Введение
Глава 1 Понятие и сущность конфликта
Выводы по главе 1
Глава 2 Виды социальных конфликтов
Выводы по главе 2
Глава 3 Механизмы разрешения социальных конфликтов
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.
Слово конфликт возникло в русском и других языках из латыни. В латинском языке conflictus буквально значит столкновение. Словарь Ожегова слово «конфликт» разъясняет как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Возможно прожить жизнь, не употребляя слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие эквиваленты слова, как «столкновение», «разногласие», «противодействие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п.
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время социальные конфликты в мире стали обостряться не только на государственном уровне, но и на бытовом фоне, в том числе и среди молодёжи.
Степень научной разработанности проблемы. Конфликты как сложно идентифицируемое, неоднозначно прогнозируемое и вероятностно разрешаемое явление интересует исследователей уже на этапах образования и становления современной цивилизации.
Первые философские и социологические концепции и теории о природе конфликта были разработаны О. Контом и Г. Спенсером, развитые затем У. Бэджготом, Л. Гумпловичем, Э. Дюркгеймом, Л. Дюги, Г. Ратценгофером и др. За социологическими концепциями последовали конфликтные модели, исследуемые К. Боулдингом, Й. Галтунгом, Р. Дарендорфом, Г. Зиммелем, Л. Козером, Л. Крисбергом и др., которые впоследствии стали основой для новой научной области – конфликтологии.
Оценивая степень научной разработанности темы социальных конфликтов в современным обществе, следует отметить, что данная тема изучалась и анализировалась многими авторами, однако некоторые ее аспекты остаются не до конца изученными и исследованными.
Цель курсовой работы – изучить конфликты в социальном пространстве.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность конфликта;
2. Рассмотреть виды социальных конфликтов;
3. Изучить механизмы разрешения социальных конфликтов.
Объект исследования - конфликт.
Предмет исследования – конфликты в социальном пространстве.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, метод анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА
В ХХ веке ознаменовался массовой гибелью людей в следствии различных конфликтов. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные вооруженные конфликты, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства стали причинами гибели более 300 млн. человек. По мере развития цивилизации, роста культуры и благосостояния населения в мире становится все более беспокойно. Осознание этого подталкивает к более реалистическому взгляду на конфликты. Если нет возможности исключить конфликты из общественной жизни, то необходимо научиться с ними работать.
Основоположником теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона, а также встречаются ссылки на Гегеля, где исследователи обращают внимание на его учение противоречиях и борьбе противоположностей.
По отношению к античной философской мысли оказывается абсолютно некорректным употребление латинского понятия «conflictus». В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли и возникновении вещей. Слово «агон», как выражение противоречивого, спорного и противоречивого начала, имеет фундаментальную значимость не только в античной философии, не только в напряженных и драматичных полисных отношениях, но и в повседневной, обыденной жизни древних греков и римлян (войны, Олимпийские игры, всевозможные празднества и т.д.).
Понимание природы «агонального» в учении о «эйдосах» в философии Платона выражается в противопоставлении мира идей миру вещей, а в учении о государстве – в различных формах государственного устройства. Агон материи и формы имеет место в философии Аристотеля. Природа «агонального» в философии эллинистического и римского периодов выражается, прежде всего, в эклектическом характере философской мысли, где философия «против» рассматривается как истинная философия [21].
ГЛАВА 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
По своей природе социальные конфликты подразделяются на:
• личностные, которые происходят внутри человеческой личности, на уровне индивидуального сознания;
• межличностные, которые включают в себя разногласия между личностями, не образующими социальные группы;
• межгрупповые, которые вовлекают индивидов, представляющих разные группы;
• конфликты с внешней средой, которые происходят между индивидами, группами и институциональным окружением общества (например, конфликт индивида с правоохранительными органами) [7, с. 89].
В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.
Политический конфликт – это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер.
Проблематика политического конфликта имеет богатые традиции в истории общественной мысли. Основополагающим элементом при рассмотрении политического конфликта является понимание следующих вопросов.
1. Политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе.
2. Сама власть представляет собою институционально оформленную возможность определять и контролировать массовые формы социального поведения других людей.
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Существуют различные варианты завершения социальных конфликтов. Они могут осуществляться как в результате воздействия социальных субъектов, так и возникать самопроизвольно:
• постепенное затухание социального конфликта;
• переход социального конфликта в совершенно иной конфликт;
• механическое, силовое уничтожение, подавление социального конфликта;
• разрешение социального конфликта.
Некоторые виды воздействия на конфликты как, например, локализация, регулирование, урегулирование, рационализация, институционализация могут лишь ограничить динамику, форму их развития и проявления в обществе, но не всегда оканчиваются завершением (часто субъекты такого рода воздействий и не преследуют этой цели).
Из приведенных выше вариантов завершения социальных конфликтов, на наш взгляд, наиболее приемлемым, оптимальным является их разрешение. Именно в результате разрешения социальных конфликтов рушится их структура, необратимо исчезают объективные и субъективные составляющие, которые поспособствовали их возникновению и развитию. В этом случае социальные конфликты теряют свою качественную определенность, а система отношений социальных субъектов приобретает статус безконфликтных, в некоторых случаях конструктивного взаимодействия и даже сотрудничества [18, с. 18-19].
На сегодняшний день специалисты разработали множество стратегий поведения, которые способствуют скорейшему разрешению конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования конфликтов в социальном пространстве, необходимо отметить, что бесконфликтное существование общества невозможно. Неправильно считать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся от нормы поведением индивидов или групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт представляет собой необходимую форму социального взаимодействия в обществе.
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Социальные конфликты делятся на различные виды в зависимости от особенностей конфликтующих сторон и причин конфликта.
Конфликт, выполняя отрицательные и также положительные функции во взаимодействии общества, является неотъемлемой часть социума. Конфликты существуют в различных сферах жизни общества, однако нельзя их четко разграничивать. Так, например, экономические конфликты могут перерастать в политические или же, в свою очередь, быть последствием политических конфликтов в обществе.
Конфликт не является чем-то экстраординарным. Он всегда был и останется неизбежным элементом жизнедеятельности всякого общества, в котором неискоренимо присутствует многообразие не совпадающих интересов. Социальный конфликт обладает не только разрушительным, но и огромным созидательным, мобилизующим потенциалом. Следовательно, дело не в конфликтах как таковых, а в способности, желании и умении работать с конфликтами, разрешать их и учиться на них. Конфликт не может быть цивилизованно разрешен, если одна из сторон заявляет, что позиция противоположной стороны не имеет под собой никаких оснований.
Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон и устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника).
Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
1. Аксененко, С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общение / С.Е. Аксененко // Теор. и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975. – С. 9–11
2. Аллахвердова, О.В. Конфликтология / О.В. Аллахвердова. – СПб.: Лань, 1999. – 376 с
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2009. – 213 с
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с
6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 640 с
7. Гительмахер, Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект Р.Б. Гительмахер. – Иваново: ИГУ, 1995. – 203 с
8. Данькова, Т.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Г. М. Данькова // Материалы IV Всесоюз. съезда об-ва психологов. – Тбилиси, 1971. – С. 165–166
9. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие. / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с
10. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. – М.: изд-во Моск. ун-та, 2002. – 215 с
11. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 261 с
12. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. – СПб.: Эксперимент, 1997. – 70 с
13. Кибанов, А.Я. Конфликтология: учебник. / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с
14. Коваленко, Б.В. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Б.В. Коваленко, А.И. Пирогов. – М.: Ижица, 2002. – 400 с
15. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 1999. – 208 с
16. Конфликтология: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд. перераб и доп. – Москва: Юнити, 2012. – 539 с
17. Леонов, Н.И. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Н.И. Леонов. – М.: Моск. психолого-социальн. ин-т, 2006. – 232 с
18. Максименко, В.Г. Особенности, противоречия и тенденции развития среды процессов разрешения современных социальных конфликтов / В.Г. Максименко // Вестник Военного университета. – 2007. – № 2. – С. 17–26
19. Морозов, А.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.В. Морозов, Н.П. Дедов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова. – М.: Академия, 2002. – 336 с
20. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта /Л.А. Петровская // Теор. и методол. проблемы соц. психологии. – М., 1977. – С. 126–143
21. Смагин, Ю.Е. Историко-философский контекст конфликта / Ю.Е. Смагин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dasein.narod.ru/works/ teachers/smaginconf.htm. – Дата доступа: 26.02.2018
22. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. / С.В. Соколов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 327 с
23. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс: учеб. пособие для вузов / Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт–Издат, 2003. – 527 с