ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
2 ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
3 РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЕ КОСТЕЛЫ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
4 ИУДЕЙСКИЕ СИНАГОГИ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение архитектуры Гомельской области, определение региональных его черт на современном этапе приобретает значительный интерес. Актуальность разработки этих проблем связана с общественно-историческими событиями последних десятилетий XX и начала XXI вв., с социокультурным развитием отдельных белорусских регионов. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес со стороны индивидов, социальных групп, этносов к самоидентификации, которая в свою очередь невозможна без обращения к своему культурному наследию, тем более это актуально в контексте Года малой родины.
На волне возрождения религиозных ценностей возрос интерес к изучению культового зодчества. Повышенный интерес к архитектурному наследию объясняется тем, что оно является одним из объективных носителей исторической памяти народа, создающим и сохраняющим среду его обитания, соединяющим в единое целое природную и рукотворную среду. Именно этим обусловлены выбор темы и актуальность данного исследования.
Объект исследования: история архитектуры на белорусских землях в годы Российской империи, а предмет – церковная архитектура Гомельщины в XIX – начале XX вв.
Цель работы: охарактеризовать церковную архитектуру Гомельщины в XIX – начале XX вв.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специализированную литературу и исторические источники по исследуемой проблематике.
2. Определить основные православные храмы на Гомельщине в XIX – начале XX вв.
3. Выявить римско-католические костелы на Гомельщине в XIX – начале XX вв.
4. Выделить иудейские синагоги на Гомельщине в XIX – начале XX вв.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и специальные исторические (историко-генетические и структурный) методы.
Важным аспектом исследования является новизна, которая характеризуется систематизацией информации о истории церковной архитектуры Гомельщины в XIX – начале XX вв.
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
В современной исторической науке церковная архитектура Гомельщины в XIX начале XX вв. недостаточно глубоко, несмотря на обилие публикаций в списке источников и литературе.
Подробная характеристика церковной архитектуры Гомельщины в XIX начале XX вв. приводится в обобщающих трудах историков.
Так, с 1984 по 1988 годы выходит из-под печати сборник «Збор помнікаў гісторыі і культуры». Один из семи томов данного издания посвящен памятникам истории и культуры Гомельской области. Данный сборник включает статьи о недвижимых памятниках (истории, археологии, архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства), которые уцелели со времен древности до середины XIX в., наиболее характерные для второй половины XIX – начала XX в. [1].
С 1985 года началось издание многотомного серийного издания энциклопедического характера историко-документальных хроник районов и городов Беларуси «Память». 29 книг посвящено районам Гомельской области [2-3].
Роль графа Н.П. Румянцева в истории гомельского региона, в том числе в качестве мецената в области церковного строительства затрагивается в статье Э.А. Макушниковой, опубликованной по итогам выступления на международной научно-практической конференции в Гомеле 12-13 мая 2004 года [4].
С 2004 года Национальной академией наук Беларуси, Институтом искусствознания, этнографии и фольклора началась публикация многотомной энциклопедии «Гарады і вёскі Беларусі». В справочнике на основании новейших архивных и других источников отражены история и современное экономическое и культурное состояние всех населённых пунктов каждого района, в том числе тех, которые перестали существовать. Первые две книги посвящены Гомельской области [5].
С 1996 года началось издание специализированной энциклопедии, издаваемой церковно-научным центром «Православная энциклопедия». На август 2019 года выпущено 54 тома. Один из томов посвящен Жлобинской и Гомельской епархиям [6].
Даты, включенные в календарь «Старонкі гісторыі Гомельшчыны», отражают события и даты истории, общественной, экономической и культурной жизни региона, юбилейные даты выдающихся людей, жизнь и деятельность которых связана с краем [7].
2 ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
В связи с вхождением территории современной Гомельской области в состав Российской империи в 1772 году началось активное строительство православных храмов, так как именно православная церковь играла наиболее значимую роль в общественной жизни. С XIX века начинается новая волна строительства православных соборов с целью русификации края. Среди наиболее известных храмов выделяются Петропавловский собор, Полесская Свято-Николаевская церковь, Георгиевская армейская церковь, Свято-Троицкий в Гомеле, Свято-Успенский собор, Свято-Никольский храм в Речице и т.д.
Петропавловский собор — православное культовое сооружение, находящееся в парке Гомеля, входит в Гомельский дворцово-парковый ансамбль [9, с. 111] (Иллюстрация 1).
В пространственном построении здание представляет собой образец крестово-купольной архитектуры. Высота собора около 25 метров. В плане – это вытянутый четырехконечный крест с развитым трансептом, коротким средним нефом и небольшими ризницами по обе стороны алтарной части. Среднекрестие венчается величественным куполом на высоком световом барабане, который в интерьере опирается на четыре столба. Крылья трансепта и средний неф завершены двускатными крышами. Четыре дорических шестиколонных портика на торцах и ряды полуколонн по бокам нефа увенчаны фризом. В оформлении фасадов использованы основные классические элементы декора: триглифы на фризе, полукруглые сандрики оконных проемов барабана. Удивительной своеобразно сложилась судьба Петропавловского собора. Идея возведения собора принадлежала владельцу Гомельского имения графу Николаю Петровичу Румянцеву. Находясь на высоких государственных постах Российской империи, Николай Петрович финансировал строительство церквей, школ, аптеки, больниц и других каменных зданий Гомеля. В сооружении Гомельского Петропавловского собора (по мнению известного историка В. Ф. Морозова) заказчик хотел видеть напоминание о лучших образцах классической архитектуры –Казанского собора в Петербурге, церкви Святой Женевьевы в Париже, собора Святого Павла в Лондоне. Строительство собора Петра и Павла было задумано Румянцевым еще в 1808 году [17].
Собор заложен протоиереем Иоанном Григоровичем 18 октября 1809 года во владении Н. П. Румянцева, строился в 1809-1819 гг. в стиле классицизма (архитектор – Дж. Кларк). Размещается на высоком мысу над Сожем и виден издалека. Окончательно строительство завершилось в 1824 году.
3 РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЕ КОСТЕЛЫ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
В отличие от православной церкви, католическая в гомельском регионе в указанный период переживала упадок, что нашло свое отражение в количестве возведенных костелов.
Одним из немногих католических храмов был костел в Антушах, первые сведения которого относятся к началу XIX века и связаны с именем ксендза Константина Антушевича. В 1843 г. костел в Антушах стал приходским. Это произошло благодаря мерам священника Карпиловского костела Марцина Вашкевича. В 1839 г. Карпиловский костел должен был быть ликвидирован, Вашкевич добился, чтобы приходским костелом стал костел в Антушах. Правительственный Сенат 12 апреля 1838 г. дал министру внутренних дел такое разрешение.
В 1841 г. старый костел в Антушах был целиком перестроен снаружи, а в 1843 г. – внутри «совершенно конченный иждивением ксендза того же прихода, прихожанами и другими благотворительными лицами». С того времени костел известен под названьем «В небе жизни Пресвятой Девы Марии». Костел в Антушах не сохранился [1, с. 290].
Часовня Святого Казимира в Жлобине была построена в 1911 году (Иллюстрация 3). К началу XX века в Жлобине было большое количество католиков. Многие из них приехали в город по приглашению властей для помощи в строительстве железной дороги и организации железнодорожного сообщения. Большинство приехавших специалистов были поляки католического вероисповедания. В 1905 году католиков в Жлобине насчитывалось уже 4,5 тысячи человек. Они молились в тесном временном молельном доме, так как в городе не было даже католической часовни.
24 мая 1909 года власти дали разрешение на строительство католического храма. В соседнем городе Рогачеве в это время шло строительство нового костела. Старый – все еще добротный деревянный храм подлежал сносу. Благодаря старанием настоятеля отца Александра Болтуца, старый Рогачевский храм удалось выкупить за 900 рублей, разобрать и перевезти в Жлобин. Место под строительство католического храма было подарено князем Друцким-Соколинским.
В 1911 году храм был освящен как часовня Святого Казимира. Он работал до 1934 года, когда большевики закрыли все храмы в Жлобине [23].
Яркий пример неоготической архитектуры начала XX века можно увидеть в Гомельской области – в городе Речица. Это Свято-Троицкий костел, который был построен в 1903 году [8, с. 117] (Иллюстрация 4).
4 ИУДЕЙСКИЕ СИНАГОГИ НА ГОМЕЛЬЩИНЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где евреи собирались бы на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Следует предполагать, что первые евреи появились в Гомеле ещё во времена Киевской Руси, а новый приток их наметился во времена правления Витовта.
Авторы Краткой еврейской энциклопедии считают, что еврейское население в Гомеле появилось, по-видимому, в период между включением города в состав ВКЛ (1335) и переходом его под власть Речи Посполитой (1569).
Скорее всего, евреи появились в Гомеле в первой половине XVI в. Есть документ, который свидетельствует, что еврейская община Белицы (рядом с Гомелем) в 1637 числилась среди еврейских общин ВКЛ, имевших задолженность. В 40-е гг. XVII в городе жило около 2000 евреев.
В конце 18 в. в Гомеле была построена синагога [27].
К 1770-м годам еврейская община заметно выросла. Тогда ей принадлежали около 70-ти дворохозяйств (по другим данным – 60 дворов и 56 «бездворных» изб»), а количество членов составляло 596 человек, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля».
С началом XIX века Гомель стал один из центров направления Хабад в хасидизме.
В 1863 в Гомеле имелось 9 синагог, в 1897 – 26 синагог.
В 1864 в Гомеле и Гомельском уезде насчитывалось 9730 евреев. Они принимали участие в городском самоуправлении.
До начала 1890-х гг. Г. был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в Гомеле жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295).
Число евреев Гомеля значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897, когда они из центра стали селиться в «черте оседлости». Немалое количество евреев поселилось в Гомеле, где они быстро развили торговлю. Гомель стал расти большими темпами [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В современной исторической науке церковная архитектура Гомельщины в XIX начале XX вв. недостаточно глубоко. Подробная характеристика церковной архитектуры Гомельщины в XIX начале XX вв. приводится в обобщающих трудах историков («Збор помнікаў гісторыі і культуры», историко-документальная хроника «Память», «Гарады і вёскі Беларусі» и др.). Среди советских историков выделяется В.А. Чантурия. В современной исторической науке Беларуси церковной архитектурой Гомельщины в вышеуказанный период занимаются В.Ф. Морозов, В. Телеш, А.Н. Кулагин, О.А. Макушников, А.И. Локотко, М.В. Акулич. Огромный фактологический материал содержится на краеведческих туристических сайтах, а также на официальных сайтах монастырей.
2. Основными православными храмами на Гомельщине в XIX веке являются церковь в Поколюбичах (возведена в 1811 году), Петропавловский собор в Гомеле (построенный в 1824 году в стиле классицизма архитектором Дж. Кларком), Свято-Троицкий (возведен в 1852 году в псевдо-византийском стиле), Свято-Успенский собор в Речице (освещен в 1854 году). В начале XX века в Гомеле были возведены Успенская железнодорожная церковь и Преображенская каменная церковь в Гомеле, Полесская Свято-Николаевская церковь (1904 год) и Георгиевская армейская церковь (1904 год). Кроме этого распространение получило деревянное культовое зодчество (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Глыбоцкое и храм в деревне Головинцы). Важно отметить, что массовое строительство православных церквей было связано с политикой царских властей в рамках лозунга «Православие. Самодержавие. Народность». До сегодняшнего дня сохранилось большинство православных храмов на вышеуказанной территории.
1. Мiцянiн, А.А. Касцел у в. Антушы / А.А. Мiцянiн // Збор помнікаў гісторыі і культуры. Гомельская вобласць: у 7 т. – Мiнск, 1985. – Т. 3. – С. 290.
2. Памяць. Мазыр. Мазырскі раён [Тэкст]: гісторыка дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / рэд. М. А. Капач, В. Р. Феранц. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1997. –573 с.
3. Памяць. Чачэрскі раён [Тэкст]: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / рэд. Г. К. Кісялёў [і інш.]. – Мінск: Белта, 2000. – 621 с.
4. Макушникова, Э.А. Н.П. Румянцев и его эпоха в контексте славянской культуры / Э.А. Макушникова: материалы междунар. научно-практ. конф., Гомель, 12-13 мая 2004 г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол.: Н.Н. Коновалова [и др.]. – Гомель, 2004. – С. 15-23.
5. Гарады і вёскі Беларусі: у 15 т. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: БелЭн, 2004-2011. – Т.1., кн.1. Гомельская вобласць / Г.П. Пашкоў [i iнш.]. – 2004. – 632 с.
6. Гомельская и Жлобинская епархия // Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XII. – С. 8-22
7. Старонкі гісторыі Гомельшчыны: каляндар дат і падзей на 2018 год / складальнік Н.М. Канавалава; аддзел краязнаўства Гомельскай абласной універсальнай бібліятэкі імя У.І. Леніна. – Гомель, 2017. – 120 с.
8. Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: учеб. пособие / В.А. Чантурия, Э.Э. Жакевич; под ред. В.А. Чантурия. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. – 295 с.
9. Чантурия, В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии / В.А. Чантурия. – Минск: Полымя, 1985. – 236 с.
10. Морозов, В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура / В.Ф. Морозов. – Минск: Четыре четверти, 1997. – 336 с.
11. Целеш, В. Гарады Беларусi на старых паштоўках / В. Целеш. – Мiнск: Беларусь, 1998. – 335 с.
12. Кулагiн, А.М. Праваслаўныя храмы Беларусі / А.М. Кулагiн. – Мiнск: Беларуская энцыклапедыя, 2001. – 328 с.
13. Макушников, О.А. Гомель с древнейших времен до конца XVIII века / О.А. Макушников. – Гомель: Центр научно-технической и деловой информации, 2002. – 243 с.
14. Локотко, А.И. Архитектура европейских синагог / А. И. Локотко. – Минск: Ураджай, 2002. – 156 с.
15. Кулагiн, А.М. Каталіцкія храмы Беларусі / А.М. Кулагiн. – Мiнск: Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. – 488 с.
16. Акулич, М.В. Калинковичи и евреи / М.В. Акулич. – Минск: Цифровая книга, 2017. – 238 с.
17. История Свято-Петропавловского кафедрального собора г. Гомеля // Официальный приходской сайт Свято-Петропавловского кафедрального собора [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://soborgomel.cerkov.ru/istoriya-sobora/.
18. Петропавловский собор // Энциклопедия архитектуры [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=3970.
19. Храм преподобного Никиты исповедника в аг. Поколюбичи // Сеть православных сайтов prihod.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://pokolybichi.cerkov.ru/.
20. Храм святого благоверного князя Александра Невского в г. Гомель // Весь Гомель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://allgomel.by/companys/obedineniya-i-obshchestva/tserkvi-khramy/92248.html.
21. Храм святого великомученика Георгия Победоносца в г. Гомель // Весь Гомель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://allgomel.by/companys/obedineniya-i-obshchestva/tserkvi-khramy/92244.html.
22. Головинцы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы // Народный каталог православной архитектуры [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=28687.
23. Католическая часовня Св. Казимира // Вотпуск ру [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12242.
24. Свято-Троицкий костел в Речице // Все об отдыхе и туризме в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://probelarus.by/belarus/sight/church/svyato_troickiy_kostel_v_.html.
25. Католические медальоны Ветковщины // Гулевичи. Клуб однофамильцев [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://gulevich.net/galery.files/katolicheskie_medaliony.htm.
26. Еврейская история Гомеля // Краязнаўчы сайт Гомеля i Гомельшчыны [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://nashkraj.info/evrejskaya-istoriya-gomelya/.
27. Евреи в Гомеле // Краязнаўчы сайт Гомеля i Гомельшчыны [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://nashkraj.info/evrei-v-gomele/.
28. Глушаков, Ю. Свой Биробиджан на берегу Сожа. Блеск и нищета гомельских евреев // Белорусский портал tut.by [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/538550.html. –
29. Синагога в Чечерске // Планета Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/sinagoga-v-checherske/.
30. Калинковичская синагога // Независимый израильский сайт [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://belisrael.info/?p=5.