Введение
1. Образование как социокультурный феномен
1.1. Социокультурные функции образования
2. Социокультурные аспекты развития образования в современном обществе
3. Образовательный потенциал Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Образование является культурным явлением менталитета общества, его сознания. В образовании имеются предпосылки для поиска и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурных традиций всех поколений.
Образование - это один из наиболее приемлемых и сильных способов интеграции человека в мир науки и культуры. Благодаря образовательному процессу люди осваивают ценности культуры. Сущность образования извлекается и постоянно обогащается из культурного достояния различных стран и народов, из отраслей непрерывно развивающейся науки, а также из жизни и опыта человека. Мир старается объединить усилия в сфере образования, стремясь, таким образом, воспитать достойного гражданина. Мировое образовательное пространство усиленно развивается. Поэтому во всем мировом сообществе предъявляются требования формирования глобальной стратегии образования человека.
Целью работы является систематизация подходов к определению сущности образовательного потенциала в контексте социокультурного развития современного общества.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие «образование» как социокультурный феномен;
- познакомиться с социокультурными аспектами развития образования в современном обществе;
- изучить образовательный потенциал Республики Беларусь.
Образование - это процесс передачи полученных и накопленных знаний, культурных ценностей. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер, так и всего общества.
Системообразующая составляющая образовательной системы - цель образования. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый определенный временной период ее развития, учитывая духовно-нравственные аспекты.
Стремительное развитие современных технологий и интернационализация образования дает возможность использовать новые подходы и стандарты качества обучения в нашей стране. Таким образом, качество образовательного потенциала, экспортные возможности национальной системы образования, разнообразие услуг в сфере образования в зависимости от требований международного рынка труда существенно влияют на конкурентоспособность Республики Беларусь.
1. Образование как социокультурный феномен
Образование - система знаний, умений, навыков, черт креативной деятельности, концептуальных и поведенческих качеств человека, которые обусловлены запросами социума, к достижению которых должны быть направлены усилия преподающих и обучающихся. Успех в достижении цели зависит от того, что усваивается и как усваивается: индивидуально или в группе, в авторитарных или гуманных условиях, с опорой на внимание, восприятие, с помощью репродуктивных или активных форм.
Образование как особый институт - сложная система, которая включает различные элементы и связи между ними. Данная система характеризуется целью, содержанием, программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются будущие. Начиная с древних времен, образование как система формировалась в соответствии с теми определенными социально-историческими условиями, которые характеризовали каждый временной период развития [2].
В современном социуме система образования - очень сложная, иерархически выстроенная структура.
Образование формируется как создание человека по образу и подобию. В этом определении содержится глубокий религиозный смысл, гражданская духовно-исторический комментарий данного понятия. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье, соотносятся с понятием «образ Божий». Человек был создан по Божьему подобию, соответственно, понимание, постижение, следование любому образу объяснялось как образование. Начиная с Возрождения, образование рассматривается как способ саморазвития, вхождения в культуру, в общение с разными людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика. Образ культуры распространяется на содержание, организацию и методы, которые используются в образовании.
2. Социокультурные аспекты развития образования в современном обществе
Повышение потенциала адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития познания, предполагает развитие образования - одного из наиболее значимых средств социального воспроизводства профессиональных сообществ и всего общества в целом.
История и социокультурное развитие человечества в ХХІ в. показали свое «лицо»: мир не обрел стабильности, духовного подъема, процветания культур и равномерного экономического развития. Возросли военно-политические, религиозные, экологические противоречия в жизнедеятельности человека. С этим связано возрастание значения действий международных, региональных, национально-государственных институтов, которые защищают интересы человека. К таким институтам относится образование. Именно в этой области человек изначально становится человеком, а потом проявляет себя уже в различных сферах жизни. Но так как эта область больше всего связана с властью, то кажется, что только образованные политические власти и руководители в состоянии спасти мир от беспомощности, чувства озлобленности во всех жизненных проявлениях, разрушить стену непонимания, призвать к общечеловеческим ценностям, духовным идеалам, толерантности и любви не только к ближним, но и к чужим, к уважению и культивированию не только своего «Я», но и Другого [5].
3. Образовательный потенциал Республики Беларусь
Особая роль образования подтверждается тем фактом, что средний уровень грамотности взрослого населения является важнейшим показателем развитости страны, залогом ее процветания и стабильности. Именно образовательный потенциал государства ложится в основу определения индекса человеческого развития и определяет место страны в мировых рейтингах.
Республика Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает свой образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал.
Уровень образования населения составляет основу человеческого и социального потенциала, которым располагает страна. Основной сферой формирования человеческого и социального капитала в современном обществе является сфера образования [8].
Именно здесь происходит накопление, отбор и передача социального опыта новым поколениям.
Высокий уровень образования, признание образования одной из важнейших инструментальных ценностей основными социальными группами должно помочь современному белорусскому обществу достойно ответить на экономические и социальные вызовы нового века.
Самой распространенной формой получения общего образования для белорусов является общеобразовательная школа, об окончании которой сообщили 80 % респондентов. Незначительная часть респондентов получила общее образование в специализированных школах, гимназиях, лицеях - 2,5 %, часть завершила общее образование в учреждениях, дающих общее среднее и профессиональное образование одновременно.
Заключение
В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть важность образования в современном обществе.
Образование считается единым процессом, которое включает в себя физическое и духовное формирование человека, социализацию, которая осознанно ориентирована на некий идеальный образ, на исторически представленный социальным сознанием общественный эталон.
Но процессу образования характерна социальная природа и наличие исторического характера, обусловленного общественными типами, которые реализуют эти социальные функции.
Научно-технические, духовно-культурные, нравственные, экономические и интеллектуальные потенциалы любого общества, естественно, зависят от уровней развития образования.
В образовании имеют место задачи, которые связаны с социальным развитием, экономическим и культурным уровнем общества, характером политической и идеологической общественной установки, так как и преподаватели, и ученики - субъекты взаимоотношений в обществе.
Образование обязано приобщить человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, т. е. превратить природного человека в культурного.
Образовательный потенциал населения свидетельствует об определенном уровне образования, характеризующем накопленный образовательный, профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал, образуя, в целом, фонд знаний и умений [16].
Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
В связи с этим образование необходимо рассматривать как освоение и сохранение культурных ценностей с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать самоопределение культуры человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве.
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999
2. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. - М., 1996
3. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995
4. Загрекова Л.В. «Теория и технология обучения» - М.: Высшая школа, 2004. - 157с
5. Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет: поиски новой философии // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. — М.: Наука, 1991
6. Каптерев П.Ф. "Антология гуманной педагогики", 2001 г., С. 224
7. Лихачёв Б.Г. «Педагогика. Курс лекций» - М.: «Прометей», 1992. - 528с
8. Подласый И.П. «Педагогика: Новый курс» - М.: «Владос», 2004. - 574с
9. Попова Н.А. Социокультурные аспекты развития образования в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2
10. http://science-education.ru/ru/article/view?id=22953 (Дата обращения: 09.03.2018)
11. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов ⎯ СПб: Издательство “Питер”, 2000. ⎯ 304 с
12. Сластёнин В.А. «Педагогика» - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с
13. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/39246/1/yurova_2012_BMW.pdf (Дата обращения: 07.03.2018)
14. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с
15. Яскевич, Я.С., Вязовкин, В.С., Гафаров, Х.С. Основы философии. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 272 с
16. http://www.government.by/upload/docs/fileca1ab68f6fd85f99.PDF (Дата обращения: 11.03.2018)