Введение
1.Понятие, признаки и стадии применения права
2.Правоприменительные акты, их виды и отличия от нормативных актов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан, стремление в полной мере использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применении норм права становится чрезвычайно важной областью, как исследований, так и практики.
В законах, а также подзаконных правовых актах мы выражаем наши требования к организации, порядку, определяем параметры образа жизни, указываем конкретные пути и средства, которые приводят к намеченным целям.
Существует мнение, что можно оправдать нарушение закона для более приоритетных задач, однако нарушение или неисполнение закона, в конечном счете, всегда имеет негативный общественный резонанс, превращается не только в материальные, но, в основном, моральные потери.
Как законотворчество, так и правоприменение имеют большое значение для установления режима законности и справедливости во всем мире. В то же время считается, что главное в реализации закона - саморегулирование собственного поведения участников общественных отношений, уважение принятого в стране закона и порядка, отношение граждан к действующему законодательству как эффективный и социально ценный регулятор общественных отношений.
Целью этой работы является рассмотрение теоретического содержания и практических проблем правоприменительной деятельности.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
- рассмотреть различные подходы к толкованию концепции «применения права»;
- раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности;
- определить этапы применения закона;
- раскрыть сущность правоприменительных актов, их отличие от нормативных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Цель закона - регулировать социальные отношения, регулировать поведение людей. Но принятые правовые нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать социальные отношения, если они не будут реализовываться, то есть применяться. Чтобы лучше изучить процесс правоприменительной деятельности, необходимо определить само «применение права». Существует несколько подходов к определению термина.
В советской дореформенной литературе правоприменительная практика определяется как «материальная деятельность людей». [1]
Л. А. Морозов трактует это определение следующим образом: «правоприменительная деятельность» определяется как специальная правовая деятельность компетентных государственных органов местного самоуправления для создания новых правовых фактов, предоставления субъективных прав и передачи юридических обязанностей по конкретным предметам, развитие определенных отношений посредством осуществления власти.
Иногда правоприменение определяется в литературе как форма права, которая является авторитетной деятельностью субъектов, уполномоченных законом для осуществления административного воздействия на общественные отношения путем выдачи отдельных правовых норм и актов. [2]
В работах Г. Ф. Шершеневича дается следующая характеристика процесса применения норм права: это силлогизм, который в широком смысле является правовой нормой, а в узком смысле - это конкретный случай, специфические правоотношения. [3]
В своих трудах К. Боннер указывает на соблюдение закона как суммирование конкретного события жизни по общей формуле правовой нормы. [4]
2 ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, ИХ ВИДЫ И ОТЛИЧИЯ ОТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Правоприменительный или индивидуальный акт является официальным правовым актом, который содержит индивидуальную государственную волю, выданный компетентным органом в конкретном случае.
Правоприменительные акты представляют собой особый тип правовых актов со следующими характеристиками:
- правоприменительные акты носят государственно-властный характер и защищены принудительной силой государства. Любой, кто обращается к конкретным требованиям, содержащимся в действиях, должен соблюдать и выполнять их. При необходимости они могут быть реализованы принудительными средствами;
- акты применения закона носят индивидуальный характер. Это означает, что они адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность на основе конкретной жизненной ситуации. Принудительные действия определяют общие требования для физических лиц, регулируют единое соотношение и имеют единовременную силу;
- правоприменительные органы имеют установленную законом форму и точное название.
Они могут быть приняты в письменной форме (в виде независимого письменного документа или письменного разрешения по другому документу), устно (наложение штрафа на месте), через официальные символы (жесты регулятора и т. д.).
Акты применения правовых норм в качестве документов имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:
1) вводная часть, которая содержит название правоприменительного акта (порядок, постановление, решение, приказ, приговор и т. д.), название органа, официальное издание, время и дата публикации, конкретный адрес организации;
- описательная часть, в которой излагаются факты дела и перечисляются собранные доказательства;
- мотивировочная часть, которая оправдывает принятое решение. Он включает описание доказательств, полученных в случае, их оценку, аргументы, которыми руководствовался правоприменительный орган;
- резолютивная часть, в которой изложено содержание принятого решения, а также информация о порядке его обжалования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель данной работы - рассмотрено теоретического содержания и практических проблем правоприменительной деятельности.
Для достижения этой цели в работе решались следующие промежуточные задачи:
- рассмотреть различные подходы к толкованию концепции «применения права»;
- раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности;
- определить этапы применения закона;
- раскрыть сущность правоприменительных актов, их отличие от нормативных.
Рассматривая различные подходы к пониманию применения закона, можно выделить основные аспекты деятельности правоприменительных органов и построить следующее общее определение: правоприменение - это форма деятельности, которая является авторитетной деятельностью субъектов для осуществления административного воздействия на общественные отношения путем написания отдельных правовых норм и актов.
Раскрыв основные принципы применения закона, можно прийти к выводу, что существует пять наиболее важных характеристик, характеризующих деятельность правоприменительных органов.
А также существует четыре основных этапа правоприменительной деятельности:
- установление фактической основы дела;
- этап правовой квалификации;
- принятие решения по делу;
- обеспечение соблюдения закона о правоприменении и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутый результат.
Акты правоприменения – наиболее многочисленные акты, которые принимаются множеством государственных органов и организаций и выражают в себе их деятельность.
На основании вышесказанного можно сделать, что применение права в Республике Беларусь – особая деятельность, выражающаяся в специальных актах и отличающаяся особенностями, связанными, в первую очередь, источника данного акта, то есть лица, органа его принимающего.
1. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 1995. – С. 254.
2. Анишина, В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики / В.И. Анишина // Государство и право. - 2007. - № 7. - С. 57.
3. Бабаев, В.К. Советское право как логическая система / В.К. Бабаев. - М., 1978.
4. Боннер, А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе / А.Т. Боннер. - М.: Юридическая литература, 1980.
5. Дюрягин, И.Я. Право и управление / И.Я. Дюрягин. – М.: Юрид. лит., 1981.
6. Богомолов, А.С. О видах пробелов в праве / А.С. Богомолов, В.В. Лазарев, Ф.В. Константинов. – Правоведение. 1969. – № 6. - С. 30.
7. Теория государства и права : учебник / В. В. Лазарев, С. В. Липень. —4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 634 с.
8. Леушин, В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений / В.И. Леушин. – Изд-во Краснояр. Ун-та, Красноярск, 1989. – 152 с.
9. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008.
10. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 489.
11. Решетов, Ю.С. Реализация норм права / Ю.С. Решетов. – Казань, 1989. – С. 102.
12. Розенталь, М.М. Философский словарь / М.М. Розенталь. – Изд. 3.- М.: Политиздат, 1975. – С. 15.
13. Рябова, Д.Н. Пробелы в праве и способы их восполнения / Д.Н. Рябова // Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России. 1999 г. – СПб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та. – Ч. 3.
14. Чаусская, О.А. Применение норм гражданского права: вопросы теории и практики / О.А. Чаусская. – Саратов, 2002. С.11.