Введение
Термин «юстиция» означает ни что иное как правосудие, законность, справедливость. Вид судопроизводства выделяет различные виды юстиции: конституционную, административную, уголовную или гражданскую. Если обратиться к истории, – можно отметить, что в древнеримской мифологии, Юстиция была богиней правосудия. Еще давно в Риме была установлена ее статуя, которая изображает женщину с мечом, символизировавшим власть суда, с завязанными глазами, как символ беспристрастности при вынесении решений, а также чашами весов в каждой руке для взвешивания людских дел.
В юридической литературе термин «юстиция» используется для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. В отношении государственной власти, – реальная возможность государства осуществлять политическое руководство обществом с помощью различных средств и методов. Следовательно, государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Управленческое право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения, так как призвано регулировать особую группу общественных отношений, складывающихся по поводу реализации функций государственного управления.
Юстиция представляет собой сложное и многогранное явление. На современном этапе научного развития существуют определенные пробелы в понимании концепций, характеристик и функционального содержания отдельных институтов. Правовой статус и деятельность судебных учреждений являются предметом исследований многих отечественных исследователей, но большинство научных разработок связаны либо с изучением международного судебного опыта, либо с определенными видами правосудия (конституционной, административной, ювенальной т.п.) как видов судопроизводства, или же правового статуса или функций определенных органов юстиции. При этом чаще всего в научной литературе под органами юстиции понимают и органы правосудия, и прокуратуру, и органы следствия и адвокатуру, и саму систему органов Министерства юстиции или его отдельные составляющие (например, нотариат).
Тема настоящего исследования как никогда актуальна, ведь осуществление контроля в сфере юстиции свидетельствует о должной проводимой политике демократизации государства. Можно сказать, что это один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, и систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
[...]
1 Система государственный службы в Республике Беларусь
1.1 Понятие государственной службы и ее место в механизме государства
Государство как особый институт публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа) имеет свои функции и полномочия. Реализация данных функций и полномочий практически обеспечивается посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства, – государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно благодаря наличию этих кадров, контингенту его служащих. Именно от государственных служащих зависит качество работы государства.
Система государственной службы продолжает и завершает организацию национального механизма, с тем чтобы этот механизм был готов и пригоден для фактического осуществления государственных функций и полномочий. В процессе становления и развития любой формы государства государственная служба является основным организационным средством достижения страной своих целей.
Развитие страны в правовом и социальном направлении коренным образом изменило назначение государственной службы. Государственная служба выполняет миссию современного государства – она служит обществу. Политика, законодательство, защита прав человека и другие основные компоненты государства являются инструментами государства в сфере социальных услуг, и государственная служба объединяет их, образуя систему.
Понятие «служба» принято рассматривать:
– как вид деятельности человека;
– как социально-правовой институт;
– как систему специальных органов государства;
– как духовную деятельность и т.д. [1, c. 11].
В сфере государственного управления сформировался такое направление службы как государственная служба.
Как правовой институт государственная служба в Республике Беларусь получила правовое регулирование лишь в 1993 году, когда был принят Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате». До принятия данного Закона работники государственного аппарата именовались как «служащие», а их труд регулировался исключительно нормами трудового законодательства. Принятый в 1993 году Закон закрепил основные принципы государственной службы, права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения такой службы и прочее.
[...]
2 Особенности работы в органах юстиции Республики Беларусь
2.1 Понятие и система органов юстиции
Термин «юстиция» традиционно понимается как совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также непосредственно судебное ведомство, система судебных учреждений.
С практической точки зрения понятие «юстиция» представляет собой совокупность государственных органов и негосударственных организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов граждан: судов, нотариата, адвокатуры, в некоторых государствах прокуратуры. Понятие «юстиция» также используется для обозначения органов государственной юстиции. Полагаем, что справедливость не должна ограничиваться только этими органами, поскольку субъектами управления в области правосудия являются другие органы [16, c. 113].
Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, – непосредственно Президенту Республики Беларусь.
Правовой статус Министерства юстиции Республики Беларусь определяется Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1605 [17].
Министерство юстиции – государственный орган, обладающий в той или иной степени полномочиями практически по всем аспектам государственной, общественной и частной жизни. Успешное развитие государства и общества в первую очередь связано с политической и экономической стабильностью, доверием, четким и оперативным регулированием отношений в различных сферах.
В систему Минюста входят:
- главные управления юстиции областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета;
- организации, подчиненные Минюсту;
- отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах;
- Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов [17].
В структуру Минюста входят Департамент с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, а также иные структурные подразделения для обеспечения его деятельности и технического обслуживания в соответствии с законодательством.
[...]
3 Совершенствование правового регулирования работы в органах юстиции на современном этапе
3.1 Проблемы правового регулирования работы в органах юстиции
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь в 2023 году выступили строжайшее соблюдение законности и доступность услуг, которые оказывает ведомство. Основные направления деятельности касаются реализации конституционной реформы, участия в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, работы по выработке антисанкционных мер, совершенствования деятельности в сферах принудительного исполнения, адвокатуры, нотариата и регистрации актов гражданского состояния, организации и развития системы юридических услуг и медиации, выполнения функций государственной регистрации общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций.
В отношении антисанкционных мер активную работу проводит Совет Министров Республики Беларусь. Правовое обеспечение деятельности Правительства осуществляет Министерство юстиции. В связи с чем, на нём лежит задача, по осуществлению юридической экспертизы тех нормативных правовых актов, которые принимаются по этим вопросам. Министерство юстиции справляется со своими задачами, несмотря на тот большой объём работы, который оно осуществляет в рамках своей деятельности по этим и текущим вопросам государства. Что касается антисанкционных мер, то здесь подключаются и другие министерства, порой и Администрация Президента, когда речь идёт о разработке Указов Президента. Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 года № 93, принятый специально под эти меры.
В настоящее время имеется необходимость улучшения качества деятельности ведомства и повышение кадрового потенциала. Качество достигается за счет работы тех лиц, которые работают в ведомстве. Это каждодневный, тяжелый кропотливый труд. Поскольку подготовка юриста является достаточно долгим процессом, а текучесть кадров присутствует, это неизменно сказывается на качестве. Одной из ключевых задач, которая ставится перед Минюстом, является подбор достойных кандидатов на работу. Прошедший 2023 год показал, что Минюст ведет кадровую работу в правильном направлении.
В основе работы в 2023 году лежало строжайшее соблюдение законности, доступность услуг, которые оказывает Министерство юстиции, реализация задач конституционной реформы, а также подготовка к предвыборной кампании 2024 года.
[...]
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов или должностных лиц Республики Беларусь.
Государственная служба, как правовой и социальный институт, является неотъемлемой составной частью государственности и определяется обычно как профессиональная деятельность по обеспечению целей и функций государства в интересах общества.
Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 1 июня 2022 г. № 175-З впервые предусмотрел единую систему государственной службы, включающую три вида государственной службы: государственную гражданскую службу; военную службу и службу в военизированных организациях, а также дал определение каждому из них. Предыдущие законы о государственной службе фактически охватывали только гражданскую службу и на другие виды государственной службы не распространялись
Министерство юстиции Республики Беларусь выступает республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, – непосредственно Президенту Республики Беларусь.
Правовой статус Министерства юстиции Республики Беларусь определяется Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1605.
В систему Минюста входят: главные управления юстиции областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета; организации, подчиненные Минюсту; отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах; Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.
Проанализировав систему органов Министерства юстиции, можно сделать вывод, что разделение необходимо для успешного осуществления его деятельности. Все компоненты связаны между собой, но не могут полноценно выполнять функции друг друга.
[...]
1 Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право – 2016. – № 12. – С. 10-18.
2 Кеник, К.И. Государственная служба: законодательство нуждается в совершенствовании / К.И. Кеник // Юридический журнал. – 2016. – № 4. – С. 27-32.
3 О государственной службе: Закон Респ. Беларусь от 1 июня 2022 г. №175-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 07.02.2023 г. № 248-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10300204.
4 Герменчук, В.В. Государственная служба: традиции и современность / В.В. Герменчук // Банкаўскi веснiк. – 2016. – №. 10 (555). – С. 51-56.
5 Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2015. – 415 с.
6 Варонько, Е.В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е.В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97-98.
7 Овсянко, Д.М. Государственная служба: учебное пособие / Д.М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 296 с.
8 Старилов, Ю.Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2015. – 120 с.
9 Геврасева, А.П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления: конспект лекций / А.П. Геврасева. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
10 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.). – Минск: Амалфея, 2022. – 80 с.
11 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
12 О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800370.
13 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800424.
14 Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0600139.
15 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 апреля 2023 г. № 261-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
16 Лапеза, А.В. Субъекты управления в области юстиции в Республике Беларусь / А.В. Лапеза // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. – 2006. – № 2-3(24). – С. 113-117.
17 Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1605: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2023 г. № 457 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
18 Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Минского городского исполнительного комитета: решение Минского городского исполнительного комитета от 14 февраля 2019 г. № 460 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
19 Положение о Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г. № 986 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
20 Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. – 2022. – № 9(246). – С. 43-45.
21 О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния: Указ Президента Республики Беларусь, 12 июня 2006 г., № 385: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 485 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
22 Червякова, Т. А. К вопросу о трансформации отдельных элементов правового статуса министерства юстиции Республики Беларусь / Т. А. Червякова // Совершенствование механизма государственного управления в условиях правовой интеграции государств : материалы международного круглого стола, Минск, 28 сентября 2018 года / Под редакцией Т.А. Червяковой. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – С. 18-25.
23 Об основах административных процедур: Закон Республики Беларусь, 28 октября 2008 г., № 433-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2022 г. № 225-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
24 Сергей Хоменко об основах работы Министерства юстиции в 2023 году: строжайшее соблюдение законности и доступность услуг, которые оказывает ведомство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://just-grodno.gov.by/news/2023/sergey-khomenko-ob-osnovakh-raboty-ministerstva-yustitsii-v-2023-godu-strozhayshee-soblyudenie-zakon/?ysclid=lrrq1qekc2154122517.
25 Год в цифрах: итоги работы и планы на следующий год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://just-grodno.gov.by/news/2024/god-v-tsifrakh-itogi-raboty-i-plany-na-sleduyushchiy-god/?ysclid=lrrqmqbb7j467618405.
26 Титаренко, Я. Ю. Нужна ли в Республике Беларусь ювенальная юстиция? / Я. Ю. Титаренко // XV Машеровские чтения: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах, Витебск, 22 октября 2021 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Том 1. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 377-379.
27 Ораметов, Э.Д. О создании профилактико-восстановительной модели предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь и Туркменистане / Д.Э. Ораметов, В.Г. Стаценко // Наука – образованию,производству, экономике: материалы XXII(69) Региональной науч.-практ. конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 9-10 февраля 2017 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. – Т. 1 – С. 271-273.