ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ТРУДА В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 История становления и развития конституционного принципа равноправия полов в сфере труда в законодательстве Республики Беларусь
1.2 Соответствие принципов равноправия полов в трудовом праве Республики Беларусь нормам международного права
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
ГЛАВА 3.ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Право на труд – одно из основополагающих конституционных принципов. Право на труд позволяет гражданам страны желаемым и законным способом выразить себя, а также быть самообеспеченным и независимым. Поэтому так важно, чтобы все слои населения имели возможность трудоустроиться.
Однако долгое время исторически складывалось так, что право на труд было исключительной прерогативой лишь ограниченных слоев населения, в том смысле, что далеко не все получали право реализацию права на труд на надлежащем уровне, а женщины и вовсе долгое время такого права не имели.
Тем большее значение в жизни страны, как в социальном, так и в экономическом плане, имеет закрепление и реализация конституционного принципа равноправия мужчин и женщин в сфере труда, особенно сейчас, когда на всех государственных и международных уровнях продвигаются идеи равенства и равноправия.
Цель данной работы – анализ действующего законодательства и выявление проблем при реализации закрепленных в Республике Беларусь Конституционно-правовых основ обеспечения равенства прав и свобод мужчин и женщин в сфере труда.
Задачи и структура курсовой работы:
1) анализ закрепленного в законодательстве Республике Беларусь принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин с целью выявления действующих в стране основ и общих принципов;
2) процесс реализации закрепленного в Конституции Республики Беларусь принцип равноправия мужчин и женщин в сфере труда;
3) анализ и выявление существующих на текущий момент правовые коллизии при реализации конституционного принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в сфере труда.
ГЛАВА 1
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ТРУДА В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Закрепление принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в сфере труда происходит еще на уровне Конституции, что выделяет и подчеркивает значимость данного принципа.
Этот факт подтверждается статьей 32 Конституции: Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Основой для формирования основных положений данной статьи стали, в первую очередь, общепризнанные международные нормы, закрепленные в таких документах, как: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин, итоговые документы Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке» и др.
Как уже говорилось, статья 32 Конституции Республики Беларусь позволяет осуществлять принцип равноправия - и в целях его реализации Конституция устанавливает необходимость и обязательность предоставления женщинам и мужчинами равных возможностей при получении ими разных уровней образования, гарантирует равную возможность получения профессиональной подготовки, при трудоустройстве, равные права при продвижении по карьерной лестнице, при участии их в общественно-политической и культурной деятельности, а также дает доступ к специальным мерам по охране труда, здоровья и социальному обеспечению.
ГЛАВА 2
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Реализация конституционного принципа равноправия мужчин и женщин в сфере труда в законодательстве Республики Беларусь достигается на данном этапе развития законодательства двумя способами: прямым указанием на сам факт равноправия мужчин и женщин, и путем запрета на нарушение фактического равноправия.
Так, частью 1 статьи 14 Трудового Кодекса запрещена какая-либо дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.
Схожие с этими требования по поводу требований отсутствия дискриминационных обстоятельств, предусмотрены в абзаце 2 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь». Причем стоит учитывать, что данный закон относится к тем типам нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику и являются одним из гарантов от государства в области содействия занятости населения.
В таких нормах законодательства о трудовом договоре проявляется его защитная функция. Она, в частности, проявляется в нормах о запрещении принудительного труда (ст.13 ТК), о запрещении дискриминации в сфере трудовых отношений (ст.14 ТК), о запрещении необоснованного отказа отдельным категориям граждан в заключении трудового договора (ст.16 ТК), о запрещении требовать работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст.20 ТК), о признании недействительными локальных нормативных актов, содержащих условия, ухудшающие положение работника и др.
ГЛАВА 3
ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ТРУДА
Поскольку дальнейшее совершенствование белорусского законодательства все еще видится актуальным развивать именно по принципам либерально-демократического пути, то правительству Республики Беларусь следует в его стремлении обеспечить полное равенство между мужчинами и женщинами, учитывать, что ряд положений, применяемых в отношении женщин с целью обеспечения возможности воспитания детей и в иных случаях, должны предоставляться и мужчинам, что постепенно должно вернуть баланс в отношении прав мужчин и женщин и привести к повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда. Чего на данный момент не наблюдается.
Также, проблема реализации труда женщин в текущей системе труда не может быть решена без роста активности и более деятельного участия женщин в экономике. Для этого, необходима поддержка Правительством тех отраслей, в которых рабочие места преимущественно заняты женщинами, необходимо создать различные женские неправительственные организации, занимающихся экономическим продвижением женщин. Не лишним будет, и принятие руководством страны мер по соответствующему экономическому продвижению женщин и разработка обязательной государственной политики по данному вопросу.
Помимо этого, для наиболее эффективного регулирования трудовой занятости женщин необходимо решить ряд определенных стратегических задач, стоящих перед государством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право на труд – это одно из основополагающих конституционных принципов. Право на труд позволяет гражданам страны желаемым и законным способом выразить себя, а также быть самообеспеченным и независимым. Поэтому так важно, чтобы все слои населения имели возможность трудоустроиться.
Однако долгое время исторически складывалось так, что право на труд было исключительной прерогативой лишь ограниченных слоев населения, в том смысле, что далеко не все получали право реализацию права на труд на надлежащем уровне, а женщины и вовсе долгое время такого права не имели.
В целях исправления этой ситуации, международным сообществом был предпринят ряд соответствующих мер, изданы и подписаны множество международных договоров и актов.
Отсюда, принцип равноправия мужчин и женщин в сфере труда получил свое закрепление в Конституции Республики Беларусь, в Трудовом кодексе Республики Беларусь, а также других, соответствующих нормативно-правовых актах.
Этот факт подтверждается статьей 32 Конституции, а именно пунктом 4, который гласит следующее:
Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Однако, хоть принцип равноправия мужчин и женщин в сфере труда является очевидным и неотъемлемым, сама тема равноправия мужчин и женщин все еще относительно молода, особенно по сравнению со временем, в течении которого действовал негласный или гласный запрет на трудовые права женщин.
1. Автономов А.С. Права человека, правоохранительная и правозащитная деятельность / А. С. Автономов. – М.: Фонд «Либеральная миссия», Новое литературное обозрение, 2009.
2. Акименко, К. В. Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека / К.В. Акименко. – Минск : Право и экономика, 2006. – 146 с. – (Юридическое обозрение).
3. Бай Н.Г. Курс лекций по трудовому праву / Н.Г. Бай. - М.: Норма, 2006. - 289 с.
4. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении / Н. С. Бондарь. – М.: Городец, 2004.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Василевич. - Минск : Право и экономика, 2002. - 685 с.
6. Василевич, Г. А. Конституция. Человек. Государство : [материалы выступлений и статьи] / Г. А. Василевич. - Минск : Право и экономика, 2000. - 308 с. - (Право).
7. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь : (научно-практический комментарий) / Г. А. Василевич. – 2-е изд. – Минск : Право и экономика, 2001. – 485 с.
8. Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск.: УП «Молодежное», 2003. – 198с.
9. Василевич, Г.А., Воробьев, И.Г., Мелешко, Х.Т. Трудовое и социальное право: учебник / Г.А. Василевич, И.Г. Воробьев, Х.Т. Мелешко [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Книжный дом, 2006. – 384 с.
10. Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. – Минск: Книжный дом, 2006. – 39с.
11. Гавриленко, В. Г. Конституционное право : пособие для студентов / сост. В. Г. Гавриленко, В. П. Изотко, В. А. Круталевич ; Белорусский негосударственный институт правоведения. - Минск : Право и экономика, 1998. - 180 с. - (Юридический справочник).
12. Гиндзбург Л.М., Михайлов И.А. Отпуска / Л.М. Гиндзбург, И.А. Михайлов. - М.: Рутексс, 2006. - 80 с.
13. Гущин, И.В. Трудовое право Республики Беларусь: Учебн.-метод. комплекс / И.В. Гущин, Л.Я. Абрамчик, А.Г. Авдей; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 333с.
14. Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь / В. Н. Кивель. – Минск : Современная школа, 2008. – 166 с.
15. Кондратьева Е. В.. Рабочее время и время отдыха / Е.В. Кондратьева. - М.: ДиС, 2006. - 152 с.
16. Коршунов Ю.Н. Время труда и время отдыха / Ю.Н. Коршунов. -М.: Юрист, 2003. - 244 с.
17. Куренной А. М. Производственная демократия и трудовое право / А.М. Куренной. - М.: Сфера. 2005. - 189 с.
18. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 17 декабря 2002г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003г.: текст кодекса по состоянию на 10 ноября 2008г. – Минск: Амалфея, 2008. – 219с.
19. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2005. – 1136с.
20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48с.
21. Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь. Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Минск: Дикта, 2004. – 448с.
22. Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года / Права человека. Сборник нормативных документов. – Москва: Инфра-М, 2002. – 43с.
23. Мельникова Е.В. Политические права женщин и их реализация в Беларуси.//Проблемы конституционализма. Вып.2 - Гендерные вопросы в сфере права. С.57
24. Миронов, В.И. Трудовое право России: учебник / В.И. Миронов. – Москва.: Упр. Персоналом, 2005. – 1149 с.
25. О внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 20 июля 2007 г., №272-3: в редакции Закона Республики Беларусь от 20. 07. 2007г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2007.
26. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999г., №29: в редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 28. 05. 2008г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
27. Семенков, В.И., Василевич, Г.А., Шишко, Г.Б. Трудовое право: учебник / В.И. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2006. – 784с.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июня 1999г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999г.: текст кодекса по состоянию на 22 апреля 2008г. – Минск: Амалфея, 2008. – 368с.
29. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). М., 1995. С. 407
30. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 2 июня 1999г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999г.: текст кодекса по состоянию на 22 апреля 2008г. – Минск: Амалфея, 2008. – 336с.