Введение
Время – самый незаинтересованный и справедливый судья, что выносит свой приговор: одних заказывает на забвение, другим дарует бессмертие. Белорусское искусство прошлого века с его резкими социальными переменами, с его яркими взлетами и невозвратными потерями подарила нам немало имен, достойных быть поставленными в первые ряды национальной культуры.
На этом фоне как звезда первой величины ярко сверкает имя Ларисы Александровской, которая стала легендой не только белорусской оперной сцены, но искусства Беларуси в целом.
Обладающая голосом сопрано широкого диапазона, поэтическим великолепием души, отличными сценическими данными, яркой актерской индивидуальностью, Лариса Помпеевна Александровская, получила признание не только в нашей республики, но и далеко за ее пределами.
Актуальность работы обусловлена неугасающим интересом к жизни и творчеству великой оперной певицы, которая внесла значимый вклад в культуру Беларуси, благодаря воплощению неподражаемых театральных образов, активной общественной деятельности по укрепление дружбы между театральными коллективами бывших республик Советского Союза. Достижение оперной дивы в качестве главного режиссера и художественного руководителя оперного театра, а также руководителя Белорусского театрального общества заложили основы развитие современного театрального искусства Беларуси.
Цель данного исследования изучить жизненный и творческий путь выдающейся оперной певицы Л.П. Александровской. На основе поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть вехи жизни и этапы становление личности Ларисы Помпеевны Александровской;
2) определить творческий вклад народной артистки в развитие культуры и искусства Беларуси;
3) изучить процесс увековечения памяти оперной примы в Республике Беларусь и за ее приделами.
Объект исследования – белорусское оперное искусство в 20 веке.
Предмет исследования – творческая личность Л.П. Александровской.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
Историко-генетический метод был использован при рассмотрении творческого жизненного пути и деятельности народной артистки и оперной примы Л.П. Александровской.
Историко-сравнительный метод позволил дать сравнение условий развития оперного искусства в БССР.
Историко-описательный метод применялся для описания творческих достижений оперной певицы.
Для раскрытия данной темы автором была проанализированы работы авторов занимающихся изучением жизни и творчества Ларисы Помпеевны Александровской. Это прежде всего работы А.Б. Ладыгиной, Г.Л. Рузова, М. Моделя, а также статьи Т. Кекелевой, Р. Гамзович и Ю. Сохара.
Источниками по данной теме выступает перечень представленных в открытом доступе электронных ресурсов. Основную базу составляют интернет информационные, научно-справочные сайты, электронные газеты и журналы, представленные в открытом доступе.
Историография и источники
При написании курсовой работы были проанализированы материалы целого комплекса научных энциклопедических изданий, монографий, статей, воспоминаний, материалов из интернет-ресурсов, посвященных жизни и творчеству выдающейся оперной певицы Л. П. Александровской.
Для изучения личности прославленной певицы и народной артистки были проанализированы энциклопедические издания, содержащие краткую биографическую информацию о жизненном и творческом пути Ларисы Александровской.
«Большая советская энциклопедия» включает в себя алфавитный каталог, в котором рассказывается краткая биография Л.П. Александровской, а также приведены сценические роли с участием актрисы [1].
«Театральная Энциклопедия» – первое научно-справочное издание по театральному искусству, которое освещает историю театра в разные исторические периоды его развития. Статьи, включенные в энциклопедию, посвящены вопросам драматургии, режиссуры, музыки в театре, видным деятелям искусства. В статье об Александровской Л.П. имеются театральные сведения, касающиеся ее творческой деятельности на этом поприще [2].
«Энцыклапедыя гісторыі Беларусі» представляет собой научно-справочное издание по теоретическим аспектам эстетики, литературы, искусствоведения, по конкретным вопросам развития белорусской литературы, книгопечатания, периодической печати, музыки, хореографии, театра, эстрады. В статье, посвященной Народной артистке СССР и БССР Л.П. Александровской дается характеристика основных этапов ее творческой деятельности и вклад в становление белорусского оперного искусства [3].
Энциклопедический справочник белорусского историка и культуролога Э.С. Дубеницкого включает 844 статьи, в которых рассматриваются актуальные проблемы теории и истории культуры, важнейшие школы и направления культурологии. В биографических статьях, посвященных известным деятелям культуры, освещаются их жизненный и творческий путь, особенности мировоззрения, творческий вклад в развитие культуры Беларуси [4].
Ценную группу источников составляют обобщающие труды по истории культуры и музыкального искусства XX века в Беларуси – сериальное издание «Беларусы» и труд «Белорусская музыка 1960-1980-х годов».
Комплексное исследование «Музыка» является очередным томом из серии «Белорусы». Книга посвящена изучению художественной культуры Беларуси – традиционной и академической. Рассмотрены общие вопросы истории и теории музыкального искусства, проблемы национального культурного наследия и современного состояния искусства Беларуси [5].
«Белорусская музыка 1960-1980-х годов» задумана как продолжение ранее изданных исследований по музыкальной культуре Беларуси дооктябрьского и советского периодов, изложение которых доведено до конца 1950-х гг. В данном исследовании рассматриваются творческие процессы в музыке 1960 – 1980-х гг. в Беларуси рассматриваются в связи с особенности исторического периода, отмеченного качественными сдвигами в национальной культуре, обогащением традиций, музыкального языка, жанров и форм, признанием лучших произведений белорусских композиторов за рубежом [6].
Для изучения данной проблематики важное значение имеют монографии, посвященные истории музыкально-театральной культуры БССР и в частности вклада в ее развитие оперной примы Ларисы Помпеевны Александровской.
Советский музыковед Г.Л. Рузов в своей работе «Ларыса Пампееўна Александроўская» описывает творческий путь и основные вехи жизни народной артистки Л.П. Александровской. Автор характеризуют вклад певицы в развитие театрального искусства СССР и становлении белорусской оперы [7].
Брошюра «Л.П. Александровская» театроведа М. Моделя посвящена жизненному пути Л.П. Александровской. Автор дает краткий обзор основных событий театральной жизни великой оперной певицы [8].
Из посвященной Александровской литературы можно выделить работы ее племянницы Ариадны Ладыгиной ¬– известного белорусского ученого-эстетика и музыкально-театрального критика. Все труды Ладыгиной – это итог многолетних исследований автора о жизни и творчестве великой белорусской актрисы Л.П. Александровской. В книгах использованы многие документальные источники – письма, дневники, воспоминания, как самой актрисы, так и ее коллег [9],[10].
В своей работе «Тэатральныя пуцявіны: Мастацтвазнаўчыя артыкулы, рэцэнзіі, творчыя партрэты» белорусский театровед Ю.М. Сохарь дает рецензию творческой биографии Народной артистки СССР Ларисы Помпеевны Александровской [11].
Книга З. Сосновского «Гiсторыя беларускай музычнай культуры XIX-XX стст.» – вторая часть исследования автора. Работа посвящена основным событиям и тенденциям развития белорусского музыкального искусства XIX – XX вв. Определенные темы поднимаются автором в белорусской музыкальной литературе впервые [12].
В монографии В.У. Дадиемовой «Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ стагоддзя» осуществлена научная реконструкция панорамы музыкальной культуры Беларуси до ХХ века, представленной как эпохально-стилевой процесс [13].
В работе «Белорусская музыка» рассматриваются истоки белорусской профессиональной музыки, историческое наследие белорусских классиков 20 века. Есть упоминания о Л.П. Александровской, которая была знакома со многими выдающимися композиторами изучаемого периода [14].
Значимую группу источников для написание курсовой работы составили статьи, опубликованные тематических сборниках и периодических изданиях.
В статье Д. Лукаса «Л.П. Александроўская» опубликованной в сборнике статей «Мастацтва Савецкай Беларусі» описывается биография актрисы, ее театральная карьера, сценические постановки [15].
Жизненный путь Л . П. Александровской
Лариса Помпеевна Александровская родилась в 1904 году в городе Минске на углу улицы Провиантской и 3-го Госпитального переулка, в семье железнодорожного служащего [3, c. 99]. С самого детства она проявляла глубокий интерес к искусству, активно участвуя в кружках художественной самодеятельности [20, с. 143].
Из старших представителей ее рода на формирование творческой личности Ларисы Александровской повлияли дед и бабушка со стороны мамы. Дед, Николай Дащинский, работал на железной дороге, получив компенсацию за травму, построил дом в Минске. Вместе с бабушкой Софьей Игнатьевной дед вел хозяйство, купил коня и занимался извозом, что позволило ему учить шестерых дочерей, которые остались из 11 рожденных детей – все красавицы с хорошими голосами. Благодаря полученному воспитанию Лариса Александровская с детских лет ценила и берегла родной язык и песни, выступала в белорусских национальных костюмах, отстаивая свое мнение, о том, что костюм певицы – это продолжение песни. От мамы, Ольги Николаевны, Лариса научилась шить и одеваться со вкусом, своими руками неоднократно создавала для себя концертные костюмы, особенно в начале творческой деятельности. От всех женщин в семье переняла такие качества, как работоспособность, веселый характер, творческую натуру, жизненную стойкость. Родные и знакомые семьи содействовали тому, чтобы она получила образование и развивала свой талант [8, c. 13-15].
Физически и творчески формировал ее натуру отец, Помпей Васильевич, сын священнослужителя. По пути отца, сын, окончивший духовную семинарию, не пошел. После реального училища, благодаря систематическому самообразованию, работал в Минске в управлении Любаво-Роменской железной дороги – на инженерных должностях, подрабатывая чертежником. Он увлекался спортом и пением в церковном и любительском городском хоре [7, c. 8-10].
Лариса – пятый ребенок большой дружной семьи, в которой любили петь танцевать, постоянно устраивали театрализованные вечера. Отец научил всех детей играть на таких музыкальных инструментах как: гитара, домра, балалайка. Лариса в 9-летнем возрасте уже давала уроки игры на гитаре [20, с. 150].
Однако семейное благополучие продолжалось относительно недолго. Пятеро детей не почувствовали трагедии, когда отец уехал в Архангельск по долгу службы и остался там навсегда. На руках у матери остались пятеро детей – старшей дочери было 12 лет, а младшему сыну три года. Долгое время дети не знали, что у отца появилась вторая жена, потому что мать не делилась с ними своими переживаниями, взвалив на свои плечи все обязанности по воспитанию детей, а отец тем временем оказывал только материальную помощь [10, c. 25].
На каникулы дети ездили всем семейством к отцу в Архангельск. Во время пребывания в Архангельске импровизированные музыкальные вечера, благодаря активному участию в них отца, не прекращались. К приезду детей Помпей Васильевич своими руками делал мебель, покупал новинки техники. Радовался, когда его бездетный дом наполнялся детскими голосами. Лариса была любимицей отца. Научила его печатать на машинке, знала весь граммофонный репертуар того времени. Во время учебы Ларисы Александровской в Петрограде, когда ярко проявился ее талант, и были сделаны первые шаги в качестве оперной певицы, Помпей Васильевич выслал для нее деньги на рояль.
Творческое наследие Л. П. Александровской
Л. П. Александровская за 25 лет своей творческой деятельности выросла в выдающегося мастера белорусского искусства. Она завоевала всеобщую любовь белорусского народа. Ее знали во всем Советском Союзе и заграницей. Кроме того Александровская является крупным общественным деятелем. От имени белорусского народа она приветствовала делегатов ХVШ съезда ВКП(б). В июне 1945 года в составе делегации Советского Союза выезжала в Париж на национальный конгресс французских женщин [19].
Она – первая и неизменная исполнитель ведущих женских партий в операх белорусских композиторов – Марыся и Алеся «Михаил Подгорный »и« Алеся »Тикоцкого), Надейка (« Цветок счастья »Туренкова), Авгинья ( «В пущах Полесья» Богатырева). Более того, именно на ее выполнение ориентировались композиторы, создавая свои оперы [4].
23 мая 1933 года в театре на улице Карла Маркса показывали спектакль «Кармен», атмосферу, царившую в городе в то время, описал очевидец событий – известный белорусский музыковед Д. Журавлев. « Всплывает в памяти незабываемый день открытия Белорусского государственного театра оперы и балета в 1933 году. В тот теплый майский вечер давали «Кармен» Бизе, а нас, молодых студентов, пригласили принять участие в спектакле в качестве статистов. И вот мы в форме жандармов сдерживаем натиск фабричных работниц во главе с Кармен – Александровской. Нужно сказать, что это было нелегкое дело, «виновата» в этом была исполнительница главной роли – столько искренности и темперамента было у ее Кармен, что хористки невольно подпали под ее власть. А потом, вытерев пот, мы стояли за кулисами, следили за всеми событиями спектакля и с наслаждением слушали наполненную глубоким драматизмом и чудесной игрой парию Кармен в исполнении своей любимой артистки» [9, с. 223].
Под требовательным музыкальным руководством Ильи Гитгарца, Александровской были спеты две незабываемые партии русской оперной классики. В образах Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского и Ярославны из «Князя Игоря» Бородина Ларису Помпеевну особенно привлекало активное, действенное, волевое начало. Обе героини – сильные личности, хотя сфера проявления их характеров различна. Обе, каждая по-своему, были ей дороги. Лиза – глубиной, безграничностью страсти, во имя которой, любя человека, пошла на отчаянный поступок, расплатившись жизнью. Привлекала возможность богатейших динамических контрастов партии: безмятежная девичья грусть дуэта с Полиной; смятение от неожиданного признания Германа; наконец торжественная развязка у «Зимней канавки». Труднейшее заключительное ариозо «Уж полночь близится», как и последующая сцена с безумным Германом, требуют от исполнительницы крайнего эмоционального напряжения – буквально на грани человеческих возможностей. Но именно это и ценилось Ларисой Помпеевной больше всего, было особенно дорого ей в этой партии, которую она, по ее собственному признанию, любила больше, чем Татьяну [9, с. 224].
Когда на пост главного дирижера пришел М. Э. Шнейдерман, Оперный театр обрел свое лицо. Профессиональный уровень труппы вырос, ее ряды ежегодно пополнялись выпускниками Белорусской государственной консерватории. Александровская принимала участие в спектаклях »Царская невеста», где исполняла свою вторую меццо-сопрановую партию Любаши. Вместе с Денисовым Болотиным и Кроз играла в спектакле «Риголетто» [5, с. 460].
Л.П. Александровская исполняла роль Аксиньи в опере «Тихий Дон» И. Дзержинского. Для того чтобы поработать над воплощением этого образа, в Минск специально приехал Николай Смолич – постановщик «Тихого Дона» в Ленинградском Малом оперном театре. Так родилась третья по счету меццо-сопрановая партия в репертуаре Александровской. На протяжении всей оперной карьеры партия Аксиньи, наряду с Кармен, станет любимой для певицы. Ее привлекал напряженный драматизм страстей, трагедийный пафос героини романа Шолохова. Отмечая сложный психологически рисунок образа Аксиньи-Александровской, Анатолий Соболевский в статье «Белорусская примадонна» пишет: «Александровская лепила этот характер тонко и постепенно, словно ткачиха свой замысловатый узор – нитка за ниткой, стежок за стежком. Ее Аксинья переживала боль, страдания, душевную драму. И над всем в конце концов брало верх высокое человеческое достоинство – любимый и дорогой мотив в сценических образах Александровской. Ее героини часто переживают сложные чувства, душевно страдали, терпели неудачи, крах. Но в большинстве случаев были благородными, духовно несломленными, и свой как говорят, жизненный крест несли с большим достоинством» [9, с. 137]. Белорусский исследователь, по-видимому, имел в виду образ Аксиньи, созданный Александровской в более поздние годы, но в его характеристике охвачено то главное и существенное, что свойственно Александровской, как актрисе.
Янка Купала и Якуб Колас восхищались творчеством Александровской и называли ее белорусским соловьем, а Змитрок Бядуля писал: « В исполнении народных песен Александровской мы чувствуем кристальное, чистое и возвышенное сердце белорусского народа». Критики отмечали ее как исключительно вдумчивую, тонкую оперную певицу с красивым и сильным голосом, которая сыграла каждый спектакль своим великим музыкально-драматическим талантом [23 c. 20].
Увековечивание памяти Л. П. Алесандровской
После смерти Ларисы Помпеевны Александровской Совет Министров принял решение увековечить память народной артистки БССС и СССР. В связи с эти было выпущено специальное постановление, предусматривающее следующее:
1) Присвоение музыкальной школе № 1 в городе Минске имя Александровской. Это решение было приурочено к 25-летия творческой деятельности певиц. На тот момент это была единственная музыкальная школа в городе. С ее учащимися – хором и ансамблем скрипачей – часто выступала сама Лариса Помпеевна [21, с.140].
2) Минскому горисполкому совместно с Министерством культуры БССР было поручено установить мемориальную доску на доме № 27 по улице Захарова в городе Минске, где жила Л.П. Александровская.
3) Присвоить имя Л.П. Александровской одной из улиц города Минска. Так на 5-й сессии Минского городского Совета депутатов 27-го созыва было принято решение присвоить одной из улиц города Минска в районе ул. Кольцова имя народной артистки СССР и заслуженной артистки БССР Александровской.
4) Также для увековечивания памяти народной артистки Советом Министров БССР было решено установить в 1981 году на могиле Л.П. Александровской надгробие сметной стоимостью до 3 тыс. рублей. Финансирование сооружения указанного надгробия осуществляет Минский горисполком за счет доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета г. Минска [27].
Говоря об Александровской не возможно не отметить, что ее безгранично любили, иногда буквально обожествляли, еще при жизни ей писали восторженные письма – взрослые и дети, профессионалы и любители, знакомые и незнакомые, военные и учителя, скромные медсестры и знаменитые писатели и ученые.
В годы Великой Отечественной войны писали на обрывках бумаги, вложенных в солдатские треугольники без марок с характерным штампом «Проверено военной цензурой», или на глянцевой бумаге в шикарных, обрамленных золотом, конвертах с иностранными адресами [21, с. 144].
В военные годы широко распространилась легенда, что голос Александровской («Ты ж мая, ты ж мая перапелачка»), который транслировался по радио, помог сориентироваться и дотянуть до аэродрома свою машину раненому советскому летчику. Поэт Анатолий Велюгин написал об этом стихотворение, а композитор Тикоцкий положил на него музыку. Эти строки, были опубликованы во фронтовой газете на Донским фронту в 1943 году:
У хмарах калматых з варожага тыла
вяртаўся крылаты савецкі лінкор.
Маланка агністая вочы сляпіла,
і кідаў, як цацку, машыну віхор.
Пабіты прыборы ў кабіне пілота, —
дзе поўнач, дзе поўдзень, дзе родны Усход?
Радыст з Беларусі, сцякаючы потам,
лавіў галасы незнаёмых шырот.
І раптам, як голас бацькоўскага дома,
як подых жытнёвых аршанскіх палёў,
запоўніў паўсвета стогн песні знаёмай,
тугою далёкай хвалюючы кроў.
На песню ляцела машына ў зеніце,
і бачыў скрозь слёзы зямляк мой, радыст,
барысты пагорак, сцяжыначку ў жыце,
дзе сінь васількоў, перапёлачны свіст [21 с. 146].
Надпись перед текстом гласила: «Перапёлачка» Александровской». Позже выяснилось, что эта легенда вовсе не легенда, а правда. Летчик, который летел «на голос Александровской», приходил к ней в гости уже после окончания войны.
Подготавливаясь торжественно отметить 100-летие со дня рождения Александровской, художественное руководство театра приняло решение создать своеобразный спектакль-концерт, посвященный памяти великой актрисы. До мелочей продумывались детали вечера, были реставрированы необходимые иллюстративные материалы и обновлены портреты.
Принимали участие в подготовке старые артисты, ветераны театра, бывшие соратники и коллеги Ларисы Помпеевны, которые уже оставили сцену. Прошел своеобразный конкурс как среди мастеров, так и среди творческой молодежи на право участвовать в концерте из произведений, что исполняла в свое время сама Александровская.
Заключение
Удивительно мудрая женщина, прекрасная актриса, яркий общественный деятель Лариса Помпеевна Александровская оставила огромный след в развитии оперного и театрального искусства Республики.
Александровская – не только часть белорусской музыкально-театральной культуры. Лариса Помпеевна – одна из ее основательниц. С ее именем непосредственно связано и становление музыкального образования в Беларуси, и возникновение государственного профессионального оперного театра. Написание первых белорусских опер и балетов также во многом вдохновила и стимулировала именно она.
На Александровскую ориентировались Тикоцкий, Туренков, Богачей, создавая свои оперы и во второй половине 30-х годов, и в послевоенное время. Она стала символом белорусского искусства. Трогательная белорусская народная песня «Перепелочка» в ее исполнении звучала в эфире в предвоенные годы по всему Советскому Союзу и ассоциировалась с образом самой певицы.
Трудно объяснить, почему так привлекал голос певицы, на чем основано ее сценическое обаяние. Во всем ее облике была заключена какая-то тайна, которая мгновенно привлекала к себе множество людей, не позволяя оставаться равнодушными. А это же была обычная, простая белорусская женщина, которая прожила ту же жизнь, что и все ее современники, – со всеми его радостями и горестями, взлетами и потерями, светлыми иллюзиями и горьким разочарованием. Может быть, тем она и отличалась, что все вокруг воспринимала предельно обостренно. Яркая, сильная, темпераментная натура требовала активного участия во всех событиях действительности, искала выхода бурной энергии, не позволяла быть в стороне, равнодушно смотреть на жизнь.
Возможно, объяснение частично можно найти, если внимательно изучить жизненный путь великой певицы – полный разнообразных событий и удивительных контрастов, насыщенный яркими фактами, незабываемыми встречами. С жизнью чудесной, счастливой и... глубоко трагической, наполненной страданиями и горечью потерь, несбывшихся надежд и разочарований.
Главным качеством Александровской, которое, так или иначе, отразилось на всем ее облике – была безграничная преданность своей земле, Родине, Беларуси, вера в ее неисчерпаемый творческий потенциал. Что бы она ни делала, где бы ни была – или дома, или в своем театре, или в далеких зарубежных поездках: в Германии, Франции, Англии, Швеции в качестве певицы, или в составе ответственной правительственной делегации, работая в качестве депутата Верховного Совета БССР и СССР, или выступая перед ЦК КПБ с инициативой создания Белорусского театрального общества, она всегда чувствовала себя белорусской, гордилась этим, ни на минуту не забывая об ответственности перед землей и перед людьми, воспитавших ее.
Благодаря кипучей концертной и гастрольной деятельности в составе Государственного большого театра оперы и балета БССР, работе в Белорусском театральном обществе, которое она возглавляла на протяжении тридцати лет, участию в международных организациях борцов за мир, заботе о подготовке талантливой театральной молодежи Лариса Помпеевна наладила широкие творческие связи, приобрела многочисленных поклонников и друзей.
Несмотря на боль, разочарования, неудачно складывающуюся личную жизнь, Лариса Помпеевна находила в себе силы для проявления самых лучших черт души белорусской женщины, представительницы своего времени.
1 Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – Т. 1: А – Ангоб. – Режим доступа: http://mirror2.ru.indbooks.in/?page_id=656138 . Дата доступа: 11.02.2018.
2 Театральная энциклопедия [Электронный ресурс] / Под ред. С.С. Мокульского. – М.: Советская энциклопедия, 1961. – Т. 1. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/teatralnaya-enciklopediya-read-71403-1.html. Дата доступа: 11.02.2018.
3 Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.; М.В. Біч і інш.; Прадм. М. Ткачова; Маст. Э.Э. Жакевіч. – Мн.: БелЭн, 1993. – Т. 1. А – Беліца. – 494 с.
4 Дубянецкі, Э.С. Культуралогія: энцыклапедычны даведнік [Электронный ресурс] / Э.С. Дубянецкі. – Мінск: БелЭн, 2003. – 384 c. – Режим доступа: http://slounik.org/153911.html. – Дата доступа: 22.01.2018.
5 Беларусы. Т.11: Музыка / Т.Б. Варфаламеева [і інш.].: навук. Рэд. А.І. Лакотка; Нац. Акад. Навук. Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклоруімя К. Крапівы. – Мн.: Бел. Навука, 2008. – 700 с.
6 Белорусская музыка 1960-1980 годов / Сост. К.И. Степанцевич. – Минск: Беларусь, 1997. – 178 с.
7 Модэль, М. Ларыса Пампееўна Александроўская / М. Модэль, Мн.: Дзярж. выд-ва БССР, 1945. – 46 с.
8 Рузов, Г. Л.П. Александровская / Г.Л. Рузов. – Москва: Изд. и типолит. Музгиза в М., 1950. – 56 с.
9 Ладыгина, А.Б. Лариса Помпеевна Александровская : док.-театр. роман : в 7 д. с прологом и эпилогом / А.Б. Ладыгина. – Мн.: Четыре четверти, 2002. – 319 с.
10 Ладыгина, А.Б. Жизнь сквозь призму воспоминаний: Люди. События. Встречи / А.Б. Ладыгина. – Мн.: Четыре четверти, 2015. – 450 с.
11 Сасноўскi, З. Гiсторыя беларускай музычнай культуры XIX-XX стст. / З.Сасноўскi. – Мiнск: Харвест, 2012. – 336 с.
12 Дадзіёмава, В.У. Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ стагоддзя / В.У. Дадзіёмава. – Мн.: Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі, 2012. – 230 с.
13 Белорусская музыка. – Минск: Белорусская Государственная Академия Искусств, театральный факультет, режиссура (звуковое оформление), 2010. – 32 с.
14 Сохар, Ю.М. Ларыса Александроўская: [пра творчасць опернай спявачкі] / Ю.М. Сохар // Тэатральныя пуцявіны: Мастацтвазнаўчыя артыкулы, рэцэнзіі, творчыя партрэты. – 2003. – С. 249 – 255.
15 Лукас, Д. Л.П. Александроўская / Д. Лукас // Мастацтва Савецкай Беларусі. – Мінск, 1955. – С. 279 – 287.
16 Зыкова, Д. Четыре дня сорок первого [Электронный ресурс] / Д. Зыкова // Наука и жизнь. – №6. – 2008. – Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/14129/. – Дата доступа: 11.02.2018
17 Ковригина Т. Белорусская Кармен / Т. Ковригина // Where Minsk: ваш персональный гид: городской журнал / учредитель ЗАО «СПН-Медиа». – 2008. – № 3. – С. 32 – 34.
18 Кекелева, Т. Московские адреса Ларисы Александровской [Электронный ресурс] / Т. Кекелева // Скарыніч: літаратурна-навуковы гадавік. – Москва, 2011. – №10. – С. 142 – 154.
19 Белорусская Кармен по материалам книги Ариадны Ладыгиной «Лариса Помпеевна Александровская» [Электронный ресурс] // ПАРТЕР. – 2011. – № 1. – С. 10 –16. – Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20raznoe/714439-1-belorusskaya-karmen-materialam-knigi-ariadni-ladiginoy-larisa-po.php. – Дата доступа: 16.03.2018.
20 Ладыгіна, А Залаты голас Беларусі (Ларыса Пампееўна Александроўская) / А. Ладыгіна // Полымя – Мн.: Літаратура і Мастацтва, 2007. – С. 138 – 154.
21 Ладыгіна, А. Кастаньеты для Алесі: творчы тандэм Пакроўскага і Аляксандроўскай / А. Ладыгіна // Мастацтва. – 2013. – № 4. – С. 44 – 47.
22 Ладыгина, А. Александровская – Покровский: незабываемый творческий тандем: [о творческом союзе белорусской оперной певицы и российского театрального режиссера] / А. Ладыгина // Музыкальная академия. – 2013. – № 3. – С. 60 – 69.
23 Гамзовіч, Р. Беларускі салавей: да 110-годдзя Ларысы Александроўскай / Р. Гамзовіч // Алеся. – 2014. – № 2. – С. 18 – 20.
24 Легенда белорусской оперы: [к 110-летию белорусской оперной певицы Л. П. Александровской] // Партер. – 2014. – № 2. – С. 12 – 13.
25 Тлеубердина, З. Лариса Александровская: «...в Казахстане я нашла теплый прием и самое дружеское расположение своих товарищей по профессии» / З. Тлеубердина // Архівы і справаводства: навукова-практычны ілюстраваны часопіс / заснавальнік Дэпартамент па архівах і справаводству Міністэрства юстыцыі Рэспублікі Беларусь. – 2016. – № 4. – С. 112 – 116.
26 Сакалова, В.М. Чытаючы горад: вядомыя жанчыны ў гісторыі Мінска / В.М. Сакалова // Культура. Наука. Творчество: Х Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12 мая 2016 г.: сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств [и др.]; науч. ред. В.Р. Языкович. – Мн., 2016. – С. 108 – 112.
27 Постановление Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1980 г. №345 «Об увековечении памяти народной артистки СССР Л.П. Александровской» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat5vx/id5zwayew.htm. – Дата доступа: 31.01.2018.
28 Портал «Театр и его история» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s00/e0000260/index.shtml. – Дата доступа 05.12.2017.
29 Портал «Интерфакс-Запад» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.by/event/99645. – Дата доступа: 31.01.2018.
30 Портал «Белорусская военная газета» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vsr.mil.by/2015/06/20/bolshoj-teatr-v-gody-vojny/. – Дата доступа: 09.02.2018.
31 Портал «Гомельские ведомости» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newsgomel.by/news/lentu-kogda-zamolkla-segidilya-gomelchanam-predstavila-kinoscenarist-vera-savina. – Дата доступа: 28.01.2018.
32 Портал «Белорусская государственная академия музыки» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bgam.edu.by/news/detail.php?month=03&year=2017&ID=5190. – Дата доступа 05.02.2018.
33 Портал «Большой театр Беларуси» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bolshoibelarus.by/rus/arkhiv-novostej/1210-pamyati-larisy-aleksandrovskoj.html. – Дата доступа: 17.01.2018.
34 Портал «Музей Истории Театральной и Музыкальной Культуры Республики Беларусь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://theatre-museum.by/. – Дата доступа: 17.03.2018.
35 Когда замолкнет сегидилья [Электронный ресурс]: Народная артистка СССР Л.П. Александровская. – Минск: Белорусский видеоцентр, 2004. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nHR-jd2IKCE. – Дата доступа: 23.01.2018.