ВВЕДЕНИЕ
Строительство в экономике страны, в жизни общества в целом очень значимо. Возможно, поэтому законодательство многих стран уделяет повышенное внимание правовому регулированию строительства, в том числе заключению и исполнению договоров строительного подряда.
Основные вопросы архитектурной, градостроительной, строительной деятельности регулирует, в частности Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее- № 300-З) [1], Закон Республики Казахстан от 16.07.2001 № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [2], Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [3], Закон Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» [4], Закон Украины от 16.11.1992 № 2780-XII «Об основах градостроения» [5], Закон Украины от 20.05.1999 № 687-XIV «Об архитектурной деятельности» [6].
Договор строительного подряда предполагает свои особенности при заключении и исполнении, являясь специфическим видом договора подряда. Ещё до заключения такого договора стороны прорабатывают сроки, стоимость договора, ответственность за несоблюдение сроков сдачи объектов в эксплуатацию. Проблемы могут возникнуть уже на этапе переговоров ввиду того, что законодательство в данной сфере изменяется динамично, а разобраться в нём зачастую могут только специалисты [11, c.65].
Изложенное позволяет сделать вывод, что тема «договор строительного подряда» является весьма актуальной.
В курсовой работе исследованы следующие задачи:
1) раскрыть понятие договора строительного подряда;
2) изучить порядок заключения договора строительного подряда;
3) изучить ответственность сторон по договору строительного подряда
Объектом исследования является договор строительного подряда, теория и практика его применения.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, научные публикации и доктрина, регулирующие строительный подряд.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, аналогия) и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический) методы исследования, а также методы системного анализа.
Теоретической основой курсовой работы явились работы следующих авторов: Ершовой И.В., Ивановой Т.М., Бохана В.Ф., Паращенко В.Н., Лейст О.Э., Ушакова Д.Н. Витушко, В.А. и иных.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, который состоит из тридцати четырех источников.
ГЛАВА 1 ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения о строительном подряде урегулированы нормами параграфа 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [14] и частично, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства, параграфа 1 главы 37 ГК. Также требования к договору строительного подряда содержатся в ряде специальных нормативных правовых актов (например, в Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила)) [15].
Если по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения личных, домашних и семейных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору применяются также правила параграфа 2 главы 37 ГК (о правах заказчика по договору бытового подряда) (п. 3 ст. 696 ГК).
Согласно договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию другой стороны (заказчика) определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 ГК).
Отличительная особенность договора строительного подряда это обширное взаимодействие сторон друг с другом. В частности, заказчик обязан создать для подрядчика необходимые условия для проведения работ. Договор строительного подряда представляет собой категорию договоров направленных на выполнение работ. Ст.696 ГК установила, что договор заключается на строительство или реконструкцию предприятий, зданий, сооружений либо других объектов, на выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ.
Стороны договора строительного подряда - заказчик и подрядчик. Заказчиками выступают юридические и физические лица Республики Беларусь, а также иных государств, а подрядчиками - юридические лица, по общему правилу, строительные организации, в том числе субъекты хозяйствования, имеющие допуски на выполнение строительных работ (например, аттестаты, сертификаты). Подрядчик может привлекать на основании договора субподряда и на иных условиях, для выполнения определенного вида работ субподрядчиков. В таком случае подрядчик именуется генеральным подрядчиком, а субподрядчик - подрядчиком. Генподрядчик, и в силу п.8 Правил, несет перед заказчиком ответственность за весь комплекс работ, выполняемых, в том числе субподрядчиком.
Договор строительного подряда считается исполненным надлежащим образом со стороны подрядчика, в том время объект представлен к сдаче, а со стороны заказчика, когда произведена приемка работ в силу ст.708 ГК, на основании чего подписывается акт сдачи-приемки выполненных работ.
Ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора строительного подряда установлена ст.709-712 ГК и общими положениями о подряде.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
Среди условий заключения договоров строительного подряда выделено условие о специальной правоспособности заказчика и подрядчика, дающей им право заключить такой договор. При этом законодательство Республики Беларусь предусматривает специальную правоспособность для заказчиков, а именно требование о наличии аттестата соответствия на выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг (в случаях возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объектов первого - четвертого классов сложности). Более того, законодательство Беларуси устанавливает административную ответственность за реализацию заказчиками, застройщиками их неотъемлемых правомочий при отсутствии такого аттестата соответствия, а именно ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Что касается подрядчиков, то каждая из стран, признавая высокую потенциальную опасность строительной деятельности, установила перечень видов строительных работ, осуществлять которые может лишь лицо, имеющее специальное разрешение. Так, в Российской Федерации таким специальным разрешением является вступление в специализированные саморегулируемые организации и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс [25], приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [26]), в Республике Казахстан это лицензия на строительно-монтажные работы (Закон Республики Казахстан от 16.05.2014 № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» [27]), в Украине это лицензия на строительную деятельность (Закон Украины от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» [28]).
Однако больше всего требований установлено к подрядчику и к его правоспособности предъявляет законодательство Республики Беларусь. Так, специальная правоспособность белорусского подрядчика включает следующие составляющие:
- наличие системы производственного контроля, прошедшей оценку в установленном порядке;
- наличие сертификатов соответствия на строительные работы, подлежащие обязательной сертификации;
- наличие аттестата соответствия на строительство объектов первого - четвертого классов сложности и (или) аттестата соответствия на выполнение функций генерального подрядчика;
- наличие разработанной и внедренной системы управления охраной труда;
- наличие в штате аттестованных специалистов на момент заключения договора строительного подряда [15].
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
В соответствии с действующим законодательством (статья 311 ГК) исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В пункте 84 Правил предусматривается, что заказчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) подрядчику в следующих случаях и размерах:
- за необоснованное уклонение от приемки выполненных строительных работ и оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, - 0,2 процента стоимости непринятых строительных работ за каждый день просрочки, но не более стоимости этих работ;
- за несвоевременное проведение расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке строительные работы - 0,2 процента неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа, но не более размера этой суммы, если иное не определено договором;
- за нарушение сроков поставки материальных ресурсов, поставка которых договором возложена на заказчика, - 0,2 процента стоимости недопоставленных материальных ресурсов за каждый день просрочки, но не более фактической стоимости их приобретения, если иное не определено договором.
Указанные положения законодательства являются императивными и не могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе договором строительного подряда.
При определении размера неустойки следует исходить из того, как определена цена договора: если цена твердая, то пеня взыскивается от стоимости работ (объекта), указанной в договоре, если она определена в базисном, текущем уровне цен, то стоимость строительных работ (объекта) рассчитывается с учетом индексов стоимости строительных работ, утверждаемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, действующих на дату взыскания пени.
На основании пункта 87 Правил размеры ответственности, установленные Правилами, могут быть увеличены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию другой стороны (заказчика) определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.
Основной нормативный правовой акт, регулирующий договор строительного подряда – это Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила).
Сторонами договора строительного подряда является заказчик и подрядчик. Законодательство Республики Беларусь устанавливает как к заказчику и подрядчику особые правила для заключения договоров строительного подряда. Этот договор является двусторонним, возмездным и консенсуальным.
Для любой их сторон, принимающих участие в договоре строительного подряда, большое значение имеют нормы законодательства о строительстве. Большое количество проблем может быть решено ещё до этапа заключения договора. Нормы договора строительного подряда тесно переплетены с правовыми, техническими и хозяйственными аспектами законодательства.
Существенным является детальное следование нормам строительного права. К примеру, по отдельным видам работ обязательно проведение подрядных торгов (переговоров), наличие аттестатов соответствия и т.п. Несоблюдение данных норм может отразится на качестве строительных работ и может стать причиной нарушения технологии, неправильного строительства.
Если выполняемые работы не требуют подрядных торгов или переговоров, то договор заключается на основе соглашения сторон. Договор может быть разработан любой из сторон соглашения, либо совместно. До заключения договора стороны могут заключить предварительные договоры, которые определяют порядок разработки проектной документации и её согласования.
Договора строительного подряда заключается в простой письменной форме в форме единого документа.
Договор подряда считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем содержащимся в нем условиям и документ подписан сторонами или их уполномоченными представителями и, по общему правилу, с этого времени становится обязательным для сторон.
Согласно п.1 ст. 660 ГК если из акта законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В юридической литературе является спорным вопрос, о том могут ли субподрядчик выполнить только часть работ либо все работ по договору генерального подряда. На наш взгляд представляется целесообразным дополнить Правила возможностью передачи генподрядчиком субподрядчику всего объема выполняемых работ по договору генподряда.
Согласно п.2 ст. 391 ГК если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор).
Действующее законодательство не запрещает генподрядчику и субподрядчику заключить договор субподряда с участием третьей стороны - заказчика. При этом учитывая, что в договоре субподряда по отношению к субподрядчику генподрядчик выступает в роли «заказчика», функции заказчика в договоре субподряда сводятся к дополнительному контролю и надзору за ходом, сроками и качеством выполняемых субподрядчиком работ. Заказчик в трехстороннем договоре субподряда может выполнять только дополнительные функции, но не может выполнять функции, которые законодательством отнесены к функциям генерального подрядчика (передача фронта работ, приемка работ у субподрядчика и т.д.).
Таким образом, учитывая, что в законодательстве отсутствует указание о возможности заключения договора строительного подряда с участием третьей стороны – заказчика, представляется целесообразным дополнить Правила возможностью заключения договора субподряда с третьей стороной – заказчиком.
Правила устанавливают ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору строительного подряда. Такие нормы об ответственности являются императивными и применяются к отношениям сторон вне зависимости от их включения в договор. При этом правила не предусматривают возможности уменьшения по соглашению сторон в договоре размера ответственности, установленного в них.
Также в законодательстве за невыполнение условий договора строительного подряда предусмотрена не только гражданско-правовая, но и административная ответственность.
1. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 5 июля 2004 г., №300-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.05.2017 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан, 16.07.2001, № 242-II // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 17.11.1995, № 169-ФЗ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О регулировании градостроительной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Украины, 17.02.2011, № 3038-VI // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Об основах градостроения [Электронный ресурс]: Закон Украины, 16.11.1992, № 2780-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Об архитектурной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Украины, 20.05.1999, № 687-XIV // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Чигир, В.Ф. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 1 /Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.
8. Бохан, В.Ф. Подряд на капитальное строительство. Мн., 1994.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов /Д.П. Александров, И.А. Бельская, А.В. Бобков и др.; Под общ. ред. В.С. Каменкова; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Мн.: Дикта, 2004.1136с.
10. Паращенко, В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Ч.1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998.
11. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. ― М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. ― 288 с.
12. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. ― М.: "Альта-Принт", 2005. ― VIII, 1239 с.
13. Витушко, В.А. Договор подряда в условиях рынка. Учебное пособие. Мн., 1993.
14. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-3: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.10.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об утверждении правил заключения и исполнения договоров строительного подряда [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15.09.1998, № 1450 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации: [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 08.10.2008, № 1476 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Об утверждении правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 01.04.2014, № 297 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Инструкция о порядке ведения адресной системы, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, 15.08.2012, № 27 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Гражданский кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Гражданский кодекс Украины [Электронный ресурс] : ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Хозяйственный кодекс Украины [Электронный ресурс] : ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18.11.2011, № 1553 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [Электронный ресурс] : приказ Министерства регионального развития Российской Федерации, 30.12.2009, № 624 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. О разрешениях и уведомлениях [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан, 16.05.2014, № 202-V // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. О лицензировании видов хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : Закон Украины, 02.03.2015, № 222-VIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Ершова, И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000.
30. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : Федеральный закон, 05.04.2013, № 44-ФЗ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. О государственных закупках закупок [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан, 21.07.2007, № 303-III // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
32. Об осуществлении государственных закупок [Электронный ресурс] : Закон Украины, 10.04.2014, № 1197-VII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
33. О мерах по совершенствованию строительной деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 14 января 2014 г., № 26 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
34. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 29 июня 2000 г., № 359 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.