Введение
1 Понятие конкурентоспособности производственного предприятия, определяющие факторы
2 Организация управления конкурентоспособностью и конкурентные позиции ОАО «МАЗ»
3 Резервы повышения конкурентоспособности ОАО «МАЗ» в условиях действия санкционных западных ограничений
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение Конкуренция – это механизм управления производством, характеризующийся немедленной реакцией на изменения рыночной ситуации. Те организации, которые наиболее подходят для перемен, оказываются в успешной ситуации и обладают высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурирующими организациями. В Республике Беларусь конкуренция неуклонно растет. В этом контексте исследование конкурентоспособности и конкурентоспособности организации и ее продуктов или услуг является наиболее важной задачей маркетинговых услуг белорусской организации.
При анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать тот факт, что адаптивность и конкурентное преимущество являются лишь потенциальной стороной конкурентоспособности организации, которая при определенных обстоятельствах не может быть реализована. В то же время только результаты экономической деятельности непосредственно отражают реальные достижения в области обеспечения конкурентоспособности и поэтому должны использоваться в качестве измерительных инструментов. Результаты хозяйственной деятельности организации измеряются следующими показателями: финансовые (рентабельность инвестиций и прибыль); рынок (объем продаж и доля рынка организации); выживание (денежные поступления).
В настоящее время экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества различных продуктов, финансовых, коммерческих и информационных структур, связанных между собой рынком и концепцией единой правовой системы бизнеса - рынка.
Конкуренция в рыночной экономике важна, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу отрасли, а усиление конкуренции продукции и, следовательно, увеличение ее экспорта является средством улучшения. Уровень жизни населения страны
В последнее время уровень конкуренции для частных организаций значительно вырос. Конкурентная среда имеет качественную и количественную сложность. В результате шансы получить крупный заказ снижаются, а степень выживания организаций зависит от их конкуренции.
С ростом инвестиций в экономику и расширением возможностей медленного развития производства абсолютно необходимо обеспечить конкурентоспособность отраслей за их эффективность.
В настоящее время в нашей стране перед организациями стоит серьезная задача по обеспечению надлежащей конкуренции на рынке товаров и услуг.
Чтобы конкурировать и оказывать положительное влияние в современном мире, создание возможностей для бизнес-организаций всегда должно фиксироваться измененным состоянием, например, поиском идей с точки зрения стабильности.
[...]
1 Понятие конкурентоспособности производственного предприятия, определяющие факторы
Основой рыночной экономики является концепция конкуренции как основной движущей силы развития отношений между компаниями, работающими в этой среде. Наиболее успешным участником такого конкурса является тот, кто может выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке.
Конкуренция возникает, когда многие товары, близкие друг другу по своим потребительским характеристикам, продаются на одном и том же рынке. Суть конкуренции заключается в улучшении или поддержании позиции компании на рынке, что обусловлено разницей между товарами, поставляемыми компанией, и конкурирующими товарами, с точки зрения степени соответствия конкретным потребностям компании.
Рыночный механизм спроса и предложения сводит пожелания потребителей к организациям производителей продукции и, через них, к поставщикам ресурсов. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов адекватно удовлетворять потребности потребителей. В то же время конкуренция ведет к расширению производства и снижению цены продукта до уровня, соответствующего себестоимости продукции [1, с. 371].
Конкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации.
Одной из тем конкуренции на рынке является компания. Их положение на рынке определяется их конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность – это сложная и многогранная концепция, которая включает в себя такие компоненты деятельности организации, как продукт (услуга) и ее основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных пользователей.
Млоток Э. А. определил конкурентоспособность организации как сравнительное преимущество компании перед другими компаниями в конкретной отрасли экономики и за ее пределами [2, с. 176].
Руби Ю.Б. определяет эту концепцию как реальную и потенциальную способность компании и ее способность разрабатывать, производить и продавать продукты, которые более привлекательны для потребителей с точки зрения ценовых и неценовых характеристик, чем их конкуренты [1, с. 372].
Конкурентоспособность – это показатель, который интересует как производителя, так и потребителя продукта. Производитель заинтересован в том, чтобы их продукция продавалась, она должна быть высокого качества и иметь минимальную цену, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью соответствующей его потребностям с точки зрения качества и цены.
[...]
2 Организация управления конкурентоспособностью и конкурентные позиции ОАО «МАЗ»ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
ОАО «МАЗ» использует свою свободу экономической деятельности для формирования конкурентного преимущества на рынке, а также взаимодействие с государством в рамках государственной поддержки предпринимательства, осуществления приоритетного развития отечественного производства и других мер по обеспечению экономической безопасности и устойчивого развития [17].
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х годов, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод»; ОАО «ТАиМ», Бобруйск, и другие. Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.
Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовом производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.
До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили – с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жёсткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.
Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса – среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».
[...]
3 Резервы повышения конкурентоспособности ОАО «МАЗ» в условиях действия санкционных западных ограниченийДля начала рассмотрим резервы повышения конкурентоспособности в условиях санкций. ОАО «МАЗ» обладает достаточными ресурсами, чтобы достойно пройти этот непростой период. Отдельные рынки закрыты, и это большая часть мирового рынка, но достаточно умеренная площадь в планетарном масштабе. Множество стран Азии, Африки, Латинской Америки белорусские экспортеры пока недостаточно освоили. И здесь можно увидеть большой потенциал для взаимовыгодного сотрудничества. Расширение связей с дружественными государствами является ключевым фактором для развития отраслей белорусской промышленности.
В нашей стране производятся конкурентоспособные на международном рынке товары. За рубежом пользуется спросом как продукция металлургического комплекса, так и машины, оборудование и транспортные средства.
Сегодня основной сбыт продукции белорусских промышленных предприятий переориентирован в первую очередь на рынок России, СНГ, а также тех стран дальнего зарубежья (Африки, Азии и Латинской Америки), которые не поддерживают санкционную политику коллективного Запада.
В 2022 году, после тяжелого ковидного 2021-го, сектору промышленности пришлось решать абсолютно новую задачу – минимум $1 млрд экспортной продукции нужно было переориентировать с рынков недружественных стран (Евросоюза, Северной Америки и других). Так, в 2022-м экспорт предприятий Минпрома увеличился на 15, 3% по сравнению с предыдущим годом. При этом в общем объеме поставок на внешние рынки наибольший удельный вес (85 %) пришелся на Российскую Федерацию (темп роста более 150 %).
Хорошим примером активного сотрудничества в вопросах реализации белорусской промышленной продукции является экспорт автомобильной, сельскохозяйственной и грузовой техники в Того, Зимбабве, Пакистан и Индию. При этом поставки осуществляются в основном через субъекты действующей товаропроводящей сети, обеспечивающие также сервисное и гарантийное сопровождение техники, либо напрямую конечному потребителю.
И в нынешнем году промышленность планирует прирастать по всем направлениям, для этого есть и продукт, и рынок. Уже в январе 2023 года объемы промпроизводства увеличились на 5 %, экспорт вырос почти на 8 %. Это говорит о том, что потребителям нравится наша продукция, они готовы ее приобретать.
Сегодня Беларусь и Россия столкнулись с серьезными вызовами, прежде всего экономическими. В условиях мощнейшей конкуренции на мировых рынках, агрессивной санкционной политики обеспечение технологического суверенитета носит стратегический характер.
[...]
ЗаключениеКонкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации. Рассмотрены конкурентные преимущества компании, которые достигаются тремя способами: товарное, ценовое и нишевое лидерство. К основным принципам конкурентоспособности организации относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; преобладания товара на рынке; минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; экономической выгоды.
Взаимосвязь и взаимообусловленность категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» обусловлена сложившимся на современном этапе экономического развития как в теоретическом, так и в практическом аспектах подходе к обоснованию и принятию управленческих решений, учитывающих весь возможный спектр экономических и социальных интересов участников воспроизводственного процесса;
Конкурентоспособность организации – ее способность обеспечивать достижение установленных целей развития на основе эффективного задействования и использования имеющихся ресурсов, а также с учетом воздействия динамично изменяющихся факторов внешней среды.
Учитывая обстоятельство динамичности конкурентной среды, относительность конкурентоспособности, а также постоянные изменения в составе участников каждого конкретного рынка, формируемые компанией цели в процессе управления конкурентоспособностью также должны быть динамичными. Конкурентные позиции компании и уровень ее конкурентоспособности, таким образом, напрямую зависят от ее способности обеспечивать достижение динамично изменяющихся целей функционирования в условиях динамичной конкурентной среды в заданный промежуток времени.
На основе изучения существующих методик оценки конкурентоспособности и методологии теории эффективной конкуренции, разработан собственный набор критериев и метод оценки конкурентоспособности предприятия, базирующийся на групповых показателях (эффективность производственной деятельности предприятия; состояние финансовой сферы предприятия; эффективность маркетинговой деятельности; состояние материально-технической базы; инновационно-инвестиционный потенциал; эффективность управленческой деятельности) и охватывающий все наиболее важные показатели хозяйственной деятельности предприятия, особенностью которого является возможность варьировать группами показателей с учетом специфики отрасли и характера деятельности предприятия.
[...]
1 Акуленко, Н. Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов. – М.: Инфра-М, 2022. – 96 c.
2 Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. – М.: Инфра-М, 2022. – 336 c.
3 Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности – важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА. – 2022 – 118 с.
4 Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2018. – 272 c.
5 Гавель, О.Ю. Экономический анализ в схемах и определениях / О.Ю. Гавель, В.И. Бариленко, О.В. Ефимова. – М.: Русайнс, 2018. – 384 c.
6 Головнина, Л.А. Экономический анализ / Л.А. Головнина, О.А. Жигунова. – М.: КноРус, 2018. – 400 c.
7 Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2018 – С. 35-39
8 Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. – М.: Инфра-М, 2021. – 311 c.
9 Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. – 2018 – С. 55-59.
10 Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №2. – С. 20 – 29.
11 Калинкина, О. Е. Конкуренция и стратегии конкуренции в условиях экономического кризиса / Калинкина О. Е., Бакальская Е.В. // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 246-248.
12 Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
13 Котлер, Ф.А. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. - Москва: Вильямс, 2015. – 752 c.
14 Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2018. – №1. – С. 374-377.
15 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 335 с.
16 Лю, С. Основные подходы к понятиям «конкурентоспособность организации» и «управление конкурентоспособностью организации» / Лю, С., Козлов В. А. // В сборнике: ИМПУЛЬС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ. Сборник научных работ 2 межвузовского конкурса студентов, магистрантов и аспирантов. Москва, 2021. С. 248-260.
17 Макконнел, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика 2 часть. (пер. с англ.) / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
18 Мустафин, Р.Р. Конкуренция. Пресечение недобросовестной конкуренции / Мустафин Р.Р. // Вестник современных исследований. 2020. № 6-3 (36). С. 9-13.
19 Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
20 Назайкинский, С. В. Hr-бренд организации как фактор повышения конкурентоспособности организации: отечественный и зарубежный опыт / Назайкинский С. В., Русскова Д. С. // В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы. материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 270-280.
21 Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – №8. – С. 57-59.
22 Русакова, Е.В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: Учебное пособие / Е.В. Русакова. – СПб.: Питер, 2022. – 208 c.
23 Саяпина О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. – 2020. – Т. 1. № 2. – С. 101-104.
24 Сысоева, Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е.А. Сысоева // Экономические науки. Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 283-287.
25 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2017. – №2. – С.6-12.
26 Тарануха, Ю.В. Глобальная конкуренция: истоки и последствия / Ю.В. Тарануха // Экономист. – 2017. – № 11. – С. 58-72.
27 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
28 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.