ВВЕДЕНИЕ
Одной из форм выражения воли народа является референдум. Сам институт в нашем законодательстве появился в начале 20-го века и не является новым для нашего государства.
Положение о референдуме в СССР существовало с 1936 года. Конституция СССР в 1977 году и Конституция БССР в 1978 году позволили провести референдум, хотя на практике он не проводился в течение длительного времени. И поэтому в настоящее время вопрос практического применения законодательства о референдуме острый, без достаточного опыта и практического опыта. На территории суверенной Республики Беларусь в 1996 году был проведен референдум. Конечно, иностранный опыт проведения референдумов был применен в Республике Беларусь.
Разумеется, период формирования демократического общества в Республике Беларусь, развитие законодательной базы для проведения референдума значительный шаг вперед. Референдум относится к прямой демократии. В отличие от выборов, объект референдума не является кандидатом или список кандидатов на определенную должность, объектконкретный вопрос, который выносится на голосование.
Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь народ. Референдум предусматривает практическое осуществление этого положения. Важность этого учреждения также подтверждается тем фактом, что он выделяется как самостоятельная статья Конституции.
В настоящее время некоторые западные страны пытаются уменьшить использование практики референдума. Причиной этого является стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и здесь необходимы фундаментальные изменения в политической жизни общества.
Референдум часто проводится в переходные периоды развития государства, что можно наблюдать из истории формирования суверенной Республики Беларусь.
Актуальность работы состоит как в необходимости рассмотрения понятия референдума, ввиду довольно-таки частого проведения его в Республике Беларусь, а также ввиду наличия перспективы проведения нового референдума в Республике Беларусь по поводу продления срока полномочий Президента до семи лет и Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь.
Объект работы – общественные отношения, связанные с проведением референдума на территории Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – референдум, его особенности.
Цель работы – рассмотреть особенности, виды, а также порядок проведения референдума на территории Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
определить понятие референдума;
рассмотреть виды референдума;
определить круг лиц, имеющих право инициативы референдума;
проанализировать порядок подготовки к референдуму;
определить порядок голосования на референдуме;
рассмотреть порядок вынесения решения по результатам референдума.
К методам, используемым в работе следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, разделенные на разделы, а также заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ РЕФЕРЕНДУМА
1.1 Понятие референдума
Современное общество характеризуется повышенным уровнем правового нигилизма, абсентеизма. Политическая жизнь для всего существования современной Беларуси не позволяет говорить о широком использовании института референдума [2]. Отсутствие законодательных норм, регулирующих организацию и проведение референдумов на государственном уровне, невелико [5].
Референдум как важнейшее средство прямой демократии не распространяется на решение значительных государственных проблем и на развитие политического сознания граждан [3]. На современном этапе развития общества организация и проведение референдумов связана с определенными проблемами. Практика референдумов показывает, что эта форма выражения власти чаще всего осуществляется на региональном уровне и чаще всего на муниципальном уровне. Что касается проведения референдума на государственном уровне, последний референдум состоялся в 1993 году [1]. Эта форма демократии может потерять свою практическую ценность.
Следует также отметить, что, несмотря на простоту процедуры, проведение консультативного референдума также включает в себя: создание избирательных комиссий, выплату заработной платы членам комиссии, агитацию, подсчет голосов, все это требует значительных финансовых вложений. Эта процедура проводится только для того, чтобы узнать мнение населения по конкретному вопросу. В связи с тем, что законодательство предусматривает многие другие формы прямой демократии, которые могут обеспечить максимальную эффективность при решении конкретной ситуации, наличие консультативного референдума не является экономически эффективным.
Несмотря на увеличение числа референдумов, используемых для внесения поправок в конституцию, следует отметить, что ученые уделяют мало внимания систематическому анализу этих процессов в рамках теории конституционного права [1].
Дело в том, что конституционные референдумы больше изучались в порядке изучения осуществления избирательных прав и, в меньшей степени, в оценке правовых последствий конституционных референдумов [7, 8, 9, 11]. И тем более примечателен слабый интерес экспертов по конституционному праву в конституционных референдумах по сравнению с повышенным вниманием к обычным референдумам [2].
ГЛАВА 2 ИНИЦИАТИВА И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Инициатива проведения референдума
Начало республиканского референдума осуществляется Президентом Республики Беларусь, палатами Национального собрания Республики Беларусь, гражданами.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики по проведению республиканского референдума выражается в форме предложения, которое принято на их отдельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат и представлено на рассмотрение Президент Республики Беларусь.
Инициатива граждан провести республиканский референдум выражается в форме предложения, составленного не менее 450 000 граждан, имеющих право голоса, в том числе не менее 30 000 граждан из каждого региона и города Минска.
Право инициировать местный референдум принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Инициатива граждан по проведению местного референдума выражается в форме предложения, представленного не менее 10% граждан, имеющих право голоса и проживающих на соответствующей территории.
Право инициировать национальные и местные референдумы означает возможность того, чтобы соответствующие государственные органы и граждане обращались в орган, уполномоченный назначать референдум, и обязательство этого органа назначить республиканский или местный референдум, если референдум был инициирован в соответствии с процедурами предусмотренных законом.
Использование иностранных фондов, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается к подготовке и проведению референдума.
Что касается финансирования агитации, связанной с сбором подписей при проведении местного референдума, то Избирательный кодекс прямо не определяет источники финансирования, но в статье 125 говорится, что осуществление права граждан на проведение местного референдума , его подготовка и поведение проводятся в отношении законодательства о республиканском референдуме. Поэтому такое финансирование также предоставляется инициативной группой для проведения местного референдума за счет инициативной группы и добровольных пожертвований.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума
Процедура подготовки и проведения республиканских и местных референдумов может включать следующие этапы: инициирование и назначение референдума, формирование избирательных участков и составление списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, формирование комиссий референдума, проведение агитации на референдуме, проведение голосования и обобщение референдума. В качестве факультативного этапа проведения референдума можно выделить повторное голосование.
Так, следующий после формирования инициативной группы этап проведения республиканских и местных референдумов формирование избирательных участков и составление списков граждан, имеющих право на участие в референдуме. Этот этап не сильно отличается от аналогичных процедур, проводимых во время выборов. Участки голосования формируются с числом не менее 20 и не более 3000 участников референдума окружными (городскими) исполнительными комитетами или местными администрациями. Особенность формирования избирательных участков при проведении референдумов заключается в том, что они формируются не позднее, чем за 25 дней до референдума (на выборах не позднее двух месяцев) [7].
Сбор списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, осуществляется по тем же правилам, что и во время выборов.
Этот этап подготовки и проведения референдума имеет некоторые особенности. Наряду с Центральной комиссией, которая действует постоянно, региональные и минские городские, районные (городские) округа в городах и участковых избирательных комиссиях формируются для проведения республиканских референдумов. При назначении республиканского референдума Президент Республики Беларусь может принять решение не создавать эти комиссии, а отдавать свои функции аналогичным существующим избирательным комиссиям.
Для проведения местного референдума комиссии референдума формируются в зависимости от типа такого референдума (областного, районного, городского, районного, городского, поселкового).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть особенности, виды, а также порядок проведения референдума на территории Республики Беларусь.
Цель образует задачи, которые необходимо было выполнить в ходе исследования:
определить понятие референдума;
рассмотреть виды референдума;
определить круг лиц, имеющих право инициативы референдума;
проанализировать порядок подготовки к референдуму;
определить порядок голосования на референдуме;
рассмотреть порядок вынесения решения по результатам референдума.
Так, референдум является способом участия граждан в процессе принятия решений путем передачи законопроектов о голосовании и других решений, имеющих большое республиканское и местное значение.
В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь могут быть проведены республиканские и местные референдумы для рассмотрения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Более подробно процедура проведения референдума определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Для рассмотрения местного референдума могут быть представлены вопросы, имеющие наибольшее значение для населения соответствующих административно-территориальных образований и отнесенные к компетенции соответствующих Советов народных депутатов.
На местном референдуме не возникают вопросы о неотложных и неотложных мерах по защите общественного порядка, защите общественного здоровья и безопасности, налогов, бюджета, вопросам, связанным с назначением, утверждением и увольнением должностных лиц, входящих в компетенцию соответствующего местного Совета народных депутатов.
Общественные объединения, трудовые коллективы, учебные заведения, граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно агитировать за предложение провести референдум, принять решение о представлении на референдум, а также в отличие от предложения о проведении референдума, решение, которое будет принято на референдум.
Задача, поставленная на референдум, должна быть четко и четко сформулирована инициативной группой, чтобы можно было однозначно ответить на этот вопрос. Вопрос, предложенный для проведения местного референдума с учетом заключения соответствующего постоянного комитета местного Совета депутатов и состава инициативной группы, регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета депутатов. В местных Советах депутатов, где не созданы исполнительные комитеты, регистрация осуществляется председателями Советов.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что существование множества видов референдумов позволяет осуществлять их на достаточно высоком уровне, а также выбирать разновидность в зависимости от принимаемого решения.
Однако, на мой взгляд, существование консультативного референдума не вполне оправдано ввиду того, что проведение референдума – всегда острая необходимость в решении какого-нибудь вопроса, где мнение населения необходимо и является решающим. Таким образом, если требуется проведение консультативного референдума, то следует задуматься о том, нужен ли он вообще, так как уже его характер свидетельствует о том, что решение по данному вопросу не так уж и важно для государства и общества и может как быть принято во внимание, так и проигнорировано, что, конечно, недопустимо, учитывая затраты как денежных средств, так и трудовых ресурсов на проведение такого важнейшего мероприятия.
По этой причине, я считаю, необходимо исключить возможность проведения консультативного референдума и сделать решения по референдуму обязательными в любом случае, так как опрос проводится среди миллионов человек.
На мой взгляд, проведение референдума – еще одна возможность населения выразить свое мнение по наиболее важному вопросу как для государства, так и для общества. Хотя их проведение достаточно затратно, а в международном сообществе сложилось мнение, что проведение референдума – признак нестабильности в государстве, я считаю, что проведение референдума иногда является необходимостью для определения мнения населения по тому или иному вопросу, однако стоит заметить, что данный вопрос должен быть действительно важным и его решение не может быть возможным без участия граждан лично.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 года и 4 января 2003 года) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 25. 2/145, № 64.2 / 181; 2003. № 8. 2/932.
3. Антонова О.А. Правовой анализ проведения местных референдумов в Республике Беларусь // Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе: материалы республиканской научно-практической конференции. Минск, 2 декабря 2005 г. Минск: БГЭУ, 2005. С.57-59.
4. Бабко Д.В. О специфике референдума в Республике Беларусь // Актуальные проблемы государственной администрации: тезисы Республиканской студенческой научно-практической конференции (21 ноября 2001 г., Минск) / под общей редакцией С.В. Решетникова, А.В. Солтанович. Минск, 2002. Часть 1. С.67-68.
5. Василевич Г.А. Избирательная система. Референдум. Органы государственной власти: научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь. Минск: Право и экономика, 2000. 170 с.
6. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь // Государственные органы в Республике Беларусь. Минск: Амалфея, 2006. 128 стр.
7. Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце 20-го века. Минск: Молодежное научное общество, 2001. 156 с.
8. Вишневский А.Ф. Очерки об истории государства и права Республики Беларусь. Минск: Академия МВД, 1995. 327 с.
9. Демичев Д.М. Конституционное право: учебник. Минск: Высшая школа, 2004. 351 с.
10. Демичев Д.М. Референдум как институт прямой демократии // Правовые и социально-экономические аспекты развития государства на современном этапе сборника научных трудов Барановичского государственного университета. Барановичи: БарГУ, 2007. С.13-20.
11. Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь. Минск: Амальфи, 2007. 528 с.
12. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Минск: Молодежное научное общество, 2000. 164 с.
13. Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. Минск: Амалфея, 2002. 272 с.
14. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право иностранных государств. Минск: Высшая школа, 1998. 411 с.
15. Бабко Д.В. Об особенностях референдума в Республике Беларусь // Актуальные проблемы государственного управления: тезисы Республиканской студенческой научно-практической конференции (21 ноября 2001 года, Минск) / под общей редакцией С.В. Решетникова А.В. Солтанович. Минск, 2002. Часть 1. С.67-68.
16. Бланкенагель А.П. Референдум и Конституционный суд. Сравнительный конституционный обзор. М .: Правильно, в 2013 году. с. 169.
17. Буденова Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России: Автореферат. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2013. С. 93.
18. Гранкин И.В. Законодательная поддержка прямой демократии на муниципальном уровне. М .: Республика, 2012. С. 45.