. Поскольку работники получают фиксированную заработную плату, они не слишком заинтересованы в том, чтобы выполнять свои обязанности быстрее, поэтому руководство должно мотивировать сотрудников к более быстрому выполнению задач. Для этого можно изменить систему оплаты, привязав ее к количеству и качеству продукции, или использовать материальные поощрения за выработку.
– рационализация потребления. Нельзя ли сократить потребление этих ресурсов за счет более рационального их использования? Например, при пошиве одежды можно более экономно раскраивать ткань, старую технику можно заменить энергосберегающей, а на транспорт поставить систему слежения за расходом топлива.
Заключение
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации товаров, себестоимость продукции занимает одно из ведущих мест. Данный показатель отражает различные стороны финансово-экономической и производственной деятельности предприятия: степень использования ресурсов, качество работы отдельных работников и др. Себестоимость характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации. От правильности ее исчисления зависит формирование величины прибыли, она является базой для расчета оптовых цен и др. Поэтому перед учетом и анализом затрат на производство ставятся следующие задачи: наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с их нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее; исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов; выявление и оценка экономических результатов производственной деятельности структурных подразделений; систематизация информации управленческого учета производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер - окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы и т.п.
Себестоимость продукции организации является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.
При анализе себестоимости продукции определяются причины результирующей экономии или допустимого перерасхода средств с целью создания резервов для дальнейшего сокращения затрат. Такими резервами могут быть: снижение норм расхода сырья; экономия за счет замены одних видов сырья, материалов, топлива другими, более прогрессивными; снижение потерь от брака и производственных отходов; наиболее полное использование при производстве вторичных ресурсов и побочных продуктов; повышение производительности труда; оптимизация затрат на заработную плату; рост качества продукции.
Анализ себестоимости продукции начинается с анализа сметы затрат на производство и реализацию продукции, которая включает в себя все затраты, необходимые для производства запланированного объема продукции, сгруппированные по однородности по характеру, независимо от того, где они используются и их сфера. Смета расходов для организации в целом формируется на основе смет стоимости основных единиц (МВЗ), при разработке которых учитывались сметы вспомогательных и ремонтных мастерских.
1 Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д., Костин И. Б. Экономика организации (предприятия). Учебник. — М.: Дашков и Ко. 2020. 290 с.
2 Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами : учеб. пособие / И.А. Бланк. – М. : Омега-Л, 2017. – 158 c.
3 Борисова, А. Н. Управление себестоимостью продукции на производстве / А. Н. Борисова, А. В. Сапунов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов V Международной НПК. – 2017. – С. 52-55.
4 Бригхем, Ю. А. Финансовый менеджмент : полный курс лекций / Ю.А. Бригхем. – М. : Юнити, 2017. – 503 с.
5 Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 c.
6 Гарнов, А.П. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 303 c.
7 Головачёв, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Головачев. - Минск : РИВШ, 2018. - 395 с.
8 Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2019. - 368 c.
9 Гурко, А. И. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции как способ управления затратами на предприятии / А. И. Гурко // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 4. – С. 1036-1039.
10 Ковалев, В.В. Анализ финансового состояния предприятия / В.В. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Финансы и статистика. 2018. – 209 с.
11 Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью, рентабельностью : учеб пособие / В.В. Ковалев. – М.: АСТ, 2017. – 302 с.
12 Коршунов В. В. Экономика организации. Учебник и практикуме. — М.: Юрайт. 2020. 348 с.
13 Новашина Т. С., Карпунин В. И., Косорукова И. В. Экономика и финансы предприятия. Учебник. — М.: Синергия. 2020. 336 с.
14 Остапущенко, А. С. Управление затратами в процессе управленческой деятельности / А. С. Остапущенко // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 10. – С. 168-172.
15 Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. — Москва : КНОРУС, 2019. — 280 с.
16 Самарина В. П., Черезов Г. В., Карпов Э. А. Экономика организации. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.
17 Скуридина, Н. О. Особенности управления себестоимостью продукции / Н. О. Скуридина // Форум молодых ученых. – 2018. – № 7. – С. 890-893.
18 Тертышник М. И. Экономика организации. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2020. 632 с.
19 Шапорова, О. А. Особенности формирования себестоимости продукции и нормативного контроля в управлении затратами промышленных предприятия / О. А. Шапорова, Е. А. Кирпиченко // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. – № 4. – С. 32-37
20 Экономика предприятия: учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. — Москва : КНОРУС, 2019. — 472 с.
21 Экономика предприятия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Торговое дело" / А. Ф. Зимин, В. М. Тимирьянова. - Москва : Форум, Инфра-М, 2018. – 286 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты