Введение
Ваньковичи — древний дворянский белорусский род герба «Лис». Свое начало род Ваньковичей берет в глубокой старине. Первое упоминание о роде относится к 1499 году. В XIX веке имя Валентия Мельхиоровича Ваньковича было известно не только в Российской империи, но и в Европе. Художник создал много произведений, однако большая часть картин, написанных им, погибла в огне войн и революций. Сохранившиеся работы разбросаны по музеям и частным коллекциям в Англии, Франции, Италии, Польше, Литве и России. В белорусской истории особое место занимает древнейший род Ваньковичей. Актуальность выбранной темы обуславливается развитием интереса к культуре Беларуси в целом, и к творчеству белорусского художника В.М. Ваньковича в частности. На примере жизни выдающихся деятелей рода можно проследить политические и социальные процессы, которые происходили на белорусских землях, а также состояние культуры, духовности общества.
Актуальность выбранной темы обуславливается развитием интереса к культуре Беларуси в целом, и к творчеству белорусского художника В.М. Ваньковича в частности. На примере жизни выдающихся деятелей рода можно проследить политические и социальные процессы, которые происходили на белорусских землях, а также состояние культуры, духовности общества.
Некоторые из представителей рода внесли свой вклад в развитие белорусского искусства. Ярчайшим из них был Валентин Мельхиорович Ванькович (12.05. 1800 – 12.05. 1842) – знаменитый белорусский художник, проживший всего 42 года и умерший не на родине. Его произведения находятся в государственных и частных собраниях Франции, Англии, Польши, Литвы и России. Этот художник получил хорошее образование в Полоцком иезуитском коллегиуме, своё обучение продолжил в престижных учебных заведениях того времени: Виленском университете и Петербургской Императорской академии художеств [2]. В. М. Ванькович оставил после себя богатое творческое наследие. Будучи выдающимся портретистом-классиком, художник стал ярким представителем этого направления на землях Беларуси, тем самым привнеся новое в её культуру.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть творческое наследие Ваньковича в собраниях музеев Беларуси.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историографию и источники по данной теме;
2. Изучить жизненный путь В. Ваньковича;
3. Охарактеризовать творчество В. Ваньковича;
4. Рассмотреть собрание В. Ваньковича в музеях Беларуси.
1 Историография и источники
Художественная культура Беларуси обладает уникальными ресурсами: творческим потенциалом ее создателей, накопленным на протяжении столетий жизнью многих поколений; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям художественной культуры. Все это важные стратегические ресурсы художественной культуры, которые вместе с тем могут быть утрачены в течение жизни двух-трех поколений, если не обеспечить необходимые условия существования и развития культуры. На достижение основных целей развития национальной культуры была также направлена «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы». В разделе этой программы «Развитие отраслей социально-культурного комплекса» отмечалось, что для государства возрождение и развитие национальной культуры, придание ей, важнейшему компоненту духовной жизни общества, статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны является одной из основных целей государственной политики. Определена стратегическая цель - повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, формирование благоприятной жизненной среды нации, укрепление международного авторитета Республики Беларусь. В этой связи была развернута работа по формированию правовой базы культурной деятельности. Принят ряд важных нормативных актов, например, Законы Республики Беларусь: «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г.), «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» (1996 г.), «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» (1996 г.), «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в отрасли сохранения историко-культурного наследия» (1997 г.), « О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижского акта от 24 июля 1971 года, измененного 28 сентября 1979 года)» (1997 г.), «О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» (1999 г.), «О творческих союзах и творческих работниках» (1999 г.), «О ратификации Решения о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» (2000 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (2002 г.), «О кинематографии в Республике Беларусь» (2004 г.).
Первым опытом исследования развития портретного жанра в общем русле развития белорусского искусства стала монография М. Орловой «Искусство Советской Белоруссии». В ней автор определила основные этапы развития изобразительного искусства Беларуси, выявила круг ведущих мастеров станковой живописи и наиболее значимые в художественном плане
2 Жизненный путь Валентия Ваньковича
История Беларуси уникальна тем, что целые роды на протяжении столетий, невзирая на внешние исторические факторы – войны, революции, доминирующее воздействие соседних народов – развивали искусство и культуру, поднимали образование и экономику, способствовали духовному развитию народа, воспитывали высокий патриотизм и любовь к Отечеству. Это Радзивиллы и Тизенгаузы, Сапеги и Огинские, Чапские и Орды и многие другие, но для нашего Борисовского края особое значение имеет один из древнейших родов Беларуси – Ваньковичи.
Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национальный исторический архив Республики Беларусь, Национальный Художественный музей Республики Беларусь, музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в серии «Белорусский родовод» выпустили совместную монографию «Ваньковичи». Минск. «Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броукi». 2012 год. Из старинных преданий можно узнать, что «род древнего дворянского достоинства» известен с первой половины XIV века и ведет свои истоки от сына полоцкого князя Вацлава-Ваньки-Болеслава-Балькона Ваньковича и дочери литовского князя Кейстута. Фамильным гербом Ваньковичей стал «Лис». Представители этого старейшего и знатного рода занимали разные служебные должности в тех политических образованиях, которые имели место на территории современной Беларуси, но прежде всего, так или иначе, они служили на благо своей родной земле. Они были мечниками и чашниками, ловчими и стольниками, губернскими и уездными предводителями дворянства, послами Сейма и офицерами, судьями разных категорий. Не было такого направления государственной и служебной деятельности, где не служил бы шляхетский род Ваньковичей.
В белорусской истории особое место занимает древнейший род Ваньковичей. Актуальность выбранной темы обуславливается развитием интереса к культуре Беларуси в целом, и к творчеству белорусского художника В.М. Ваньковича в частности. На примере жизни выдающихся деятелей рода можно проследить политические и социальные процессы, которые происходили на белорусских землях, а также состояние культуры, духовности общества.
Род Ваньковичей известен с 1350 г., а их фамильным гербом являлся «Лис» (по-польски h. Lis.). Родовое древо 1828 г. начинается со Стефана Ваньковича, указываются потомки только по мужской линии (НИАБ.Ф. 319. Оп. 1. Ед. хр. 23), и в документах Национального архива Беларуси представлено 8 поколений. Всего же в роду автором насчитывается 11 поколений, его представители занимали самые разнообразные должности, о чём свидетельствуют архивные документы.
Представители рода имели развитую систему взаимосвязи между родственниками – «Совет рода Ваньковичей». Совет ¬– это «деятельность
3 Творчество Валентия Ваньковича
Валентий Ванькович является автором многих картин: портреты Александра Пушкина (1826 — 1827 годы), портреты поэта Антония Горецкого, пианистки Марии Шимановской, музыканта Кароля Липинского и другие. Также среди его работ есть литографии «Голова старика», «Автопортрет» и изображения «Вид руин в Италии», «Пейзаж», «Пруд» и другие. Когда Наполеон ступил на территорию Беларуси, семья Ваньковичей находилась в Минске. Двенадцатилетний Валентий видел, какую большую поддержку получил французский император со стороны представителей высших сословий общества, поскольку обещал восстановить ВКЛ. Впечатления детства не покидали художника всю жизнь, постоянно его сопровождал дух Наполеона. Видимо, по этой причине своему кумиру Валентий Ванькович посвятил целую серию полотен, в том числе «Наполеон у костра», «Наполеон над картой Европы», «Апофеоз Наполеона», «Наполеон на острове Святой Елены».
К числу лучших произведений художника принадлежит композиционный портрет «Мицкевич на скале Аю-Даг», написанный в 1828 году (произведение хранится в Народном музее в Варшаве).
Произведения художника хранятся в собраниях Вильнюса, Петербурга, Варшавы, Кракова. Многие работы находятся и в частных коллекциях потомков тех, кого художник писал в первой половине XIX в. Последняя картина Ваньковича «Богоматерь Остробрамская» хранится в парижском соборе Сен-Северин.
В центре белорусской столицы, ее исторической части, открыт дом-музей Ваньковичей, который является памятником дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма [5, c.98-99].
Как и многие местные молодые дворяне начала XIX в. Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме (1811–1818) (с 1813 – факультет свободных наук Полоцкой Академии), затем на отделении литературы и изящных искусств (1818–1824) Виленского университета. Ванькович копирует картины старых мастеров, пишет портреты близких и друзей по университету, впоследствии известных поэтов и общественных деятелей – Т. Зана, Э. Ромера, А. Э. Одинца, Ю. Корсака, А. Мицкевича, Г. Кислинга, Ф. Малевского, А. Товяньского. За выдающиеся успехи решением Совета Виленского университета на средства университета он направлен в Императорскую Академию художеств в Петербурге. С 3 февраля 1825 г. Валентий – студент Академии художеств. За рисунки с натуры получает сначала вторую, а затем и первую серебряные медали, за конкурсную программу «Подвиг киевлянина в 988 году» (1827) получает 2-ю золотую медаль и право на трехгодичное пенсионерство за границей. Поездка не осуществилась, университет не смог ее профинансировать. 1828 год приносит Ваньковичу известность – на выставке в Академии художеств он показывает портрет Адама Мицкевича («Мицкевич на скале Аю-Даг»),
4 Собрание Валентия Ваньковича в музеях Беларуси
Художника XIX века, друга Адама Мицкевича, в Минске помнят две усадьбы на улицах Парниковой и Интернациональной и дом Монюшко на Энгельса. Но в Беларуси, откуда мастер родом, нет ни одного оригинального полотна Валентия Ваньковича. Временно в Национальном художественном музее экспонируется лишь портрет Войцеха Пусловского, привезенный из Литовского художественного музея.
Дом Ваньковичей был построен на рубеже 18-19-ого столетий. Здание выполнено в стиле классицизма, что полностью соответствует традициям того времени. Эта достопримечательность Минска, расположенная в самом центре белорусской столицы, тесно связана с именем Валентия Ваньковича – выдающегося белорусского портретиста. Валентий-Вильгельм Ванькович был выдающимся автором портретов, который был знаменит своим талантом не только на территории Российской Империи, но и далеко за ее пределами. Его работы не раз выставлялись в самых лучших галереях и салонах Европы, в том числе, в Париже. В экспозиции музея представлены восстановленные интерьеры времен портретиста, личные вещи художника, а также некоторые из его работ. Рядом с усадьбой установлен памятник Ваньковичу – «Утро художника»–с палитрой и кистью в руках. На территории здания расположен флигель, который был сильно разрушен. После его восстановления, под его крышей проводятся камерные концерты и музыкальные конкурсы.
Дом-усадьба В.Ваньковича расположена по улице Интернациональной (Крещенской), 33-А, в историческом центре Минска. Является памятником дворцово-усадебной архитектуры. Построен в конце XVIII - первой половине XIX вв. в стиле классицизма. Был расположен в глубине двора, отгороженного от улицы оградой с воротами, которые до нашего времени не сохранились. Одноэтажный прямоугольный в плане деревянный дом накрыт высокой вальмовой крышей с мансардой в центре. Интерьер был декорирован кафельными печами, которые до наших дней не сохранились. Археологические раскопки, проведенные в 1983 г. на территории дома на Интернациональной, подтвердили время его основания - конец XVIII в. Обнаружена интересная особенность. Оказывается, под зданием находятся каменные подземелья XVII столетия, которые приспособлены под подвал. Здесь же были найдены: черепица конца XVIII в., которой был покрыт дом, осколки керамических, железных и стеклянных вещей того времени. В 1982 г. началась реставрация этого памятника [14, c.54-55].
Дом-музей Ваньковичей — филиал Национального Художественного музея в Минске. Здание музея является памятником дворцово-парковой архитектуры эпохи раннего классицизма и включено в список общегосударственного архитектурно-исторического наследия Республики Беларусь. В музеи постоянно действуют три экспозиции: Жизнь и творчество Валентина Ваньковича (1800 -1842). Валентин Ванькович — величайший художник Беларуси первой половины 19 века, самый яркий представитель
Заключение
Творчество Ваньковича связано с художественной жизнью Белоруссии, Литвы и Польши. Один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в отечественной культуре, но и получивший известность далеко за пределами Отечества. В.М. Ванькович - выдающийся портретист-классик, стал ярким представителем этого направления на землях Беларуси, тем самым привнеся новое в культуру, развивая её. Ваньковичам принадлежали богатые имения, которые нередко становились культурными центрами той округи, где они находились. Представители рода часто приглашали именитых архитекторов того времени для возведения своих усадебных домов, что делало их своеобразными памятниками архитектуры.
Валентий Ванькович является автором многих картин: портреты Александра Пушкина (1826 — 1827 годы), портреты поэта Антония Горецкого, пианистки Марии Шимановской, музыканта Кароля Липинского и другие. Также среди его работ есть литографии «Голова старика», «Автопортрет» и изображения «Вид руин в Италии», «Пейзаж», «Пруд» и другие. Когда Наполеон ступил на территорию Беларуси, семья Ваньковичей находилась в Минске. Двенадцатилетний Валентий видел, какую большую поддержку получил французский император со стороны представителей высших сословий общества, поскольку обещал восстановить ВКЛ. Впечатления детства не покидали художника всю жизнь, постоянно его сопровождал дух Наполеона. Видимо, по этой причине своему кумиру Валентий Ванькович посвятил целую серию полотен, в том числе «Наполеон у костра», «Наполеон над картой Европы», «Апофеоз Наполеона», «Наполеон на острове Святой Елены». К числу лучших произведений художника принадлежит композиционный портрет «Мицкевич на скале Аю-Даг», написанный в 1828 году (произведение хранится в Народном музее в Варшаве).
Произведения художника хранятся в собраниях Вильнюса, Петербурга, Варшавы, Кракова. Многие работы находятся и в частных коллекциях потомков тех, кого художник писал в первой половине XIX в. Последняя картина Ваньковича «Богоматерь Остробрамская» хранится в парижском соборе Сен-Северин.
В центре белорусской столицы, ее исторической части, открыт дом-музей Ваньковичей, который является памятником дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма.
Работы Ваньковича можно увидеть в музеях Кракова, Парижа, Вильнюса, Санкт-Петербурга и других музеях мира. Дом-музей Ваньковичей - филиал Национального Художественного музея в Минске. В музее художника храниться богатая коллекция фотоматериалов, копий документов и произведений художника.
1. Дробов, Л.Н. Живопись Белоруссии ХIХ – начала ХХ в. / Л.Н. Дробов. – Мн. : Вышэйшая школа, 1974. – 336 с.
2. Ваньковичи («100 знаменитых фамилий Беларуси») http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=107278
3. История одного портрета https://www.sb.by/articles/istoriya-odnogo-portreta.html?commentId=
4. Прокопцов В.И. «В поисках красоты и гармонии», Мн., «наука и техника», 1988 г.,
5. Медвецкий, А.В. Исторический портрет в белорусской станковой живописи / А.В. Медвецкий // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: [зб. арт.] Вып. 12 / Інстытут мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; [навук. рэд. А.І. Лакотко]. – Мінск: Права і эканоміка, 2012. – Вып. 12. – с.79 – 87.
6. Медвецкий, А.В. Автопортрет как форма самопознания личности художника / А.В. Медвецкий // Искусство и культура. – Витебск: УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», 2012. – №5 – с.42 – 47.
7. Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. — 2-е изд. — Мінск, 1997. — 486 с.
8. Свод памятников истории и культуры Белоруссии — Минск: БелСЭ им. Петруся Бровки, 1985. — 496 с.
9. Беларускае мастацтва: зборнік артыкулаў і матэрыялаў. – Мінск: Выд-ва АН БССР, 1960. – 220 с.
10. Юлдашев, Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования / предисл. и ред. М.Ф.Овсянникова. – Москва: Мысль, 1981. – 412 c.
11. Волков, Н.Н. Мысли об искусстве / Н.Н. Волков. – Москва: Сов. художник, 1973. – 136 с.
12. Нюренберг, А. Воспоминания, встречи, мысли об искусстве. – Москва: Сов. художник, 1969. – 158 с.
13. История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. 2-е изд., доп.-Мн.: «Аверсев», 2002. – 287 c.
14. Дубянецкi, Э. С. Сусветная культура: Ад старажытнасцi да нашых дзен : папулярны энцыклапедычны даведнiк / Э. С. Дубянецкi. - Мiнск : Беларуская Энцыклапедыя, 2001. - 238 с.
15. Ильин, И. А. Путь к очевидности : [сборник] / И. А. Ильин, сост. П. В. Алексеев, сост. В. И. Кураев, послесл. В. И. Кураев. - Москва : Республика, 1993. - 431 с.
16. Красуцкая Н. В доме Ваньковичей : из опыта филиала Национального художественного музея Респ. Беларусь / Н. Красуцкая // Искусство в шк. – 2010. – № 4. – С. 48–51.
17. Культура Беларусі: энцыклапедыя. / рэдкал. : Т.У. Бялова (гал. рэд.)[і інш.] . — Мінск : Беларусая Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2010. – 412 c.
18. Музеі Беларусі = Музеи Беларуси / рэд. савет: Г. П. Пашкоў, Л. В. Календа, М. Г. Нікіцін. Мінск : БелЭн, 2008. 559 с
19. Ваньковичи: белорусский родовод / Департамент по архивам и делопроизводству М-ва юстиции Респ. Беларусь [и др.] ; сост.: Н. А. Голубева [и др.] ; редкол.: Т. В. Белова [и др.]. Минск : БелЭн, 2012. - 456 с.
20. Карев Д. В. Белорусская историография в конце XVIII - начале 60-х годов XIX в. // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX - начала XX в. / П. Т. Петриков [и др.] Минск: Наука и техника, 1996. - С. 24-38.
21. Батюшков П. Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1990. - 376 с.
22. Дом Ваньковичей http://www.artmuseum.by/ru/filial/vank
23. Валентий Ванькович. Valenty Vankovich / Альбом на беларускай, рускай і англійскай мове; аўтар тэксту і складальнік Н. В. Сычова. — Мінск: Беларусь, 2012. — 64 с.