ВВЕДЕНИЕ
Конституционный Суд – это неотъемлемый элемент правового государства, по своей важности стоящий наравне, а иногда и выше остальных составляющих государственной системы.
Такая ситуация напрямую связана с тем, что Конституционный суд Республики Беларусь, также, как и его европейские аналоги, является важнейшим элементом всей системы сдержек и противовесов, скрепляющим в единый механизм все государственные элементы Республики Беларусь.
Именно поэтому Конституционный суд наделяется Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами особым правом - правом решать степень конституционности издаваемых и принимаемых нормативных актов, а также правом принимать решения относительно факты наличия или отсутствия систематического или грубого нарушения государственными органами Конституции.
Данные Конституционному суду права, поставленные перед ним цели и задачи, позволяют Конституционному суду посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.
Осуществление этого происходит путем издания Конституционным судом своих актов, которые имеют правовое значение и правовую силу, и, в основном, превалируют над прочими правовыми актами. Конституционный суд – последняя судебная инстанция нашей страны, и полномочия его должны быть соответствующими.
Поэтому важно иметь полное представления о том, чем на самом деле являются акты Конституционного суда, какое место в иерархии нормативно-правовых актов они занимают, какую играют роль для нашего государства. Акты Конституционного суда являются финалом, итогом всей деятельности суда. Поэтому акты Конституционного суда в большей мере, чем остальные документы и юридические научные работы, дают представление о функциях и обязанностях Конституционного суда Республики Беларусь.
Цель данной работы – изучение издаваемых Конституционным судом нормативно-правовых акты, их определение, видов, содержания и юридической силы.
Задачи курсовой работы:
1) изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного суда;
2) определить формулировку понятия «акты Конституционного суда» и их видовое деление;
3) дать определение всем существующим видам актов Конституционного суда, выявить их содержание, значение и порядок издания;
4) выявить размер, значение и границы юридической силы актов Конституционного суда Республики Беларусь.
Объектом исследования данной работы являются издаваемые Конституционным судом в результате его деятельности акты.
Предметом исследования являются акты Конституционного Суда Республики Беларусь, их понятие, содержание, значение и юридическая сила.
Методологию данной работы составили такие методы как: диалектический метод, метод синтеза, метод анализа, формально-юридический метод, метод индукции, дедукции, логический метод.
Правовой базой работы стали следующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Регламент Конституционного Суда, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Теоретической базой исследования послужили: учебник доктора юридических наук, профессора Василевича Г.А. «Конституционное право Республики Беларусь», учебник доктора юридических наук, профессора Борико С.В. «Судоустройство».
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Данная часть работы является весьма важной, поскольку акты Конституционного суда имеют законодательно установленное право влиять на все аспекты жизни государства и их граждан. Поэтому необходимо определить, какие документы, издаваемые Конституционным судом, относятся к актам, и имеют правовые последствия.
Согласно части 11 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 3361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", акты Конституционного Суда Республики Беларусь - это нормативные правовые акты, принятые в пределах его компетенции, по поводу и в целях регулирования определенных общественных отношений. Область и границы компетенции Конституционного суда Республики Беларусь устанавливается Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. [1]
Из этого определения вытекает, что, для формулирования более конкретного и наиболее точного определения понятия актов Конституционного суда Республики Беларусь, необходимо обратить пристальное внимание на компетенцию Конституционного суда и круг общественных отношений, на которые влияют издаваемые Конституционным судом акты.
В выявлении этих позиций должно, в большей степени, поспособствовать изучение Конституции Республики Беларусь и законодательных актов, изданных с целью регулирования деятельности Конституционного суда (а именно - Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судий; Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»; Закона «О конституционном судопроизводстве») и, в меньшей степени (но, от этого не становящейся менее важной) - изучение юридической литературы (учебников, статей, монографий).
Компетенция Конституционного суда.
Компетенция Конституционного суда определяется, в-первую очередь, Конституцией Республики Беларусь. [2] А именно, статьей 116 Конституции, которая устанавливает, что контроль за конституционностью в нашей стране осуществляется именно Конституционным судом.
Также, статья 116 устанавливает состав Конституционного суда; требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда; а также порядок их назначения и фиксирует, какие государственные органы ответственны за назначение судей.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Так как термин "акты Конституционного Суда" — еще более собирательный, чем это было указано в Главе 1, поскольку на деле включает в себя не только имеющие правовую силу заключения, решения и иные акты, но и прочие документы, издаваемые во исполнение действующих или отмененных актов, а также способствующих конституционному судопроизводству и по иным вопросам, относящимся к его компетенции, необходимо также изучить общую характеристику Конституционного суда Республики Беларусь и границы его полномочий.
Как уже было выявлено, полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия и издания им своих актов. Согласно законодательству о конституционном судопроизводстве, актом Конституционного суда, является любой акт, принимаемый по итогам его заседания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конституционного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.
Отсюда вытекает, что в тесной связи с характеристикой актов Конституционного суда находится также и вопрос структуры и порядка издания актов Конституционного суда. Правильность и соблюдение данных факторов позволяют вести речь о правомерности и соответствии изданных Конституционным судом актов Конституции и законам.
Немаловажным является вопрос и судейского состава. Так как Конституционный суд является последней инстанцией в системе судов Республики Беларусь.
Так, согласно Конституции, в составе Конституционного Суда должно быть 12 судей. Однако право на принятие и издание актов, Конституционный суд получает с момента избрания в состав минимально восьми судий. Это положение позволяет Конституционному суду действовать тогда, когда по тем или иным причинам часть судейского состава исключена. Это особенно важно в свете того, что к судейскому составу Конституционного суда Конституцией и иными нормативно-правовыми актами установлены особые требования, которые несколько затрудняют поиск судей. Так, наиболее продуктивной будет работа судьи, широко подкованным в законодательстве Республики Беларусь, причем здесь речь идет о всех правовых отраслях, а не только о Конституционном праве. Разумеется, достаточно сложно соответствовать этому критерию, поскольку массив белорусского законодательства достаточно объёмен. С другой стороны, такой подход повышает эффективность и верность принимаемых и издаваемых Конституционным судом актов.
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как и прочие нормативно-правовые акты, акты Конституционного суда имеют определенную юридическую силу и определенные юридические последствия.
Первое, что необходимо упомянуть – это установленное законодательством о конституционном судопроизводстве правило, по которому заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. [5]
Далее, согласно Закону о Конституционном судопроизводстве, установлено, что заключения и решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.
Из этого следует, что юридическая сила и значение актов Конституционного суда Республики Беларусь выше прочих нормативно-правовых актов. Так, если Конституционный суд своим заключением признает определенные нормативные правовые акты не имеющими юридической силы, не соответствующими Конституции Республики Беларусь, или потребует внесения в определенные нормативно-правовые акты изменений и (или) дополнений, либо принятия новых нормативно-правовых актов вместо действующих, однако с целью урегулирования одного и того же правового предмета, то такие требования должны быть исполнены. Нормативно-правовые акты должны быть признаны как прекратившие свое действие полностью или частично, признаны не соответствующими Конституции, изменены или дополнены, или приняты новые нормативно-правовые акты.
На момент исполнения заключений Конституционного суда Республики Беларусь, на период отсутствия регулирующего те или иные общественно-правовые отношения нормативно-правового акта, должны применяться в качестве регулирующих норм, напрямую положения Конституции. [5]
Издание акта Конституционного суда, признающего нормативно-правовые акты не соответствующими Конституции Республики Беларусь, ратифицированным международно-правовым актам, законам, декретам и указам Президента, влечет за собой, помимо прочего такие последствия как:
- невозможность применения таких актов судами, другими государственными органами, иными организациями и другими должностными лицами;
- пересмотр решений судов, основанных на таких актах (пересмотр должен происходить в установленном порядке);
- прекращение действий иных правовых актов, изданных другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, во исполнение не соответствующих Конституции Республики Беларусь, ратифицированным международно-правовым актам, законам, декретам и указам Президента, нормативно-правовых актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный суд является основным инструментом обеспечения конституционного правосудия, закрепленного в Конституции Республики Беларусь как один из принципов народного суверенитета. Конституционный суд во исполнение этой задачи обеспечивает контроль за конституционностью всех издаваемых нормативно-правовых актов.
Во исполнение своей основной задачи, Конституционный суд решает, принимает и издает свои акты, которые имеют определенную юридическую силу, и зачастую превалируют над остальными видами нормативно-правовых актов, издаваемыми иными органами и должностными лицами государственной власти.
Среди всего разнообразия издаваемых Конституционным судом актов, лишь два вида из них имеют наибольшую силу и значение. Это заключения и решения Конституционного суда Республики Беларусь.
Их необходимо различать между собой, поскольку они не тождественны друг другу - так, заключения носят распорядительный характер и обязательны к исполнению; в то время как решения Конституционного суда носят рекомендательный характер и обязательны к ознакомлению.
Иные акты Конституционного суда – обращения, определения, запросы, представления, послания – также обязательны в границах установленных законодательством для них пределов.
Конституционный суд дает заключения:
1. о проверке издаваемых Президентом Республики Беларусь нормативно-правовых актов;
2. о проверке актов международных сообществ и организаций, в состав которых входит Республика Беларусь, и указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона;
3. о проверке таких нормативно-правовых актов, которые издаются такими государственными органами и лицами, как Совет Министров, Верховный суд Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь;
4. о проверке актов, издаваемых иными, не перечисленными выше государственными органами Республики Беларусь;
5. о наличии фактов систематического или грубого нарушения государственными органами Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь (отдельного упоминания заслуживает тот факт, что, согласно законодательству, рассмотрение вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения конституционности палатами Национального собрания не может быть отклонено по инициативе самого Конституционного Суда).
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности вышеуказанных актов, как в целом, так и отдельных их положений.
Решения Конституционного суда принимаются на основании предложений уполномоченных органов и должностных лиц и могут быть направлены на:
- проведение предварительного контроля не принятых законов конституционным нормам Республики Беларусь;
- проведение предварительного контроля не вступивших в силу международных актов Конституции Республики Беларусь и иным, ратифицированным ею международным актам;
- проверка на наличие или отсутствии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;
- издание официального толкования актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь, если они затрагивают конституционные права, свободы о обязанности граждан Республики Беларусь;
- изложение позиции Конституционного суда по вопросу соответствия нормам конституционности и основополагающим принципам международного права изданных иностранными государствами и международными организациями документов, так или иначе, затрагивающих интересы Республики Беларусь.
- необходимость проведения проверки конституционности определенных Президентом направлений нормотворческой и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов, с последующей формулировкой выводов и подведением соответствующих истинному положению конституционности действий данных структур, выводов;
- необходимость устранения в нормативно-правовых актах пробелов, исключении из текста этих актов, содержащихся в них коллизий и любой формы правовой неопределенности;
- необходимость утверждения и отправки ежегодных посланий Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь, в целях выявления текущего состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;
- в целях осуществления иных полномочий, установленных соответствующими законодательными актами.
Из всего этого также следует, что юридическая сила и значение актов Конституционного суда Республики Беларусь выше прочих нормативно-правовых актов.
Так, если Конституционный суд своим заключением признает определенные нормативные правовые акты не имеющими юридической силы, не соответствующими Конституции Республики Беларусь, или потребует внесения в определенные нормативно-правовые акты изменений и (или) дополнений, либо принятия новых нормативно-правовых актов вместо действующих, однако с целью урегулирования одного и того же правового предмета, то такие требования должны быть исполнены. Нормативно-правовые акты должны быть признаны как прекратившие свое действие полностью или частично, признаны не соответствующими Конституции, изменены или дополнены, или приняты новые нормативно-правовые акты.
1. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»;
2. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"; Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года. Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года
3. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
4. Кодекс Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе суде" от 29 июня 2006 г. № 139-З.
5. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 августа 2009 г.
6. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2007 г.
7. Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XІІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 августа 2009 г.
8. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № Р-58/97: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 ноября 2009 г.
9. Борико, С.В. Судоустройство: Учебник / С.В. Борико. - Минск: Амалфея, 2000. - 304 с.
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. - Минск: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. - 832 с.
11. Демичев Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004.
12. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: экспресс курс / В.Н. Кивель. - Минск: Соврем. шк., 2008 - 168 с.
13. Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / В.А. Кодавбович. - Минск: Амалфея, 2007. - 310 с.
14. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Практ. пособие / К.Н. Кунцевич. - Минск: Молодежное научное сообщество, 2000. - 164 с.
15. Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): Учебное пособие / А.И. Курак. - Минск: Тесей, 2006. - 320 с.
16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. - Режим доступа: http//www.pravo.by.
17. Официальный сайт Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2009. - Режим доступа: http//www.kc.gov.by
18. Чигринов, С.П. Конституционное право Республики Беларусь: В понятиях и схемах / С.П. Чигринов, А.А. Подупейко, И.А. Канашевич; под общ. ред. А.И. Сухарковой. - Минск: Амалфея, 2002. - 230 с.
19. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтонович; Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002.