Введение
Глава 1 Организация и пути повышения эффективности выставочной деятельности в туризме
1.1 Выставочная деятельность, как элемент маркетинговых коммуникаций в туризме
1.2 Виды участия в туристической выставке
Глава 2 Характеристики и направления работы международных туристических выставок
2.1 Сущность и характеристика туристских выставок
2.2 Характеристика основных туристических форумов
Глава 3 Выставочная деятельность как средство продвижения туристического продукта (на примере мероприятий РБ)
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
На современном этапе экономических преобразований в Республике Беларусь достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций являются выставки. Они помогают решить проблемы по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках в условиях необходимости стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологичных производств.
Основная проблема современного выставочного рынка заключается в неправильном понимании содержания выставочного продукта: для большинства участников выставочной деятельности его основой является не удовлетворение потребности в коммуникации, а выставочная площадь. Именно это не позволяет организаторам выставок в полной мере удовлетворить потребности своих экспонентов. Участники, изначально приобретая не способствующий достижению поставленных цели и задач продукт, испытывают разочарование в выставках как инструменте маркетинговых коммуникаций.
Практика показывает, что определенной проблемой для многих экспонентов является недостаточная подготовка к выставке, при которой, зачастую, пропускаются многие важные этапы, в частности этап отбора. Это не позволяет предприятиям-экспонентам рационально использовать возможности выставки как инструмента маркетинговых коммуникаций.
Именно поэтому, важнейшей задачей сегодня является разработка научно обоснованных подходов к обеспечению процесса выставочной деятельности конкретного предприятия-экспонента. Все это обусловило актуальность выбранной темы.
Различные аспекты проблемы организации, управления, повышения эффективности выставочной деятельности широко освещены в трудах российских и зарубежных исследователей Критсотакиса Я.Г., Филоненко И.К., Александровой Н.В., Сорокиной Е.В., Беляновского A.C., Стерховой С.А., Шкардун В.Д., Гусева Э.Б., Прокудина В.А., Салащенко А.Г., Стровского Л.Е., Петелина В.Г., Ренард А.Э.
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области выставочной деятельности показал, что ряд проблем до настоящего времени исследован недостаточно. Так, в этих работах недостаточно полно разработан процесс выставочной деятельности предприятия: не представлена методика отбора выставок, позволяющая выбирать мероприятия, более всего соответствующие поставленным цели и задачам; недостаточно разработаны вопросы оценки эффективности и результативности экспонирования.
Целью данного исследования является изучение выставочной деятельности, как средства продвижения туристического продукта (на примере мероприятий РБ).
Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть организацию и пути повышения эффективности выставочной деятельности в туризме;
- проанализировать характеристики и направления работы международных туристических выставок;
- изучить выставочной деятельности, как средства продвижения туристического продукта (на примере мероприятий РБ).
Объектом исследования является выставочная деятельность туристических предприятий.
Предметом исследования - выставочной деятельности, как средства продвижения туристического продукта (на примере мероприятий РБ).
В зависимости от особенностей решаемых задач использовались: абстрактно-логический метод (при постановке цели и задач исследования, разработке теоретико-методических основ выставочной деятельности); монографический метод (при изучении тенденций современного развития выставочного рынка); сравнительный анализ и наблюдение (при изучении практики выставочной деятельности в РБ).
Глава 1 Организация и пути повышения эффективности выставочной деятельности в туризме
1.1 Выставочная деятельность, как элемент маркетинговых коммуникаций в туризме
Выставочные мероприятия занимают особое место в туристском маркетинге, предоставляя туристскому предприятию возможность одновременного распространения и получения необходимой для соответствующей деятельности информации. Они помогают: оценить развитие отрасли, правильно сориентироваться в ценовой политике, перенять опыт коллег, получить экономический эффект от участия, который может выражаться как в расширении клиентской базы туристской фирмы, так и в количестве заключенных договоров с турагентствами и поставщиками туристских услуг.
Выставка - это уникальный инструмент продвижения, единственное место, где собираются вместе производители (продавцы), покупатели и конкуренты. В большинстве своем, посетители идут на специализированные выставки с четко обозначенными целями: найти необходимую продукцию, компанию-партнера, где можно разместить заказ [19, с.89].
Выставочные мероприятия занимают особое место в туристском маркетинге. Они помогают оценить развитие отрасли, правильно ориентироваться в ценовой политике, в каком-то смысле перенять опыт коллег и, конечно же, получить экономический эффект от участия, который выражается:
- в расширении клиентской базы туристического предприятия;
- в количестве заключённых договоров с поставщиками туристических услуг и туристическими агентами [1, с.91].
Глава 2 Характеристики и направления работы международных туристических выставок
2.1 Сущность и характеристика туристских выставок
Терминология выставочной деятельности еще не окончательно сложилась, однако наиболее распространенные выставочные мероприятия - ярмарки и выставки - уже достаточно четко позиционированы в системе выставочной деятельности.
В настоящее время эти термины приобрели достаточно близкое смысловое значение и нередко используются как синонимы, что позволяют приобретенные ими в ходе эволюции выставочной деятельности схожие признаки и характеристики деятельности:
• направленность на целевое распространение информации о производимых услугах продукции в целях их продвижения на внутренние или внешние рынки;
• ограниченная продолжительность работы;
• периодическое проведение в конкретных местах [20, с.56].
В то же время необходимо отметить существенные различия, отраженные в следующих определениях.
Международное бюро выставок определяет выставку (exhibition, exposition) как «показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив».
Можно привести более конкретное определение: выставка - это регулярно организуемые оптовые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где экспоненты представляют услуги и товары одной или нескольких отраслей на основе демонстрации выставочных образцов; процесс показа производится в заранее определенном интервале времени.
Глава 3 Выставочная деятельность как средство продвижения туристического продукта (на примере мероприятий РБ)
Накануне начала туристического сезона в январе месяце уже проведена главная и самая массовая выставка Беларуси, влияющая на развитие внутреннего туристического рынка Профсоюзная туристическая выставка "Профтур-2018" в Республиканском дворце культуры профсоюзов в Минске.
На выставке представлен весь туристический потенциал Беларуси. Приняли участие и зарубежные туроператоры.
Выставка продемонстрировала туристические ресурсы страны, расширила возможности отдыха и оздоровления трудящихся. Посетители могли подобрать отдых на любой вкус: будь то анимационный тур выходного дня на туристических базах "Беларустуриста", экскурсионная программа за рубежом, отдых у морского побережья или в агроусадьбе.
Особое внимание организаторы уделили промышленному туризму, так как интерес к этому виду в стране с каждым годом растет. Предприятия всех отраслей - от пищевой промышленности до машиностроения - представят свои предложения в этой сфере. Кроме того, на выставке презентованы комфортабельные и бюджетные автобусные туры к Черному морю. Удивила гостей и яркая анимационная программа, в ходе которой посетители смогут погрузиться в белорусскую историю и оценить, в том числе и на вкус, как менялись пищевые предпочтения белорусов от средневековья до современности.
Кроме того, широко будут представлены и профсоюзные санатории. Все желающие могли опробовать на себе новейшее медицинское оборудование и угоститься кислородным коктейлем. Выставка, которую проводят туристско-экскурсионное унитарное предприятие "Беларустурист" и санаторно-курортное унитарное предприятие "Белпрофсоюзкурорт", проводится в третий раз.
Заключение
В результате проведенного исследования цели достигнуты и решены все поставленные задачи. На основании исследования можно сделать выводы:
1. На основании всестороннего изучения выставочной деятельности, как особенного элемента маркетинговой коммуникации, можно делать выводы, что предприятие, участвующее в туристических выставках получает неоспоримые преимущества по коммуникациям с маркетинговой средой, воздействии на нее и возможности проведения ее изучения. Туристические выставки в зависимости от масштаба представляют собой форум специалистов и заинтересованных аудиторий, поэтому презентация предприятия на таких мероприятиях не может остаться незамеченной. В зависимости от эффективности работы на стенде и его организации, а также проведения встреч, переговоров, участия в мероприятиях выставки фирма может зарекомендовать себя на рынке отрасли. Выставочные мероприятия позволяют завязать контакты с поставщиками услуг (гостиницы, авиакомпании, экскурсионные бюро и другие), туристическими операторами оптовиками, специализированными операторами, потенциальными клиентами, как оптовыми, так и розничными.
2. Выставочная деятельность имеет существенные отличия от других видов маркетинговых коммуникаций, поэтому при подготовке к выставке туристическое предприятие должно четко определить цели и задачи участия в выставке. Подготовка к выставке имеет четко регламентированный характер, который должен включать разработку стенда, наглядных и рекламных материалов, подготовку стендистов, информационного послания, которое они должны нести аудитории. Работа на выставке – это большое количество контактов, которые необходимо фиксировать, анализировать, обрабатывать или сразу, или назначать встречи за форматом выставки. Для работы на выставке необходимо определить функционал каждого участвующего, причем, распределить их так, чтобы часть работала на стенде, а часть сотрудников посещала стенды других компаний и участвовала в конференциях и семинарах, проводимых на выставке.
3. Сущность различных по форме выставочных мероприятий в сфере туризма позволяют дифференцировать их по специфическим чертам и при достаточном многообразии форм, выбирать оптимальные и наиболее эффективные для участия. Также одни формы в виде выставок или ярмарок, могут включать в себя круглые столы и технические семинары. Участник крупного международного туристического форума получает доступ ко всем мероприятиям, проводимым в рамках данного форума. В свою очередь организаторы должны обеспечить не только разноотраслевых и взаимно интересных участников, но организацию и проведение в ее рамкам мероприятий, которые будут полезны всем участникам.
4. В мире проводятся сотни выставочных туристических мероприятий, как регионального, так и общемирового масштаба. Каждая выставка, кроме региона имеет свою специфику, в зависимости от чего организовывается работа выставки, планируется организация и содержание проводимых семинаров и конференций. Участие в выставке международного масштаба ставит сразу представительство на другой уровень по иерархии развития туризма. Участие в выставке является также дорогостоящим и затратным проектом, поэтому для такого государства как Беларусь обязательна государственная поддержка участия в выставке, помощь в организации участия для частных фирм или организация стенда от имени всей страны, чтобы продвинуть туристический бренд страны в целом. При отборе международных выставок необходимо учитывать целевые рынки. Так участие в российских ведущих выставках целиком оправдана, поскольку тесные хозяйственные связи наших стран непосредственно отражаются на туристических потоках. Интерес также могут вызывать выставки в потенциальных регионах, где есть желание и возможность стимулировать спрос, это ближайшие соседи Польша, Литва, Латвия, Эстония, также страны, куда направлены наибольшие потоки выездного туризма.
5. Выставочные мероприятия на территории нашей страны могут быть реализованы в нескольких направлениях, несмотря на то, что тематика выставок несколько схожа, но есть отличия в проводимых мероприятиях. Также можно прогнозировать контактные аудитории, представленные на разных выставках. Но можно спрогнозировать, что фирмы, которые в состав маркетинговых коммуникаций включили выставочную деятельность будут представлены на на двух-трех. Международные выставки, в которых имеют возможность участвовать туристические предприятия Беларуси самые престижные, исходя из перечня мировых выставок, поэтому при принятии решения об участии подготовка должна быть осуществлена самым тщательным образом.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Гардарики, 2012. – 337 с
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 150 с
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 290 с
4. Барнетт, Дж., Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход / Дж. Барнетт, С. Мориарти. - СПб. : Питер, 2011. – 178 с
5. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации : учеб.пособие / Т.А. Беркутова. - М. : Феникс, 2013. – 234 с
6. Волков, Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес /Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 637 с
7. Гаврилов, Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе: учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. – М.: Юрайт, 2014.- 372 с
8. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. М.: Академия, 2015.- 336 с
9. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации : учеб.пособие / Е.Н. Голубкова. - М. :Финпресс, 2013. – 314 с
10. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с
11. Дурович, А.П. Реклама в туризме / А.П. Дурович. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 312 c
12. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с
13. Кириллов, А. Т. Реклама в туризме / А.Т. Кириллов, Е.В. Маслова. – СПб.: Нева, 2012. – 112 с
14. Кириллов, А.Т. Реклама в туризме / А.Т. Кириллов, Е.В. Маслова Е.В.. – СПб., 2002. – 110 с
15. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. – СПб.: Питер, 2012. – 386 с
16. Морозова, Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с
17. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 203 с
18. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб.пособие / В.С. Новиков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 207 с
19. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, средствах размещения туристов и других лиц за 2014 год. – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – С. 5
20. Ремизов, А.А. Реклама и PR: История и современность // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. – 2012. – №7. – С. 34-39
21. Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие. – М., Изд-во РДЛ, 2014. – 327 с
22. Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Питер, 2012. – 254 с
23. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с
24. Сэндидж, Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцал. – М.: Сирин, 2012. – 620 с
25. Толтурис, С. От рекламы до иска // Туризм. Практика, проблемы, перспективы / С. Толтурис. – 2012. – №8. – С.12
26. Уэллс, У. Реклама. Принципы и практика / У. Уэлс, Дж. Бернет, С. Мориарти. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 797 с
27. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб.пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и Ко, 2010. -364 с
28. Щекин, Г.Ю. Реклама как один из определяющих факторов современного туризма // Известия Волгоградского государственного медицинского университета. – 2010. – № 8 (36). – С. 34-39.
29. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб.пособие / Е.Л. Драчева [и др.]. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 565 с.