Введение
Глава 1 Материальная культура старообрядцев Ветковского района
Глава 2 Духовная культура старообрядчества Ветковского района
Глава 3 Социальная культура старообрядчества Ветковского района
Заключение
Список использованной литературы и источники
Введение
История старообрядчества началась в середине XVII в. В результате реформы патриарха Никона произошел раскол в Русской православной церкви. Сама реформа предусматривала изменения в литургических книгах и некоторых обрядах с целью их унификации с греческими. Значительная часть верующих не приняла этих нововведений и сохранила старые обряды (отсюда и название – «старообрядцы»), за что подверглась гонениям и репрессиям со стороны властей. Убегая от преследований, многие из них переселились в труднодоступные места и отдаленные территории, даже за границы России.
Большое количество русских старообрядцев поселились на землях современной Беларуси, которые в тот период входили в состав Великого княжества Литовского. На белорусские земли староверы начали переселяться еще во второй половине XVII в. Однако основная их масса осела здесь в XVIII в. На территории Беларуси старообрядческое население в основном сконцентрировалось в северной и юго-восточной части Беларуси, в том числе и в том месте, где сейчас находится районный центр Ветка.
Актуальность исследования. Русские старообрядцы занимают особое место среди всех этнических групп Беларуси. Из-за консерватизма в быту и изолированности от местного населения старообрядцам долгое время удавалось сохранять особенности своей этнокультуры. За более чем трехсотлетний период проживания в Беларуси они не только развили свою культуру, чем пополнили и разнообразили культурное наследие страны, но и оказали влияние на местных белорусских жителей. Это придает большую актуальность этнологическим исследованиям старообрядческого населения Беларуси. В постиндустриальном обществе актуальной является проблема глобализации. Для нивелирования отрицательного влияния данного феномена на культуру необходимо противопоставить ему традиционную идентичность. Показательной в данном плане является культурная и религиозная идентичность старообрядцев.
В белорусской и зарубежной историографии накопился значительный объем работ, в которых рассматривается история и культура старообрядцев Беларуси. В конце ХVIIІ в. изучение старообрядчества инициировалось со стороны православной церкви. К работам такого плана можно отнести книгу А. И. Журавлева (А. Ионнова) «Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем». В 1795 г. работа была переиздана в 4 частях под названием «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, да называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем».
Глава 1 Материальная культура старообрядцев Ветковского района
Большим разнообразием отличается ветковская резьба по дереву. Старообрядцы Ветки говорили: «мой дом – мой храм». А значит, украшали жилища не только внутри – иконами, старыми духовными книгами, оригинальными предметами мебели, но и снаружи. На окнах, крышах и воротах оживали целые сюжеты.
Декорирование домов резьбой, ставшее визитной карточкой города, изначально было связано с изготовлением киотов – изящных деревянных рам-ковчегов для икон. Мастера обучались этому делу, сперва практикуясь в создании оконных рам и накладных элементов, которые гораздо больше по размеру, чем иконы. Лишь затем умельцы могли приступить к столь тонкому делу как киотная вырезка. Мастерство создания деревянных узоров в Ветке передавалось на протяжении нескольких столетий. Оно наследовало приемы и растительные мотивы золоченых иконостасов, украшенных «навылетной белорусской резью», которая распространилась с XVII века. Поэтому киотную манеру резьбы в архитектуре можно назвать настоящим шедевром Ветковского края.
Производственно-хозяйственна деятельность староверов в отличие от культово-обиходовой была совершенно откровенно направлена на интенсивное проникновение в хозяйственную жизнь местного населения. Торговля, ремесленные промыслы, садоводство, огородничество старообрядцев изначально были товарными. По свидетельству современников, хозяйственная деятельность, быт, уклад жизни старообрядцев конца XIX века выгодно отличались от соседних этносов.
У них были большие деревянные избы, которые были срублены по-великорусски с косящатыми окнами, украшенными резьбой великорусских образцов; высокий тесовый забор окружает весь двор; ворота и калитка облицованы затейливой резьбой; на воротах восьмиконечный крест. За забором виднеются хозяйственные постройки, амбары, сараи, столь же основательно сделанные. Неизменная принадлежность двора – колодец. Двор усыпан песком, кругом чистота, необычная для коренных жителей края; за двором виднеется фруктовый сад [14].
Богатый старообрядец устраивает свой дом на русский купеческий лад. Его дом состоит из нескольких комнат, хорошо обставленных мягкой мебелью. В доме устраивается отдельная «молельня», вся уставленная, за исключением задней стены, образами в богатых окладах; в углу постоянно теплится лампада.
Глава 2 Духовная культура старообрядчества Ветковского района
Конфессиональная замкнутость и расположенность за пределами России способствовали закреплению в художественной практике Ветковских местных особенностей, сохраняемых благодаря династической преемственности мастерства. Своеобразие иконописи на Ветке проявилось и в создании новых иконографий.
Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега из древесины мягких пород, осины и тополя, сильно подверженных воздействию жучка-точильщика. Для паволоки использовались льняные, позже хлопчатобумажные промышленного производства ткани. Графья присутствовала всегда; рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу и затем поверхность золотилась. Характерной чертой ветковских икон стало одновременное сочетание большинства распространенных техник и приемов письма (цировка, цвечение золота, черневая роспись, впроскребку). при золочении нимбов нередко применялось глассирование, они выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом цировки, цветом (красной и тонкой белой линиями), иногда по западному типу – сочетанием прямых и зигзагообразных лучей [18, c. 34-35].
В разделке одежд твореным сусальным золотом использовался рисунок (в перо, в зигзаг, в рогожку и др., а также свободной формы) в технике золото-пробельного письма (техника инакопи не использовалась); только на ветковских иконах встречается унаследованная от мастеров Оружейной палаты разделка одежд охрой или белилами по золоту. Влияние этих мастеров сказалось также в одновременном применении золота и серебра при написании орнаментов одежд поверх складок, в т. ч. в «теневых» местах. Особенностью икон такого письма является высокое качество олифного покрытия.
В ветковской иконе сохранялось свойственное для традиц. иконописи отношение к свету как Фаворскому, но и свет, и цвет частично изменили свои качества, поскольку все больше внимания уделялось красоте видимого мира. На вкусы ветковцев наложила отпечаток жизнь в пределах Малороссии. Яркое многоцветие южного колорита они воспринимали как образ Эдемского сада, отсюда повышенная декоративность, обилие растительных орнаментов (нарциссы, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканфа, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, раковины).
Кровли архитектурных сооружений украшались декором в виде полукружий, рыбьей чешуи, черепицы, лемеха, диагональной сетки с орнаментом внутри. На орнаментацию одежд оказали влияние узоры западных и восточных привозных тканей. От мастеров Ярославля и Костромы был унаследован интерес к усложненным композициям, любовь к узорочью и орнаментам, в частности, были восприняты и развиты костромские орнаментальные рамки, отделяющие средник иконы от полей, часто с наугольниками др. цвета и орнамента.
Глава 3 Социальная культура старообрядчества Ветковского района
В конце XVII в. Ветка строилась как «Малая Москва», с сохранением тех же функциональных черт. По широко бытующим и сейчас свидетельствам, переходящим из уст в уста на Ветке, и Красная площадь, и Покровский собор появились здесь не случайно, а были связаны с подражанием всему московскому, как и стремление сохранить до мелочей все московские обычаи и традиции в храмовом и домашнем благочестии, в богослужении [4, c. 38].
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен на Ветке в 1695 г. С этого времени здесь совершалась литургия. Хотя и с канонической, и со старообрядческой точки зрения в освящении этого храма — тремя беглыми попами с «чужим» антиминсом, без благословения архиерея — было много сомнительного. Но, во многом благодаря храму, Ветка стала одним из главных центров поповщины. Вскоре вокруг храма возник Покровский монастырь, к которому, пересекая границы Российской империи, устремилась масса паломников, как и разного рода беглых солдат, фабричных людей, крепостных, разоренных мужиков. Нашел здесь приют и Емельян Пугачев, который в составе армии генерала Маслова принимал участие «во второй выгонке» Ветки в 1764 году. К 30-м годам XVIII столетия Ветка становится крупным поповским центром в противовес Выговскому беспоповскому. К ней «прислушивались и духовно подчинялись поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика, как и все поповщинские колонии раскола в юго-западной, юго-восточной России» [17, c. 152].
Ветковцы славились своей домовитостью, предприимчивостью, хозяйственностью. Для них важно было твердо стоять на земле, ощущать опору в земной реальности. Ветка осмысляла себя призванной дать образец противостояния антихристову царству и обустроить земную жизнь в уподоблении жизни в райском саду, в отделенности и ожидании грядущего спасения, чтобы в эсхатоне все возвести ко Христу. Способы противостояния распаду мира для ветковцев были вполне понятными, почти прописными. Они заключались в восстановлении церковного благолепия, в укреплении и очищении православия, а знаком восстановления христианского благочестия стал обряд. Его сила приобретала некоторые основания в связи с нерадивостью и непросвещенностью архиереев [9, c. 489].
В ветковских скитах и монастырях богослужение совершалось по Иосифовскому уставу без опущения. Здесь чтецы читали неспешно, внятно. Все общество молящихся крестилось как один и в одно время. Богослужение продолжалось 4–5 часов подряд [17, c. 272]. Все это, наряду с хозяйственным укладом жизни, привлекало множество православных из народной среды. Картина церковного благолепия старообрядческого служения глубоко действовала на сердца набожных простых русских людей, которые зачастую выражали свою веру только в одних благочестивых обычаях.
ЗаключениеТаким образом, ключевыми изменениями богослужебной реформы патриарха Никона можно считать: замену земных поклонов поясными в молитве Ефрема Сирина, замену двоеперстия троеперстием, исправление богослужебных книг и икон, был изменен порядок ведения служб, сократились полномочия священников, но при этом возвысился его статус над прихожанами, а также были проведены некоторые обрядовые реформы. Кроме того, говоря о важнейших изменениях в ходе реформы, нельзя не упомянуть замену написания имени Бога с Исус на Иисус, а также изменения изображения православного креста на просфорах. Данные преобразования существенно изменили привычный порядок деятельности церкви, причем как в глазах мирян, так и в глазах священнослужителей, что привело к частичному непринятию данных изменений, за которыми последовал раскол в церкви, существующий и на данный момент.
Тема старообрядчества на протяжении веков волновала многие выдающиеся умы, она проявлялась и в литературе и в изобразительном искусстве. Так, на пример, выдающийся русский живописец Василий Иванович Суриков написал знаменитую картину «Боярыня Морозова». На которой изобразил Феодосию Прокофьевну Морозову – деятельницу русского старообрядчества, которая ныне почитается как святая. Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».
Староверы благодаря своей обособленности сохранили древнерусские традиции. Старообрядчество всегда было верным хранителем наследия Древней Руси, оно стремилось сохранить в неизменности весь уклад жизни русского человека. Это было тем более необходимо, что происходившая в России XVII – XVIII вв. ломка традиций и общий натиск европейской культуры сопровождались отпадением от веры. Старообрядчество смогло вздохнуть свободно в 1905 году благодаря указу Николая II, благодаря этому указу староверы за короткое время построили много храмов.
Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера – это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта. Ветковское согласие отличалось от других направлений (толков) старообрядчества. Поповцы-ветковцы осуждали самосожжение, признавали иконы, написанные мастерами другой веры, не считали грехом еду и питьё вместе с православными. Они готовили и использовали в богослужении своё миро, иначе, чем другие старообрядцы принимали перешедших из православия иноков и мирян.
1 Абрамов И. С. Старообрядцы на Ветке (Этнографический очерк) / И. С. Абрамов. – СПб.: Тип. М.П.С., 1907. – 34 с.
2 Алепский, П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским : (По рукописи Моск. гл. арх. М-ва иностр. дел). Вып. 1–5 / Пер. с араб. [и предисл.] Г. Муркоса. – Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1896–1900. 5 т.
3 Веселова, А.П. Семья в старообрядческой культуре. Опыт исторического исследования: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Томск, 2007. – 25 с.
4 Довгялло, Д. И. К истории Ветки // Могилевская старина : Сб. статей «Могилевских Губернских Ведомостей» / Под ред. Е. Романова. Вып. 1 : 1898 и 1899 гг. Могилев : Тип. Губ. правления, 1900. – С. 37–40.
5 Гарбацкі, А. А. Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII — пачатку XX ст.ст. / А. А. Гарбацкі. – Брэст: БрДУ, 1999. – 202 с.
6 Горбацкий, А. А. Старообрядчество на белорусских землях / А. А. Горбацкий, Брест: БрГУ, 2004. – 305 с.
7 Гарбацкі, А. А. Царкоўны раскол і стараверы на Беларусі ў другой палове XVII – пачатку XX стст. / А. А. Гарбацкі. – Брэст, 1999. – 202 с.
8 Захаркевич, С. А. Этнические меньшинства на территории Беларуси в XIV–XVIII веках: стратегии культурной адаптации: автореф. дис… канд. истор. наук: 07.00.07; ГНУ «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы, НАН Беларуси». Минск, 2010. 17 с.
9 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество : Духовные движения XVII века / С. А. Зеньковский. – Munchen : Wilhelm Fink Verlag, 1970. 528 c
10 Іваноў, У. Аб кабетах, якія «папуюць»: аб ролі і месцы жанчынаў у рэлігійным жыцьці стараверства Віцебшчыны / У. Іваноў // Женщины в политике: новые подходы к политическому. Феминистский образовательный альманах. – Вып. 2. – Личное как политическое. – 2013. – C. 31–37.
11 Іваноў, У. Пра беларускі ўплыў на віцебскіх старавераў / У. Іваноў // Палітычная сфера. Часопiс палiтычных даследаванняў. – 2008. – № 10. – С. 102–107.
12 Іваноў, У. Эвалюцыя тоеснасці і культуры старавераў паўночнай Беларусі, канец XІX — пачатак XXІ стагоддзя / У. Іваноў // Палітычная сфера. Часопiс палiтычных даследаванняў. – 2010. – № 14. – С. 195–210.
13 Касперович Г. И. Русские // Кто живет в Беларуси / А. Вл. Гурко [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск: Беларус. навука, 2012. – С. 204–269.
24 Кочергина, М. В. Русское старообрядчество и сохранение культурного наследия: история и современность / М. В. Кочергина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38502314.
15 Кочергина, М. В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Монография / М. В. Кочергина. – Брянск: Издательство «ООО «Ладомир», 2011. − 451 с.
16 Леонтьева, С. В старообрядческой среде Ветки огромное внимание удялось обучению грамоте / С. Леонтьева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vetkagolos.by/2016/10/25/v-staroobryadcheskoj-srede-vetki-ogromnoe-vnimanie-udelyalos-obucheniyu-gramote/.
17 Лилеев, М. И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье. XVII –XVIII вв. Вып. 1. / М. И. Лилеев. – Киев, 1895. – 98 с.
18 Нячаева, Г. Ікона на Ветцы: 3 гісторыі сгараабрадчае культуры ў Беларусі / Г. Нячаева. – Спадчына. – 1994. – № S. – С. 59 – 68.
19 Нячаева, Г. Р. Веткаўскі дзяржаўны музей народнай творчасці / Г. Р. Нячаева // Этнаграфія Беларусі. – Мінск: БелСЭ, 1989. – 108 с.
20 Саламыкін, М. І. Дарожныя нататкі. Веткаўскі раен, Гомельшчына / М. І. Саламыкін // Наш край. – 1929. – № 6–7. – С. 58–65.
21 Сахута, Я. М. Веткаўская разьба / Я. М. Сахута // Этнаграфія Беларусі: Энцыклап. – Мінск: БелСЭ, 1989. – С. 108.
22 Семёнов, М. еп. Письма о преподавании Закона Божия // М. Семёнов, еп. Святая литургия. Письма о преподавании Закона Божия. – Барнаул: Изд-во Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, Лествица, 2002. – С. 53–122.
23 Хурсан, Т. І. Асаблівасці сямейных традыцый стараабраднікаў Усходняй Беларусі / Т. І. Хурсан // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – 2008. – Вып. 4. – С. 429–435.
24 Хурсан, Т. І. Вясельны абрад стараабраднікаў Беларускага Падняпроўя / Т. І. Хурсан // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – 2016. – Вып. 21. – С. 276–282.
25 Хурсан, Т. І. Рассяленне і заняткі стараабраднікаў на тэрыторыі Усходняй Беларусі / Т. І. Хурсан // Беларускі гістарычны часопіс. 2008б. № 9. С. 18–25.
26 Хурсан Т. І. Рэлігійная дзейнасць стараабраднікаў Усходняй Беларусі ў XX стагоддзі / Т. І. Хурсан // Беларусь у XIX–XXI стагоддзях: праблемы этнакультурнага і нацыянальна-дзяржаўнага развіцця: зб. навук. артыкулаў / УА «ГДУ імя Ф. Скарыны». – Гомель: ГДУ, 2013. – С. 221–229.
27 Хурсан Т. І. Рэлігійная культура стараабраднікаў Усходняй Беларусі / Т. І. Хурсан // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – 2008. – Вып. 4. – С. 435–441.
28 Хурсан, Т. І. Стараабраднікі Беларусі: мінулае і сучаснасць / Т. І. Хурсан. – Мінск: Бел. навука, 2020. – 175 с.
29 Швец, А. С. Рождение старообрядчества как феномена русской культуры / А. С. Швец. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32731552.
30 Шемякин, Я. Г. Старообрядчество и процесс формообразования российской цивилизации / Я. Г. Шемякин // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 98 – 108.