ВВЕДЕНИЕ
Проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития подразделений милиции общественной безопасности.
Система противодействия преступности, реализуемая ОВД (от выявления и привлечения к ответственности и наказанию виновных до изучения причин преступности, разработки и реализации мер ее предупреждения), связана с необходимостью совершенствования организации и всестороннего обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Эффективность реализации этой задачи во многом определяется исключительно бережным отношением к человеческим ресурсам ведомства, интеллектуально-профессиональным потенциалом руководящего состава ОВД, его способностью грамотного, на основе современных научных требований осуществлять управленческую деятельность [15].
Для успешного решения целей и задач, поставленных перед подразделениями милиции общественной безопасности Республики Беларусь, необходимо эффективное управление. В данном контексте наибольший интерес в последние десятилетия привлекает к себе концепция и технология управления.
Разработка новых эффективных подходов к управлению подразделениями милиции общественной безопасности является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Цель работы – изучить особенности работы милиции общественной безопасности в Республике Беларусь.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности милиции общественной безопасности.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие деятельность милиции общественной безопасности.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений;
- определить милицию общественной безопасности как субъект административно-правовых отношений;
- раскрыть форму и содержание административно-правовых отношений в деятельности милиции общественной безопасности: понятие, состав и специфику.
Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с принципами и методами управления подразделениями милиции общественной безопасности, внесли В.З. Веселый, Г.М. Воскресенский, О.З. Клушин, И.В. Козелецкий, А.К. Ситко, А.П. Коренев, В.П. Сальников, А.Н. Шкляревский, А.Н. Яндовский и др.
Методы исследования: теоретический анализ нормативных правовых актов, теоретический анализ научной литературы (учебные пособия, авторефераты и монографии по исследуемой теме).
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Любые целенаправленные процессы, происходящие в технической системе, живом организме или в организации как социально-экономической системе можно охарактеризовать управляющими процессами и исполнительскими процессами, реализующими выполнение заданных управленческих сигналов.
Система, в которой в интересах достижения определенных целей осуществляется процесс управления на основе мониторинга, обработки и анализа информации об объекте управления, с использованием набора средств воздействия на поведение объекта управления, называется системой управления [35, с. 11].
В качестве управляющего органа может выступать техническое устройство или человек (группа людей). При этом исходя из целенаправленности процесса управления, представителям управляющего органа должна быть известна цель управления и информация, отражающая через обратную связь с объектом управления степень отклонения текущего состояния объекта от желаемого состояния, а также реакцию объекта управления на то или иное управляющее воздействие.
Объект управления в общем случае представляет собой открытую до известных пределов систему. А это значит, что он находится в постоянном, динамическом взаимодействии с внешней средой. И влияние внешней среды на объект управления происходит помимо управляющих воздействий, определяемых управляющим органом. Воздействия внешней среды для системы управления в общем случае носят неуправляемый характер, часто именуемый возмущающими воздействиями. Это требует адаптации объекта управления к изменению внешней среды [35, с. 12].
2 МИЛИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Как определяет часть 2 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон № 263-З) [23] милиция общественной безопасности является составной частью милиции Республики Беларусь.
Основные задачи, решаемые милицией общественной безопасности Республики Беларусь, согласно части 1 ст. 16 Закона № 263-З [23] состоят в:
- обеспечении личной и имущественной безопасности граждан;
- охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
- профилактике, выявлении, пресечении преступлений и административных правонарушений;
- организации исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы;
- участии в пределах компетенции в установлении лиц, совершивших преступления, осуществлении розыска обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, или иных мер уголовной ответственности, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- установлении лиц, которые подлежат привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
- обеспечении содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Подразделения милиции общественной безопасности входят в структуру Министерства внутренних дел (далее – МВД), главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управления внутренних дел по охране Минского метрополитена, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности.
3 ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СПЕЦИФИКА
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка осуществляется в определенных формах, многообразие которых обусловлено многообразием задач и направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.
В науке административного права различают правовые и неправовые формы. Под правовыми формами осуществления административной деятельности понимают такие формы внешнего выражения данной деятельности, которые всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия, установлены в нормативном акте и имеют государственно-властную структуру [1, с. 28]. Причем реализация правовых форм административной деятельности повлечет наступление юридически значимых действий, только если субъект административной деятельности будет ее осуществлять, т. к. форма не может повлечь каких-либо юридических последствий до совершения субъектом соответствующих юридически значимых действий по обеспечению общественного порядка. Неправовые формы административной деятельности, в отличие от правовых, не влекут прямых юридически значимых последствий и сводятся к совершению различных организационных действий и материально-технических операций.
К правовой форме относят акты управления, которые являются формой выражения, закрепления волеизъявлений субъектов, то есть их управленческих действий. Правовую форму составляет не издание правового акта, а сам акт со всеми его внешними атрибутами. Правовые акты, управляющие по своему содержанию, следует подразделять на нормативные, индивидуальные, в виде договоров, а также определенных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросы принципов и методов деятельности милиции общественной безопасности, нами были сделаны следующие выводы:
1. основными причинами возникновения управления являлись необходимость осуществления совместной деятельности людей, а также невозможность выполнения одновременно физической работы и осуществления функций менеджмента в процессе совместной деятельности людей. В научной литературе понятие «управление организацией» рассматривается в трех основных аспектах: как наука (менеджмент), как искусство и как практика. Сущностью процесса управления организацией является его функциональное назначение – обеспечение согласованности деятельности людей.
Принципы управления – это основные правила, вытекающие из экономических законов и закономерностей, руководствуясь которыми субъектам управления обеспечивают эффективную управленческую деятельность в организации. К числу важнейших принципов эффективного управления относят следующие принципы: целостности; иерархической упорядоченности; целевой направленности развития; научной обоснованности и оптимальности менеджмента; оптимального сочетания централизации и децентрализации;
2. методы управления организацией призваны упорядочивать, целенаправлять и эффективно организовывать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В научной литературе отсутствует четкое трактование понятия «методы управления организацией», сущность их определяется как способов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения ее целей. Иными словами, методы управления – это способы (совокупность приемов) воздействия на группы или отдельных работников в процессе осуществления их трудовой деятельности.
Различают следующие методы управления организацией: организационно-распорядительные (административные); экономические; социально-психологические; коллективные (общественные). В современных рыночных условиях приоритет отдается экономическим методам управления, включающим в себя экономический анализ деятельности организации, методы планирования и прогнозирования, статистические методы;
3. в управлении подразделениями милиции общественной безопасности различают два направления – управление самими подразделениями и управление сотрудниками данных подразделений. Сущность управленческой деятельности в системе органов внутренних дел заключается в целенаправленной деятельности руководителей. Содержание управления – это совокупность принимаемых руководителями управленческих решений, основу которых составляют знания закономерностей, принципов, методов и алгоритма их принятия, уяснение поставленных задач и верная оценка оперативной обстановки.
Управление сотрудниками подразделений милиции общественной безопасности осуществляется через три основные группы методов – организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические;
4. основными практическими проблемами управления подразделениями милиции общественной безопасности являются: неиспользование в полной мере всего кадрового потенциала. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания; низкий уровень организации трудовой деятельности сотрудников и неэффективность использования их трудового потенциала; двойное подчинение управлений и районных отделов внутренних дел; осуществление несвойственных функций (выдача паспортов, выдача разрешений на изготовление печатей и штампов и проч.).
Необходимо отметить также ряд положительных моментов: распространение практики современного менеджмента в сфере деятельности правоохранительных органов; распространение моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях; управление специфическими процессами лежит в основе так называемого специального менеджмента, разновидностью которого является риск-менеджмент;
5. Причиной недостаточно эффективной деятельности подразделений милиции общественной безопасности является низкий уровень организационно-управленческой деятельности внутри структуры МВД. При этом в совершенствовании управления заложены огромные возможности повышения данной эффективности.
На современном этапе происходит становление новых государственных устоев, что обосновывает развитие и совершенствование подходов к государственному управлению. В этой связи на более качественный уровень должно выходить и управление в органах внутренних дел, что требует пересмотра системы методов управления. На смену старой структуре методов управления, в которой административные методы были абсолютизированы до предельной нормы, приходит новая, более гибкая, всесторонне учитывающая многоаспектный характер управления в органах внутренних дел.
Процесс формирования и совершенствования кадрового потенциала подразделений милиции общественной безопасности представляет собой деятельность ОВД по созданию условий формирования и развития кадров государственной службы, целью которой является оптимизация их трудовой деятельности в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития государства. Предложен ряд перспективных направлений совершенствования реализации принципов и методов управления подразделениями милиции общественной безопасности на современном этапе.
1. Алисова, В.К. К вопросу об использовании методов социологии в управлении персоналом / В.К. Алисова // Социология. – 2016. – № 2. – С. 49-53.
2. Веселый, В.З., Воскресенский, Г.М. [и др.] Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / В.З. Веселый, Г.М. Воскресенский [и др.] – М.: МГУ, 1990. – 324 с.
3. Веснин, В.Р. Менеджмент : учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014. – 320 с.
4. Ганэ, В.А. Управление организацией: теоретические основы менеджмента и предпринимательства: учебно-методический комплекс / В.А. Ганэ, С.В. Соловьева. – Минск: БИТУ, 2011. – 229 с.
5. Глухенькая, Н.М. Исследование систем управления персоналом организации : монография / Н.М. Глухенькая. – Прага : Vеdecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. – 96 с.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.; одобрен Советом Респ. 19 ноябр. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Егорышев, С.В., Егорышева, Н.В. Социальный аудит органов внутренних дел: понятие и возможности / С.В. Егорышев, Н.В. Егорышева // Журнал международного права и международный отношений. – 2017. – № 5. – С. 18-25.
8. Жданова, Е.К. Административные методы в управлении организацией / Е.К. Жданова // Проблемы управления. – 2017. – № 11. – С. 74-76.
9. Желобкевич, Н.Н. Методы управления организацией : учебное пособие / Н.Н. Желобкевич. – Минск: Сказ, 2015. – 160 с.
10. Жирнова, И.Г. Основы управления : учебное пособие / И.Г. Жирнова. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2012. – 268 с.
11. Ильященко, Н.Г. Менеджмент. Введение в теорию : учебное пособие / Н.Г. Ильященко. – Мозырь : Издательство «Веды», 2017. – 374 с.
12. Клушин, О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз / О.З. Клушин. – М.: Академия управления МВД России, 2010. – 254 с.
13. Козелецкий, И.В. Основы охраны общественного порядка : курс лекций / И.В. Козелецкий, А.К. Ситко ; М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М–ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск : Акад. МВД, 2013. – 147 с.
14. Коренев, А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. – М. : Щит-М, 2006. – 396 с.
15. Куликова, О. Как подготовить руководителя? (по материалам международной научно-практической конференции «Повышение квалификации и переподготовка управленческих кадров: проблемы и решения», Минск: Академия МВД) / О. Куликова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.academy.mia.by/index.php/ru/news/novosti-akademii/3101-kak-podgotovit-rukovoditelja. – Дата доступа: 12.03.2018.
16. Лозовский, Л.Ш., Райзберг, Б.А., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 479 с.
17. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ИД «Дело», 2014. – 493 с.
18. Мисун, Е.Н. Индекс доверия стражам правопорядка / Е.Н. Мисун // Беларуская думка. – 2015. – № 10. – С. 87-91.
19. О вопросах прохождения службы в органах внутренних дел Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 133 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24 января 2014 г. № 49 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений : Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. О милиции : Закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. № 637-XІІ : прекратил действие Законом Респ. Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. О порядке и условиях содержания лиц под стражей : Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 215-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 406-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
24. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 18-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
25. Об утверждении Положения о материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 1737 : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2012 г. № 789 : в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 345 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. – М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2012. – 260 с.
27. Постникова, А.А. Современная парадигма управления и вопросы совершенствования организации деятельности органов внутренних дел / А.А. Постникова // Материалы института МВД. – 2015. – С. 84-86.
28. Ронинзе, Н.Ш. Управление организацией : учебное пособие / Н.Ш. Ронинзе. – М. : Сфера, 2016. – 286 с.
29. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика : Учебник / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
30. Совещание по итогам деятельности правоохранительных органов в 2016 году и вопросам оптимизации правоохранительной и судебной систем. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/soveschanie-po-voprosam-itogov-dejatelnosti-pravooxranitelnyx-organov-i-optimizatsii-pravooxranitelnoj-i-15748/. – Дата доступа: 12.03.2018.
31. Современные методы управления : учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Т.Ю. Анопченко. – М.: КНОРУС, 2016. – 316 с.
32. Спивак, В.А. Управление персоналом / В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2010. – 226 с.
33. Стариков, А.И. Управление персоналом / А.И. Стариков. – М.: Интел Синтез, 2014. – 218 с.
34. Сущность менеджмента. Лекция 1 // Материалы БГУ. – 2017. – 13 с.
35. Тебекин, А.В., Мантусов, В.Б. Управление организацией: Монография / А.В. Тебекин, В.Б. Мантусов. – М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. – 312 с.
36. Ткачук, Л.Т. Менеджмент / Л.Т. Ткачук; под ред. М.И. Щадова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 539 с.
37. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин. – М.: Дело ЛТД, 2014. – 380 с.
38. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июл. 1999 г., № 296-З; принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г.; одобрен Советом Респ. 30 июн. 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 ноябр. 2017 г., № 68-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
39. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июл. 1999 г., № 275-З; принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.; одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
40. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Контроллинг, 1992. – 112 с.
41. Черкасова, О.В. Управление предприятием (организацией) : учеб. пособие / О.В. Черкасова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 211 с.
42. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.
43. Шкляревский, А.Н. Совершенствование административно-правовой деятельности милиции в условиях экономических и правовых реформ / А.Н. Шкляревский // Материалы БГЭУ. – 2016. – С. 115-121.
44. Яндовский, А.Н. Развитие системы управления персоналом правоохранительной службы. Автореф. дис….канд. соц. наук: 22.00.08 / А.Н. Яндовский. – М. : РГБ, 2007. – 45 с.
45. Яськов, Е.Ф. Методы управления: учебное пособие / Е.Ф. Яськов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 256 с.