ВВЕДЕНИЕ
Труд, согласно современной экономической науке, является важной частью экономики - это одновременно товар (работник продает свой труд, создает новое качество и дополнительное количество материальных ценностей) и причина появления добавленной стоимости, поскольку предметы и материалы, когда к ним применяется труд, становятся дороже.
Согласно определению социологов, труд является категорией не только экономической, но и политической, поскольку занятость и эффективность труда играют важную роль в развитии общества. Следовательно, возникает необходимость оценивать и оплачивать труд во всех ее формах, включая затраты на оплату труда в рамках законов, установленных государством в стоимости производства.
Концепция «оплаты труда» теперь заполнена новым содержанием и охватывает все виды заработка (различные виды бонусов, надбавок, и социальных пособий), начисляемые денежными средствами (независимо от источников финансирования), включая сумму денежных средств, начисляемых сотрудникам в соответствии с законом.
Одним из основополагающих принципов регулирования оплаты труда является консолидация положения о том, что заработная плата каждого сотрудника зависит от его личного вклада и качества работы, а максимальный размер не ограничен.
Все работники, включая специалистов со средним образованием, получают заработную плату за свою работу на предприятиях и в учреждениях.
Заработная плата имеет двойное содержание. Она соответствует части новой (добавленной) стоимости, созданной в производстве, в то же время она связана с покупкой и продажей рабочей силы на рынке труда.
На размер заработной платы влияет: интенсивность, сложность, квалификация выполнения трудовых функций и уровень налогообложения дохода, другие отчисления в фонды.
Актуальность темы этой работы заключается в необходимости понимания двойного содержания заработной платы, анализа условий труда, отклоняющихся от обычной заработной платы, необходимости получить знания о заработной плате в случае отклонения от обычных условий труда, чтобы исключить всевозможные конфликты и проблемы, связанные с оплатой труда.
Целью данного исследования является всесторонний анализ содержания правовых норм, регулирующих вознаграждение за работу, в случае отклонения от обычных условий труда.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия заработной платы;
- описать формы и системы оплаты труда;
- рассмотреть проблему отклонения от обычных условий труда;
- выделить проблемы в оплате труда.
Предметом исследования является оплата отклонения от нормальных условий труда.
Методом исследования этой работы работы является анализ нормативно-правовых актов, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретическое значение работы заключается в освоении и анализе предоставленного материала, в понимании сущности вознаграждения работников в случае отклонения от нормальных условий труда.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит последние изменения в действующем законодательстве, предусматривает процедуру регистрации и обработки работы при отклонении от нормальных условий труда.
Структура этой работы состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
Основная часть состоит из трех глав.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
Особой ролью в доходах работника обладает его оплата труда. Именно она и по настоящее время является источником дохода, составляющим основу его расходов. При переходе к такой экономике, как рыночная законодательство Республики Беларусь установило для наемных работников такой принцип как принцип вознаграждения за труд.
Важно то, чтобы здесь не было какой-либо дискриминации, и она была не ниже установленного законом минимума. Трудовые доходы любого работника определяются путем вычисления его личного вклада с учетом конечных определенных результатов работы организации, а также регулируются налогами и максимумом не ограничиваются. Заработная плата как цена рабочей силы – основная часть фонда средств на жизнь работника, которая распределяется между ними в соответствии с количеством, а также качеством таких средств, как:
- затраченный труд,
-реальный вклад,
- зависящая от конечного результата работы организации.
Под заработной платой или платой за труд следует понимать вознаграждение за труд, которое зависит от следующих влияющих моментов:
- квалификация работника,
- сложность,
-качество,
- условия выполняемой работы,
- компенсационные выплаты, в которые входят доплаты и надбавки компенсационного характера, также и за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных и стимулируют выплаты.
Правовое содержание заработной платы состоит в том, что она определена экономическими факторами и сформирован в условиях рынка труда, в которых функционируют сразу два собственника:
- наниматель, являющийся собственником средств производства, который нуждается в рабочей силе,
- потенциальный работник – собственник рабочей силы, который нуждается в получении денежной суммы за ее использование.
В независимости от того, кто является нанимателем (организация (юридическое лицо) или же индивидуальный предприниматель) правоотношения, который возникают между ними являются отношениями, связанные с трудовым наймом.
Они представляют собой предоставление человеком своей рабочей силы в обмен на некоторую денежную сумму, которая четко определена, а также на иные материальные и (или) социальные блага. Ее величина должна быть определена стоимостью предоставляемой рабочей силы, которая является косвенно связанной с результатами труда. В дальнейшем же в процессе производства на размер оплаты труда, конечно, влияют также и результаты труда. В качестве правовой категории, заработная плата раскрывает четко определенные права, а также обязанности участников трудового правоотношения касательно оплаты труда. С данной точки зрения заработная плата - одно из существенных условий трудового договора, которая определяется его сторонами и обязательна для применения.
ГЛАВА 2 ОПЛАТА ТРУДА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
Рассмотрев особенности заработной платы рассмотрим теперь оплату труда при отклонении от обычных условий труда в законодательстве нашего государства.
Выделение в качестве отдельного вопроса оплаты труда в ходе выполнения работы различной квалификации ассоциируется, как правило, с возникающим несоответствием в сложности выполняемой работы в той же профессии и в квалификации работника, а также с некоторые ограниченные существующие традиционные подходы к организации заработной платы на предприятиях.
Трудовой Кодекс Республики Беларусь (далее - ТК), а именно, его ст.66 говорит о том, что при выполнении работы различной квалификации, а также сотрудников, оплачивается более высокая квалификация и работа сдельщиков находится в норме выполняемой работы.
Часть 2 статьи 32 ТК определяет систему и размер оплаты труда, гарантий, рабочего времени, категории, названия профессии, должности, установления или отмены работы на условиях неполного рабочего времени, комбинации профессий и других установленных условий.
Если смешанная работа требует наличия соответствующего образования или специальной подготовки, а также прохождения медицинского освидетельствования, то допускается ее применение до тех пор, пока у сотрудника не будет подтверждающих документов.
Совмещение может быть временным и постоянным.
Соглашение о совмещении профессии (должности) оформляется приказом нанимателя с указанием совмещенной профессии (должности), объемом дополнительных функций или выполненных работ, суммой дополнительной оплаты, продолжительностью работа (если комбинация установлена на определенный период времени).
Сотрудник должен ознакомиться с приказом о назначении дополнительных обязанностей для объединения профессии (должности) с квитанцией.
Расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполненных работ) также приравнивается к сочетанию профессий (рабочих мест), которые предполагают, что работник не только выполнять его основная работа, предусмотренная в трудовом договоре, но и дополнительная работа для той же профессии или должности.
Плата за объединение профессий (рабочих мест), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполненных работ) осуществляется путем установления дополнительных выплат, размер которых определяется нанимателем на основании соглашения с сотрудником на основы местных нормативных правовых актов.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
В реальном секторе экономики в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» на данный момент проводится работа по исключению излишнего регулирования рынка труда.
В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 также был принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».
Указом придан рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Субъекты предпринимательской деятельности (коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальные предприниматели) теперь могут самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда.
Также расширены права нанимателей в вопросе формирования условий оплаты труда работников в части повышения их тарифных ставок (окладов).
Согласно названному акту был отменен единый норматив направления средств на выплату премий и надбавок работникам коммерческих организаций, кроме организаций-монополистов, с отнесением их на себестоимость продукции, товаров (услуг), установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики».
Тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях с 1 сентября 2017 г. установлена в размере 33 белорусских рубля постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2017 г. №642.
Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников [23].
Данные меры ведут к повышению минимальной заработной платы, как социальной гарантии для работников, т.к. имея очень низкий уровень, она не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы. Улучшая ее соотношение со средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом Правительство Беларуси установило с 1 января 2017 года в размере 265 белорусских рублей.
Ниже приведен график как изменялась минимальная заработная плата в последний год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, оплата труда представляет собой систему взаимоотношений, связанных с обеспечением и реализацией нанимателем платежей работникам за их работу в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормами и трудовыми договорами.
Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества его работы. Максимум заработной платы не установлен. Это означает, что каждый рабочий может зарабатывать как можно больше.
Если работа отличается от работы в нормальных условиях, то законодательство учитывает особые правила оплаты для различных случаев.
Право работника требовать надбавку за работу, выполняемую в условиях, отличных от нормы, может быть следствием либо законодательства, коллективного договора, локального акта, соглашения, либо трудового договора.
Размер надбавок за работу в случае отклонения от нормальных условий труда и порядок их оплаты определяется предприятием самостоятельно. Они закреплены в коллективном договоре или в специальных положениях, как правило, при условии коллективного договора, местных нормативных актов. В то же время сумма надбавок за работу в условиях, признанных законом как отклоняющихся от обычных, не может быть ниже, чем сумма, предусмотренная законодательством или иными нормативными правовыми актами.
Что касается других условий, классифицированных локальными актами как отклоняющихся от нормальных, то в этих случаях предприятия не связаны никакими пределами суммы дополнительных платежей, как в случае установления такой надбавки, согласованной с работником при заключении трудового договора договориться с ним.
В дополнение к оплатам, которые возмещаются работникам в качестве оплаты за их работу в обычном режиме или отклонении от нормальных условий, на предприятии можно ввести различные бонусные системы, которые поощряют дополнительные выплаты и надбавки, с учетом мнения представителя работников.
Законодательство устанавливает гарантии несоблюдения норм производства, простоя в производстве, которые произошли по вине работника.
Несмотря на негативные последствия такой работы, закон ввел определенные средства для обеспечения права работника выплачивать заработную плату в соответствии с выполненной работой, но не ниже установленного законодательством.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. от 24.10.2016 г. № 493-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июля 2002 г., № 1003 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Об установлении размера месячной минимальной заработной платы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 27 дек. 2016 г., № 1080 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Об установлении тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 дек. 2012 г., № 1230 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 27 дек. 2004 г., № 1651 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21 янв. 2000 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Об установлении ежемесячных дифференцированных доплат работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 18 окт. 2011 г., № 100 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Об утверждении рекомендаций по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 02 мая 2012 г., № 56 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Об утверждении рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21 окт. 2011 г., № 104 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Об утверждении инструкции о применении положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 20 сент. 2002 г., № 122 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Об утверждении инструкции о порядке оплаты труда работников аппарата государственных организаций, подчиненных областным и Минскому городскому исполнительным комитетам [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 27 мая 2004 г., № 64 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 10 мая 2011 г., № 181 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Абакумова, Н. Н. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 222 с.
17. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
18. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006.
19. Гущин, Л. Я. Практикум по трудовому праву : учебное пособие / Л. Я. Гущин, С. В. Абрамчик. – Минск : Дикта, 2004. – 578 с.
20. Кеник, К.И. Трудовой договор: Практ. пособие. – Минск : Молодежное научное общество, 2002.
21. Кеник, К.И. Охрана заработной платы // Право Беларуси. – 2004. – №20. – С 78.
22. Контракты с отдельными категориями работников // Сбор- ник нормативных актов и комментарий / Кривой В.И., Чичина А.П. – Минск, 1994.
23. Кривой, В. И. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий: В 9 кн. Кн. 3. Гл. 6 «Заработная плата» / В. И. Кривой, А. В. Соснов. – Минск : Технопринт, 2000.
24. Крум, Э.В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э.В. Крум. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 317 с.
25. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 01.03.2018.
26. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. belstat.gov.by. – Дата доступа: 01.03.2018.
27. Рофе, А.И. Экономика труда: учебное пособие / А.И. Рофе. – Москва: КНОРУС, 2010. – 400 с.
28. Русых, Ю.М. Совершенствование оплаты труда в Республике Беларусь / Ю.М. Русых. – Мн: Право, 2001.
29. Сергеев, И.Н. Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособие / И.Н. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 399 с.
30. Трудовое право: Учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василевич и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Амалфея, 2002.
31. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов. – Минск: Новое знание, 2005. – 429 c.
32. Экономика предприятия: по экон. специальностям / Баев И.А. [и др]. – Питер: Питер принт, 2005. – 383 с.
33. Экономика труда: Учеб. / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. - М.: Юристь, 2006. -592 с.
34. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика / Б.И. Герасимов [и др.] – М.: ТГТУ, 2009. – 204 с.
35. Myfin.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. myfin.by. – Дата доступа: 01.03.2018.