Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики
1.1 Сущность и основные элементы ассортиментной политики
1.2 Методические подходы к анализу ассортиментной политики торговой организации
Глава 2 Анализ ассортиментной политики ОАО «ЦУМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «ЦУМ»
2.2 Изучение спроса покупателей как основа формирования ассортимента
2.3 Анализ ассортиментной политики организации ОАО «ЦУМ»
Глава 3 Направления совершенствования ассортиментной политики ОАО «ЦУМ»
3.1 Основные направления расширения ассортиментной политики
3.2 Диверсификация поставщиков
Заключение
Список использованных источников
Введение Ассортиментная политика — это стратегически важный аспект любого бизнеса, определяющий ассортимент товаров или услуг, предлагаемых на рынке. Её влияние на эффективность коммерческой деятельности невозможно переоценить, поскольку правильно сформированный ассортимент способен максимизировать прибыль и удовлетворить потребности клиентов.
1. Удовлетворение потребностей клиентов:
Разнообразие товаров или услуг позволяет более точно соответствовать разнообразным потребностям клиентов.
Анализ спроса и предложения помогает определить наиболее востребованные товары, что способствует увеличению удовлетворённости клиентов.
2. Конкурентное преимущество:
Уникальный и разнообразный ассортимент может стать основой конкурентного преимущества, привлекая новых клиентов и удерживая существующих.
Наличие эксклюзивных товаров или услуг может помочь избежать прямой конкуренции и создать лояльность среди клиентов.
3. Оптимизация ресурсов:
Анализ ассортимента позволяет оптимизировать использование ресурсов, управлять запасами и минимизировать издержки.
Избегание перекрытия в ассортименте помогает снизить риски излишнего запаса и улучшить управление цепями поставок.
4. Продвижение товаров:
Сбалансированный ассортимент упрощает разработку эффективных маркетинговых стратегий и акций, направленных на продвижение товаров.
Правильно подобранный ассортимент облегчает продажу товаров и повышает конверсию покупателей.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики
1.1 Сущность и основные элементы ассортиментной политики
Ассортиментная политика представляет собой ключевой инструмент стратегического управления продуктами в бизнесе. Эта политика определяет набор товаров или услуг, предлагаемых компанией своим клиентам, а также способы их размещения, ценообразования и продвижения на рынке. Сущность ассортиментной политики состоит в том, чтобы сбалансировать предложение продуктов с потребностями и ожиданиями целевой аудитории, а также с учетом конкурентной среды и стратегических целей компании.
Основные элементы ассортиментной политики включают в себя:
Ассортимент продукции или услуг: это набор товаров или услуг, доступных для продажи. Компании должны анализировать спрос на рынке и потребности своей целевой аудитории, чтобы определить оптимальный ассортимент.
Ширина ассортимента: это количество различных категорий продуктов или услуг, предлагаемых компанией. Например, компания может специализироваться на узком ассортименте товаров или, наоборот, предлагать широкий спектр продукции.
Глубина ассортимента: это количество различных вариантов продуктов или услуг в каждой категории. Например, компания может предлагать продукты различных цветов, размеров, моделей и т.д.
Качество продукции или услуг: это уровень качества, который компания стремится обеспечить своим клиентам. Качество может быть определено различными параметрами, такими как надежность, долговечность, дизайн и прочее.
Ценообразование: это стратегия определения цен на продукцию или услуги. Цены должны быть конкурентоспособными и соответствовать воспринимаемой ценности продукции для клиентов.
[...]
Глава 2 Анализ ассортиментной политики ОАО «ЦУМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «ЦУМ»
ОАО «ЦУМ Минск» в настоящее время крупнейший торговый центр Республики Беларусь, открыт 5 ноября 1964 года. Открытое акционерное общество (ОАО) «ЦУМ» является розничной торговой организацией, которая осуществляет свою деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами города Минска на протяжении уже многих десятилетий.
Юридический адрес: 220005 г. Минск, проспект Независимости, 54. Форма собственности – частная.
Универмаг имеет два филиала: отдел №5 «Комаровский», расположенный по ул. В. Хоружей, 10, и отдел № 6 «Товары для женщин», расположенный по ул. Куйбышева, 75.
Общая площадь организации составляет 30307 м2, в т.ч. «ЦУМ Минск» –26769 м2. Филиалы: «Комаровский» – 1717 м2, товары для женщин» – 1821 м2.
Торговая площадь предприятия составляет 10560 м2, в т.ч. «ЦУМ Минск» – 8474 м2. Филиалы: «Комаровский» – 782 м2, «Товары для женщин» – м2. Складская площадь – 6273 м2.
Режим работы: понедельник–суббота – с 9 до 21 часов, воскресенье – с 10 до 21 часов.
Уставный фонд ОАО «ЦУМ Минск» определен в размере 181,5 тысяч белорусских рублей.
Решение о строительстве ЦУМа «Минск» было принято Советом Министров СССР в 1958г. Фундамент под новый универмаг, будущий ЦУМ, начали закладывать в 1958 г. Место болотистое, нулевой цикл строительства дался нелегко.
[...]
Глава 3 Направления совершенствования ассортиментной политики ОАО «ЦУМ»
3.1 Основные направления расширения ассортиментной политики
Для разработки рекомендаций по формированию оптимального ассортимента товаров, реализуемых в магазинах ОАО «ЦУМ Минск» был проведен опрос о покупательских предпочтениях опрашиваемых. В данный опрос были включены следующие 12 вопросов, определяющих предпочтения потребителей при выборе гигиенических принадлежностей. Разработанная для опроса анкета приведена в Приложении Г. Данные, полученные в результате анкетирования, позволили выявить некоторые тенденции в предпочтениях потребителей при выборе товаров.
В таблице Г.1 Приложения Г приведены данные респондентов на вопрос «Где вы предпочитаете приобретать косметическую продукцию?». Из всех опрошенных большинство человек (36%) ответило, что предпочитают приобретать гигиенические товары в магазине, 25% опрошенных предпочитают приобретать гигиенические товары на рынке, 22% опрошенных предпочитают приобретать гигиенические товары в интернет-магазине и 12% опрошенных предпочитают приобретать косметические товары у распространителей косметики.
В таблице Г.2 Приложения Г приведены данные респондентов на вопрос «Каким белорусским производителям отдается предпочтение?». Большинство респондентов (27%) пользуются зарубежной косметикой, 22% – предпочитают продукцию СП ООО «Белита», 15% – предпочитают СООО «Белор-Дизайн». Таким образом, можно сделать вывод что основная часть респондентов не пользуются белорусской косметической продукцией.
В таблице Г.3 Приложения Г приведены данные респондентов на вопрос «Как часто приобретаете гигиеническую продукцию?». Таким образом, 15% респондентов отметили, что приобретают гигиеническую продукцию несколько раз в год. 5% опрошенных приобретают гигиеническую продукцию от случая к случаю. Основная часть респондентов (80%) приобретают гигиенические средства ежемесячно.
[...]
Заключение
Ассортиментная политика представляет собой ключевой инструмент стратегического управления продуктами в бизнесе. Эта политика определяет набор товаров или услуг, предлагаемых компанией своим клиентам, а также способы их размещения, ценообразования и продвижения на рынке. Сущность ассортиментной политики состоит в том, чтобы сбалансировать предложение продуктов с потребностями и ожиданиями целевой аудитории, а также с учетом конкурентной среды и стратегических целей компании.
Анализ ассортиментной политики торговой организации играет ключевую роль в определении ее конкурентоспособности, эффективности и способности удовлетворять потребности клиентов. Для проведения такого анализа используются различные методические подходы, которые позволяют оценить текущее состояние ассортимента, выявить его сильные и слабые стороны, а также разработать стратегии улучшения.
ОАО «ЦУМ Минск» в настоящее время крупнейший торговый центр Республики Беларусь, открыт 5 ноября 1964 года. Открытое акционерное общество (ОАО) «ЦУМ» является розничной торговой организацией, которая осуществляет свою деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами города Минска на протяжении уже многих десятилетий.
Юридический адрес: 220005 г. Минск, проспект Независимости, 54. Форма собственности – частная.
Универмаг имеет два филиала: отдел №5 «Комаровский», расположенный по ул. В. Хоружей, 10, и отдел № 6 «Товары для женщин», расположенный по ул. Куйбышева, 75.
Общая площадь организации составляет 30307 м2, в т.ч. «ЦУМ Минск» –26769 м2. Филиалы: «Комаровский» – 1717 м2, товары для женщин» – 1821 м2.
[...]
1. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 320 с.
2. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 6-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2023. - 290 с.
3. Басовский, Л. Е. Экономика: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 80 с.
4. Бочаров, В. В. Организация коммерческой деятельности. – Спб.: Питер, 2019. – 408 с.
5. Дашков, Л. П. Коммерческая деятельность: учебник / Л. П. Дашков, Н. Ф. Солдатова. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 212 с.
6. Ингрэм, Т. Профессиональные продажи. – 4-е изд. – СПб.: НЕВА, 2021. – 198 с.
7. Крутякова, Т. Л. Коммерческая деятельность М.: АйСи Групп, 2019. – 224 с.
8. Ланкастер, Дж. Продажи и управление продажами. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 416 с.
9. Моисеенко, Н. С. Основы управления ассортиментом непродовольственных товаров: учебник / Н.С. Моисеенко. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 306 с.
10. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для вузов / А. М. Магомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 266 с.
11. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / Н. А. Ершова, О. В. Миронова, Н. А. Колесникова, Т. В. Чернышева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИОП РГУП, 2023. - 196 с.
12. ОАО «ЦУМ» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. https://tsum.by/.13.Основы коммерческой деятельности : учебник для среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 506 с.
14. Полунин, Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sistemy-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiy-v-innovatsionnoy-regionalnoy-ekonomike.24.
15. Родичева, В. П. Увеличение оборота розничной торговли как фактор улучшения результатов деятельности организаций [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/uvelichenie-oborota-roznichnoy-torgovli-kak-faktor-uluchsheniya-rezultatov-deyatelnosti-organizatsiy.
16. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 378 с.
17. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского обществ: учебник / А. М. Фридман. - 8-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2023. - 656 с
18. Управление снабжением и сбытом организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, А.В. Бодренков. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 288 с.
19. Шальнова, О. А. Стимулирование продаж: принципы, методы, оценка: учебное пособие / О. А. Шальнова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 107 с.
Шевченко, Д. А. Продвижение товаров и услуг: практическое руководство / Д. А. Шевченко, Е. В. Пономарева. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 372 с.