Введение
Глава 1 Теоретические аспекты разработки стратегии маркетинга, планирования и целеполагания компании
1.1 Сущность и содержание стратегии маркетинга, планирования и целеполагания
1.2 Методические подходы к разработке стратегии маркетинга
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности, планирования и целеполагания
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Анализ маркетинговой деятельности компании, планирования и целеполагания
Глава 3 Разработка направлений реализации стратегии маркетинга планирования и целеполагания
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Стелла Виа»
3.2 Обоснование эффективности предложенных рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любая организация осуществляет свою деятельность не изолированно, а в условиях конкретной внешней среды. Маркетинг является тем инструментом, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной деятельности. Однако в реальной действительности часто оказывается, что организация туристической индустрии не использует все возможности, предоставляемые маркетингом, мотивируя это нехваткой времени и средств, ненужностью или просто невозможностью в силу складывающихся объективных обстоятельств.
Объективная необходимость в управлении маркетинговой деятельности обуславливает потребность для организаций в разработке и реализации маркетинговой стратегии. Проблема разработки и реализации маркетинговой стратегии является весьма важной, так как в нашей стране много организаций туристической индустрии до сих пор не имеет оптимальной системы организации маркетинга, или вообще не имеют ее. В настоящее время ни одна организация в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без рациональной организации маркетинговой работы и взаимодействия с рыночной средой. Следовательно, полезность и необходимость разработки и реализации стратегии маркетинга в организации с каждым моментом только возрастает.
В этой связи требуется разработка адекватных рыночным отношениям проектов совершенствования маркетинговой деятельности и маркетинговой стратегии организации туристической индустрии с использованием методов маркетинга, органично сочетающих новые формы маркетинговой стратегии качества и цены продукции, услуг, обслуживания потребителей, сроков исполнения заказов, технологии формирования имиджа и позиционирования, и других мер, обеспечивающих повышение положения организации туристической индустрии на рынке.
Поэтому проблема разработки маркетинговой стратегии организации туристической индустрии через внедрение методов и инструментов маркетинга является актуальной для любой организации туристической индустрии. Особо актуальна эта проблема становится в отдельных отраслях, в том числе в организации туристической индустрии, где с каждым годом все в большей степени возрастает конкуренция, а сам рынок под воздействием информатизации и компьютеризации уходит из традиционного поля прямых физических продаж в сетевое пространство с применением современных каналов продвижения, стимулирования и коммуникаций.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты разработки стратегии маркетинга, планирования и целеполагания компании
1.1 Сущность и содержание стратегии маркетинга, планирования и целеполагания
Одним из основных инструментов стратегического управления развитием организаций и предприятий выступает маркетинговая стратегия. В последнее время отечественные и зарубежные ученые в области маркетинга все чаще в своих работах стали уделять внимание рассмотрению вопроса, касающегося определения сущности маркетинговой стратегии.
Исследование литературы позволяет отметить, что чаще встречаются два относительно равнозначных понятия: «маркетинговая стратегия» и «стратегия маркетинга», в связи с чем можно согласиться с Володиным О. А., утверждающим, что «маркетинговая стратегия – это то же, что стратегия маркетинга» [6, с. 19].
Ряд авторов рассматривают понимание маркетинговой стратегии как комплекс взаимосвязанных мероприятий, с помощью которых организация стремится обеспечить решение поставленных задач. Так, Андреев В. Д. отмечает, что «маркетинговая стратегия – это логическая схема маркетинговых мероприятий, с помощью которой компания надеется выполнить свои мар¬кетинговые задачи» [1, с. 467]. По его мнению, стратегия маркетинга состоит из трех частей:
- целевые рынки – стратегия маркетинга должна точно определять сегменты рынка, на которых сосредоточены усилия организации;
- комплекс маркетинга – стратегия должна точно определять политику в области управления новыми товарами, сбытом, рекламой, стимулированием продаж, ценами и распределением товара;
- уровень затрат на маркетинг – стратегия должна содержать бюджет маркетинга, который необходим для воплощения в жизнь всех аспектов разработанного комплекса маркетинга.
Современные исследователи при определении маркетинговой стратегии исходят из того, что она должна предусматривать разработку эффективной маркетинговой программы для конкретного целевого рынка. Так, Данченок Л. А. считает, что стратегия маркетинга – это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках.
[...]
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности, планирования и целеполагания
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
ООО «Стелла Виа» была зарегистрирована 02.08.2011 г. Минским городским исполнительным комитетом под номером 1916166309.
Основным видом деятельности выступает осуществление туроператорской деятельности (79120).
ООО «Стелла Виа» предлагает широкий спектр услуг:
- туры международных направлений;
- туры в зарубежные страны;
- экскурсионные туры;
- помогает в открытии шенгенских виз;
- туры VIP и индивидуального характера;
- событийный туризм;
- реализация авиа и ж/д билетов.
Помимо перечисленных услуг, компания предоставляет отдых в подмосковных пансионатах, бальнеологические курорты. Предоставляет возможность оформить полисы ОСАГО, КАСКО и Диагностические карты, а также застраховать недвижимость.
Профиль туроператора – высококачественное обслуживание клиентов на самых популярных направлениях зарубежного туризма. ООО «Стелла Виа» специализируется на оказании туристских услуг, представленных в разных сегментах рынка: массовый туризм, корпоративные поездки и групповые выездные мероприятия, бронирование отелей и авиабилетов, детский отдых, VIP–туры. Большое внимание компания уделяет массовому туризму, так как именно он пользуется спросом у туристов. Портфель компании насчитывает более 30 стран.
Организационная структура ООО «Стелла Виа» относится по типу к линейной. В основе большинства небольших турфирм лежит именно этот тип организационной структуры.
Организационная структура ООО «Стелла Виа» представлена на рисунке 2.1.
[...]
Глава 3 Разработка направлений реализации стратегии маркетинга планирования и целеполагания
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Стелла Виа»
Анализ в п. 2.2 позволил установить то, что ООО «Стелла Виа» не развивает политику скидок для клиентов. Именно поэтому предлагается внедрение комплекса мер по развитию лояльности для клиентов «Стелла Виа».
Экономический эффект от внедрения комплекса мер по развитию лояльности на «Стелла Виа»:
– по мере привлечения наиболее ценных клиентов объем продаж и доля рынка растут, увеличивается доля повторных услуг, поскольку ООО «Стелла Виа» постоянно предлагает потребителям уникальную ценность, она может позволить себе выбирать самых выгодных клиентов и инвестировать средства в выполнение самых рентабельных и потенциально возобновляемых заказов;
– устойчивый рост позволяет ООО «Стелла Виа» привлекать на работу и мотивировать наиболее квалифицированных и энергичных работников (устойчиво долговременное создание уникальной ценности для клиентов мотивирует персонала, поскольку внушает им чувство гордости за работу в ООО «Стелла Виа» и повышает удовлетворенность собственным трудом; давно работающие сотрудники лучше понимают постоянных клиентов, в результате растет лояльность их и клиентов);
– повышение производительности труда в совокупности с растущей эффективностью хозяйственной деятельности приносит ООО «Стелла Виа» преимущество по издержкам, которое трудно копируется;
– устойчивое лидерство по издержкам в сочетании с ростом объемов оказываемых услуг обеспечивает ООО «Стелла Виа» рентабельность, что привлекает инвесторов-клиентов и дает возможность выбирать источник капитала;
– лояльные инвесторы считают себя партнерами ООО «Стелла Виа» – они стремятся к стабильности бизнеса, снижают цену капитала и не предъявляют чрезмерных требований к выплате дивидендов, поскольку заинтересованы в направлении достаточного денежного потока для расширения бизнеса.
Любой программе по повышению лояльности нужен аудит и видимый экономический эффект от внедрения комплекса мер по повышению лояльности.
[...]
Заключение
По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
Маркетинговую стратегию организации можно определить, как совокупность маркетинговых инструментов, с помощью которых разрабатывается эффективная политика продвижения товаров, услуг к потребителям.
Основные маркетинговые стратегии формируются на основе глубоких и четких характеристик, включающих в себя количественные и качественные характеристики источников ресурсов, рынка реализации, оценки конкуренции, а также экономические предпосылки и возможные ограничения. Выбор маркетинговой стратегии является ключевой задачей менеджмента для обеспечения удержания и роста конкурентоспособности организации, а для этого необходимо иметь четкое представление об инструментарии формирования маркетинговой стратегии.
Основой выработки маркетинговой стратегии в организации является маркетинговое планирование, представляющее собой непрерывный циклический процесс, имеющий своей целью приведение потенциальных возможностей предприятия в соответствие с требованиями рынка. Задача разрабатываемого в рамках формирования маркетинговой стратегии организации плана маркетинга – найти и использовать с максимальной эффективностью любые возможности, позволяющие организации, укрепив свои позиции на рынке, уверенно обойти конкурентов.
Весь процесс маркетингового планирования состоит из трех последовательных этапов: бизнес стратегия, маркетинговая стратегия и тактический краткосрочный план действий. Обязательным условием разрабатываемых маркетинговой стратегии и плана должна быть многовариантность – многовариантный план дает возможность гибко реагировать на изменения внешней среды, как поддающейся, так и не поддающейся нашему контролю, и приучает персонал к важнейшей маркетинговой мысли: не следует идти напролом там, где можно и нужно отыскать обходной маневр.
ООО «Стелла Виа» была зарегистрирована 02.08.2011 г. Минским городским исполнительным комитетом под номером 1916166309.
Исследование основных показателей экономической деятельности ООО «Стелла Виа» позволило установить следующее:
– произошло увеличение показателя выручки от реализации. В 2022 г. выручка от реализации услуг возросла по отношению к 2021 г. на 2187 тыс. руб., или на 44,8 %;
[...]
1. Андреев, В. Д. Борисова, Т. Г. Аудит конкурентоспособности туристских организаций как инструмент повышения эффективности их деятельности / В. Д. Андреев, Т. Г. Борисова // Управленческий учёт. – 2022. – С. 467-482.
2. Аслаханова, С. А., Рахимова Б. Х. Эффективность внедрения цифровых технологий в туристическую сферу / С. А. Аслаханова, Б. Х. Рахимова // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – С. 72-79.
3. Богданов, Е. И., Кострякова, О. Н., Орловская, В. П., Фенин, П. М. Планирование на предприятии туризма. – СПб. Издательский дом «Бизнес-пресса», 2019. – 288 с.
4. Бутко, И. И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие, 2-е изд.(изд:2) / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. – М.: ИТК Дашков и К, 2019. – 416 c.
5. Виноградова, М. В. Научные основы стратегического планирования в туризме / М. В. Виноградова // Экономика и бизнес. – 2019. – № 5. – С.29-36.
6. Володина, О. А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О. А. Володина. – М.: Academia, 2019. – 446 c.
7. Гавва, Р. В. Стратегическое планирование и прогнозирование в туристической индустрии / Р.В. Гавва, Е.Н. Ложкомоева // Вестник университета. – 2021. – №1. – С.42-48.
8. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 570 с.
9. Гомилевская, Г. А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: учебник / Г. А. Гомилевская, Т. В. Терентьева, А.С. Квасов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 189 с.
10. Горбылева, З. М. Экономика туристических организаций: учебное пособие / З.М. Горбылева. – Минск: РИПО, 2021. – 170 с.
11. Григорян, Ц. А. Модель формирования эффективности деятельности туристской организации / Ц. А. Григорян // Естественно-гуманитарные науки. – 2022. – № 40. – С. 89-94.
12. Гуськов, Ю. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю. В. Гуськов. – М.: Альфа-М, 2019. – 448 c.
13. Данченок, Л. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Данченок [и др.]; под редакцией Л. А. Данченок. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
14. Жильцова, О. Н. Маркетинговые исследования: учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
15. Belarustourism официальный сайт [Электронный ресурс].