ВВЕДЕНИЕ
Преступность для любого государства – серьезнейшая проблема, требующая ее решения, а также принятия мер для улучшения обстановки в государстве. Однако существует такая преступность, которая выходит за пределы того или иного государства и Республика Беларусь здесь не является исключением.
На данный момент огромный процент преступлений совершается на территории нашего государства иностранными гражданами или же на территории иностранного государства гражданами Республики Беларусь. Разумеется, возникает вопрос, кто же должен наказывать этого преступника, законодательство какого государства следует использовать – места совершения преступления или законодательство гражданства лица, которое совершило преступление. Все эти вопросы подлежат особому правовому урегулированию, а также их следует урегулировать посредством двусторонних соглашений между государствами, что позволяет сгладить конфликтные ситуации и избежать того же самого двойного наказания преступника.
На современном этапе развития общества проблема увеличения роста преступности занимает особое место, поскольку она несет угрозу для всего человечества и, в различных проявлениях, присутствует во многих областях общественной жизни в большинстве государств.
Ежегодно в мире увеличивается количество совершенных преступлений и людей, пострадавших от действий преступников.
Поэтому предотвращение преступлений является первоочередной задачей государств.
В настоящее время проблема преступности выходит за рамки национальной границы и представляет угрозу не только для отдельных государств, но и для всего человечества.
Так, одним из самых распространённых институтов в международном уголовном праве является институт выдачи преступников. Данный институт наиболее полно рассматривается законодательством различных государств и предусматривается различными соглашениями.
Но в отношениях между государствами существует общепризнанное правило, которое уважает право каждого человека покидать любую страну, включая его собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают против иностранных граждан какие-либо насильственные меры для их экстрадиции или депортации, если эти иностранцы законно находятся на их территории и не совершили никаких действий, которые влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Таким образом, актуальность работы состоит в том, что на данный момент достаточно велико количество преступлений, которые совершаются вне пределов границ государства гражданства преступника, а также заключение соглашений между государствами позволяет обеспечить снижение их количества и тяжести, а рассмотрение в рамках данной работы позволит уяснить наиболее важные вопросы по данной теме.
Основная цель исследования – рассмотреть Республику Беларусь как субъект в межгосударственном постсоветском пространстве: сотрудничество посредством передачи предметов, имеющих отношение к уголовному делу, розыску, аресту и обеспечению конфискации.
В соответствии с этим предусматриваются следующие задачи:
изучить формы сотрудничества в борьбе с преступностью;
определить правовые основы международной правосубъектности Республики Беларусь;
рассмотреть сотрудничество Республики Беларусь в борьбе с преступностью в рамках СНГ и на основе двусторонних соглашений.
В работе использованы источники литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативные источники, материалы специализированных периодических изданий.
К методам, используемым в данной курсовой работе, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Работа состоит из введения, заключения и трех глав, а также списка использованных источников.
Объем работы – 29 страниц.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Субъектом международного права называется носитель международных прав и обязанностей, который возникает в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или же лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения.
Таким образом, международной правосубъектностью можно назвать юридическую способность лица являться субъектом международного права.
Международную правосубъектность можно разделить на следующие ее разновидности:
фактическая международная правосубъектность;
юридическая международная правосубъектность.
Субъекты международного права также подразделяются на:
первичные субъекты или же субъекты суверенные государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;
производные субъекты или несуверенные субъекты международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте [1, c.51].
Так, например, первичные субъекты созданы самостоятельно, то есть к их созданию никем не прилагались усилия. То, что они появились – объективный, ни от кого независимый процесс.
ГЛАВА 2 СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РАМКАХ СНГ И НА ОСНОВЕ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ
В зависимости от количества сторон, в том числе и международные договоры, делятся на двусторонние и многосторонние.
Для того, чтобы рассматривать двусторонние договоры изначально следует уяснить, что же такое многосторонние договоры. Так, многосторонние договоры могут быть универсальными (открытыми для любых субъектов международного права, которые могут заключать договоры) или с ограниченным числом участников.
Сотрудничество между государствами развивается на трех уровнях. Первый из них это сотрудничество находится на двустороннем уровне, который уходит корнями в далекое прошлое. В настоящее время он не только не утратил свою значимость, но и играет все более возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учитывать характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждому конкретному вопросу. Наиболее распространенными были двусторонние соглашения по таким вопросам, как предоставление юридической помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц на исполнение приговоров в страну, гражданами которой они являются.
В договорной практике существует несколько десятков таких соглашений. В основном это соглашения о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
Что касается уголовной сферы, то эти соглашения регулируют взаимодействие судебных и следственных органов двух стран в уголовном преследовании лиц за пределами страны, где они совершили преступления.
В соответствии с положениями договоров юридическая помощь по уголовным делам обеспечивается органами суда, прокуратуры и других учреждений государств, в компетенцию которых входит расследование и рассмотрение уголовных дел.
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Взаимная правовая помощь – одна из основ, на которой строится международное сотрудничество между государствами в частности по уголовным делам. Так, именно оказание такой помощи позволяет договорившимся государствам устранять проблему преступности наиболее эффективно.
Формы взаимной правовой помощи приобретают самые различные очертания в зависимости от сферы, а также от специфики, в которой государства взаимодействуют.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью имеет ряд признаков, которые характеризуют его как самостоятельное направление межгосударственных действий, характерных для него. Рассмотрим следующие признаки:
Предметом взаимодействия этой области международного сотрудничества является преступление и преступность.
Ответственность и наказания за преступления устанавливаются внутригосударственным законодательством, а уголовное судопроизводство по делам, касающимся их, в настоящее время является исключительной компетенцией национальных правоохранительных органов и судов.
Практика правоохранительных органов различных стран и международных уголовных судов показывает, что уголовное судопроизводство по делам о международных преступлениях невозможна без международного сотрудничества в борьбе с такими преступлениями, которые, однако, не ограничиваются ими [13, c.121].
Ч.3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Гражданин Республики Беларусь не может быть экстрадирован в иностранное государство, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Это положение также устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь в ч.1 ст. 7 [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута основная цель исследования – рассмотрена Республика Беларусь как субъект в межгосударственном постсоветском пространстве: сотрудничество посредством передачи предметов, имеющих отношение к уголовному делу, розыску, аресту и обеспечению конфискации.
В соответствии с этим предусматривались следующие задачи, которые также были решены:
изучить формы сотрудничества в борьбе с преступностью;
определить правовые основы международной правосубъектности Республики Беларусь;
рассмотреть сотрудничество Республики Беларусь в борьбе с преступностью в рамках СНГ и на основе двусторонних соглашений.
Международная преступность это совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. Совершение преступлений иностранными гражданами на территории Республики Беларусь, как и совершение преступлений, гражданами Республики Беларусь на территории иностранных государств набирает все большие обороты. Так, участилось также совершение преступлений в рамках Союзного государства, так фактическое отсутствие таможенного контроля на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией позволяет преступникам осуществлять свою деятельность сразу на территории двух государств и оставаться при этом незамеченными. Именно здесь огромное значение имеют заключенные договоры о правовой помощи, которые разрешают проблему привлечения к ответственности таких лиц, а также порядок их выдачи или же исполнения наказания.
В то же время существуют два основных типа государственного сотрудничества в борьбе с международной преступностью:
заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности;
участие государств в международных организациях, специализирующихся в борьбе с преступностью.
В современных условиях взаимозависимости государств и интернационализации преступности сотрудничество в борьбе с ним является одной из ведущих позиций в контексте международных отношений. В контексте глобализации мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами, которые ранее не были известны цивилизованному обществу.
Проблема экстрадиции преступников всегда актуальна и сложна, потому что затрагиваются многие вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государств. На практике возникает большое количество проблем из-за отсутствия единого правового акта, регулирующего процесс экстрадиции в международном уголовном праве.
Несмотря на некоторые различия в правовых системах, следует отметить, что развитие института выдачи преступников идет в демократическом направлении в направлении укрепления эффективных мер международного сотрудничества в области уголовного правосудия с целью создания единообразных сопоставимых международно-правовых норм и правовых процедур для обеспечения соблюдения неотъемлемых прав и свобод человека в области уголовного правосудия.
Проблема улучшения международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в работе правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась наемническая ориентация, значительно возросло число преступлений с международными связями, выявлено все большее число международных преступных групп.
Именно по этой причине государствам следует уделять огромное внимание именно сотрудничеству в данном направлении, что позволит уменьшить такую преступность, и, как следствие, избежать трудностей в связи с расследованием таких преступлений и решения вопросов касательно самих преступников.
Конечно, деятельность в рассматриваемой сфере следует совершенствовать, в первую очередь, в пользу издания более систематизированных актов, позволяющих осуществлять борьбу с преступностью на общих началах между всеми государствами, помимо прочего, достаточно целесообразным, хотя и на более далекую перспективу, было бы приведение уголовных законов стран-членов в более схожее состояние, что позволит осуществлять квалификацию преступлений эффективнее, быстрее и проще. Конечно, взаимная правовая помощь – основа в данном вопросе, однако, например, осуществление правовой помощи за счет государства, запросившего ее, упростило бы такую деятельность, а также позволило бы избежать необоснованных или излишних обращений за такой ней.
Также отметим и тот факт, что в начале XXI века большинство стран мира оказались в сфере деятельности транснациональных организованных преступных группировок, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Сегодня криминальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приносит баснословные доходы и создает реальную угрозу генофонду наций. Особенно это стало актуальными, в свете ситуации с Афганистаном (крупнейший производитель опиатов), который, уже на протяжении последних 35 лет, находится в состоянии постоянного военного конфликта – как с внешним вмешательством, так и с признаками гражданской войны.
В XXI веке организованные формы преступности преимущественно носят транснациональный характер и угрожают экономической, политической и социальной жизни общества. Для реализации преступных замыслов создаются всевозможные фирмы, финансовые пирамиды и т.д. Именно поэтому в ряде международных актов имеются нормы об уголовной ответственности юридических лиц.
Одной из насущных является проблема повышения качества подготовки кадров правоохранительных органов для работы в формате международного сотрудничества. Это предполагает знание сотрудником не только норм международного права, но и знание большого массива нормативно-правовой базы ООН, Совета Европы, межгосударственных и межведомственных соглашений, регламентирующих сотрудничество государств по борьбе с преступностью.
Таким образом, международно-правовое регулирование международной преступности осуществляется не только на основе универсальных международных конвенций, но также и на основании двусторонних международных соглашений, позволяющих осуществлять правовое регулирование более узко и учитывая специфику правовых систем договаривающихся сторон.
1. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных об-разований в гражданских правоотношениях. – СПб., 2003.
2. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. — М., 1981.
3. Гражданское право / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. / Иванов А.А., автор гл. «Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права». — М., 2006.
4. Гражданское право. Учебник. Т. 1. / Отв. Ред. Е.А. Суханов. — М., 1998. С. 283.
5. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. - 496 с.
6. Моджорян, JI.A. Основные права и обязанности государств / JI.A. Моджорян. М., 1965.
7. Моисеев, А.А. Суверенитет государства в международном праве: учеб. пособие / А.А. Моисеев. М., 2009.
8. Бастыркин, А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП, 1989-90-91. СПб, 2009.
9. Богуславский, М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Международные отношения, 2009.
10. Бойцов, А.И. Выдача преступников. – СПб: Изд-во Р. Аслакова «Юридический Центр Пресс», 2004. – 795 с.
11. Бровка, Ю.П. Международная правосубъектность БССР / Ю.П. Бровка. Минск, 1967.
12. Гуреев, С.А. К вопросу о субъектах международного права / С.А.Гуреев // Российский ежегодник международного права. М., 2001.
13. Курдюков, Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г.И. Курдюков. Казань, 1979.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – Т.1. – М., 1996.
17. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 2007. – 193 с.
18. Панов В.П. Международное уголовное право. – М.: 2008. – 201 с.
19. Фельдман, Д.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности / Д.И. Фельдман, Г.Н. Курдюков. Казань, 1974.
20. Хлестова, И.О. Юрисдикционный иммунитет государства / И.О. Хлестов. М., 2007.
21. Черниченко, С.В. Международное право: современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. М., 1993.