Введение
1 История развития и отражения в уголовном законодательстве Республики Беларусь и зарубежных государств уголовной ответственности за побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи
2 Анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст.413 Уголовного кодекса Республики Беларусь
3 Анализ квалифицированных (особо квалифицированных видов) составов преступления, предусмотренного ст.413 Уголовного кодекса Республики Беларусь
4 Вопросы квалификации и отграничения преступления, предусмотренного ст.413 Уголовного кодекса Республики Беларусь, от смежных преступлений
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предметом длительных и оживленных дискуссий в области уголовного права являются проблемы побегов из мест лишения свободы. В частности, нет единого мнения о структуре и содержании судебных характеристик рассматриваемых преступлений. Проблемы уголовно-процессуальной поддержки расследования бегства из исправительных учреждений остаются нерешенными. Условия, которые подлежат определению по категории рассматриваемых дел, не формулируются. Факторы, определяющие исследование побегов, не изучались.
Борьба с преступлениями, совершенными на территории исправительных учреждений, приобрела особое значение, поскольку достижение целей развития уголовной системы нашего государства становится невозможным без соблюдения установленного режима отбывания наказания, что обеспечивается, помимо прочего, путем предотвращения и пресечения преступлений, совершенных осужденными к уголовной ответственности. Среди этих преступлений одним из ведущих мест является побег как наиболее распространенный, социально опасный и конкретный акт, совершенный в пенитенциарных учреждениях.
Актуальность данной работы состоит в необходимости рассмотрения вопроса побега из исправительных учреждений, а также особенностей уголовно-правовой характеристики данного преступления.
Объект работы – общественные отношения, связанные с нормальной деятельности исправительных учреждений.
Предмет же – уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.314 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).
Цель работы – рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного ст.314 УК.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению:
- определить историю развития и отражения в уголовном законодательстве Республики Беларусь и зарубежных государств уголовной ответственности за побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи ;
- провести анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст.413 УК;
- провести анализ квалифицированных (особо квалифицированных видов) состава преступления, предусмотренного ст.413 УК;
- определить вопросы квалификации и отграничения преступления, предусмотренного ст.413 УК.
К методам, используемым в работе следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, четыре главы, заключение, а также список использованных источников.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОБЕГ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, АРЕСТНОГО ДОМА ИЛИ ИЗ-ПОД СТРАЖИ
Система уголовной ответственности за совершение преступления, сам принцип воздаяния, зиждется на неотвратимости наказания. Неудивительно, что побег приобрел статус самостоятельного правонарушения вместе с появлением самого наказания – лишения свободы и тюремной системы.
В дореволюционный период основы тюремного режима определялись рядом нормативно правовых актов: 1) Уставом о содержащихся под стражею; 2) Уставом о ссыльных и 3) Общею тюремною инструкцией, официально введенной 28 декабря 1915 г., но фактически действовавшей с марта 1912 года [1].
Впервые нормы об уголовной ответственности за побег появляются в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В частности, в Главе 5 «О взломе тюрем, уводе и побеге находящихся под стражей или надзором». Составы разграничены по субъектам. Например, ст. ст. 335-336 Уложения предусматривают наказание для лиц, освободивших заключенных или арестантов, так сказать, «извне». Так что, в отношении данных статей следует говорить, скорее, об «уводе». Ответственность за собственно побег, совершенный самим заключенным, регламентирована в ст. ст. 339, 340 Уложения. Обе статьи содержат простой и квалифицированные составы, санкции которых значительно различаются. В случае простого побега, без отягчающих обстоятельств, меры ответственности носят более дисциплинарный характер – ужесточение режима. Статья 340 Уложения предусматривает, что при побеге «с поселения», неотбытая часть наказания отбывается в тюрьме. Статья 339 Уложения предусматривает за побег из заключения – перевод на одиночный режим [2].
Квалифицированные составы побега влекли более тяжкие наказания. Например, пункт 2 статьи 339 Уложения за совершение побег с применением насилия предусматривал применение телесных наказаний и отдачу в «арестантские роты до двух лет включительно».
Что интересно, организация побега («увод») влекла куда более серьезные меры наказания. Статья 336 Уложения за указанные действия, совершенные с повреждением дверей, окон, запорных устройств, применением насилия, предусматривала лишение всех прав состояния и ссылку на каторжные работы в рудники на срок от 12 до 15 лет. К лицам низших сословий, не освобожденным от телесных наказаний, дополнительно могло быть применено наказание плетьми с наложением клейм [3].
2 АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.413 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Непосредственным объектом этого преступления является установленный порядок применения уголовных наказаний в виде лишения свободы, ареста, осуществления превентивных мер в форме содержания под стражей, а также обычной деятельности судов, предварительного расследования, исправительные учреждения и места содержания под стражей.
В литературе вы можете найти различные определения этого элемента преступления. Например, М.Р. Гарафутдинов понимает его как общественное отношение, которое развивается между государством и лицом, совершившим преступление, в отношении уголовной ответственности ( [2]). Э. Р. Абдрахманова считает, что социальные отношения, которые обеспечивают деятельность по выполнению задач и достижению целей органов правосудия или их отдельных подразделений, функции которых защищены уголовным правом, являются прямым объектом побегаю. Очевидно, что приведенные выше определения являются слишком общими для конкретного преступления, а второе - более согласованным по содержанию, чем непосредственным, но конкретным объектом преступлений против правосудия.
В свою очередь А.И. Друзин понимает непосредственный объект побега как «общественные отношения, регулируемые нормами уголовного или уголовно-процессуального законодательства, обеспечивающие исполнение приговора суда о наложении наказания в виде лишения свободы или (постановление) суда (судьи) о замене принудительного труда или исправительных работ путем лишения свободы, а также вынесение постановления (решения) о выборе превентивной меры в форме задержания» [6, с. 68-69]. По мнению Федорова, прямым объектом преступления является «... социальные отношения, обеспечивающие деятельность органов и учреждений по обязательному исполнению судебного акта о наложении наказания в виде лишения свободы или ареста, а также о замене их в соответствии с законом другими видами наказания или на определении превентивной меры в форме задержания »([12, с. 262]). А. С. Горелик считает объект побега «социальными отношениями, обеспечивающими обязательный характер процессуальных действий в части подчиненного субъекта, предусмотренного этими актами, в степени принуждения, связанного с лишением свободы» [3. с. 441].
3 АНАЛИЗ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ (ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВИДОВ) СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.413 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В части 2 ст. 314 Уголовного кодекса в качестве квалификационного признака побега предусматривает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору должны присутствовать не менее двух соисполнителей, которые полностью или хотя бы частично выполняют объективную сторону побега. По словам О. А. Вагина, группа лиц по предварительному соглашению или организованная группа «... может состоять как из заключенных, так и из числа лиц в целом». В то же время намерение бежать (предварительный сговор) должно возникнуть до начала объективной стороны преступления, и поэтому «действия человека, который воспользовался обстоятельствами побега других заключенных, не могут быть квалифицированы как побег, совершенный предшествующим заговором, группой »[8, с.863].
Если возможность побега обеспечивается путем подкупа сотрудников пенитенциарной системы или других должностных лиц, последние имеют взятку.
В свою очередь, когда организованная группа бежит, в нее могут быть включены другие лица, в том числе исправительные работники (места содержания под стражей), в дополнение к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы или аресту, а также лицам, содержащимся под стражей.
Особенно квалифицирующие признаки побега предусмотрены в части 3 ст. 314 Уголовного кодекса. К ним относятся: совершение преступления, связанного с насилием, опасным для жизни или здоровья, или угрозой такого насилия; с использованием оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Объектами, используемыми в качестве оружия, понимаются «предметы, по которым жертва может быть ранена, опасна для жизни или здоровья (перочинный нож или кухонный нож, бритва, лом, дубинка, топор и т. д.) и объекты, предназначенные для временное повреждение мишени (например, механические распылители, аэрозоль и другие устройства, оборудованные разрывными и раздражающими веществами) »[12. с. 23].
4 ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ОТГРАНИЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.413 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОТ СМЕЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Проблема квалификации побега с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а также с использованием оружия, заключается в том, чтобы отделить его от действий лиц, дезорганизующих деятельность институтов, которые обеспечивают изоляцию от общества. Признаки объективной стороны преступления, предусмотренного в статье 361 Уголовного кодекса, не охватывают бегство осужденного из мест лишения свободы или содержания под стражей.
Разграничение этих преступлений может осуществляться на основании как объективной стороны, так и целей их совершения. Насилие при побеге - это путь к побегу и используется для облегчения его совершения. При дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, насилие используется для предотвращения исправления осужденного или для отомщения за помощь, оказанную ему администрацией учреждения. Не исключена реальная совокупность этих преступлений, когда в процессе подготовки к побегу были совершены насильственные действия, предусмотренные в статье 361 Уголовного кодекса. Идеального набора этих преступлений быть не может.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного ст.314 УК.
Цель образует задачи, которые также были выполнены:
- определить историю развития и отражения в уголовном законодательстве Республики Беларусь и зарубежных государств уголовной ответственности за побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи ;
- провести анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст.413 УК;
- провести анализ квалифицированных (особо квалифицированных видов) состава преступления, предусмотренного ст.413 УК;
- определить вопросы квалификации и отграничения преступления, предусмотренного ст.413 УК.
Стоит отметить, что место побега неразрывно связано с исправительным учреждением. Место инцидента - это не вся территория исправительного учреждения, а только место пребывания осужденного.
Его выбор определяется скрытой природой преступных действий, способом побега, обстоятельствами, способствующими совершению преступления. Элемент окружающей среды, которая рассматривается, концентрирует максимальное количество материальных следов. Образцы, которые необходимо учитывать при определении места побега, - это связь с инженерными и техническими средствами защиты и наблюдения.
Момент бегства сам по себе не так важен, как связи с тем, что осужденный был незаконно найден в целом.
Именно по этой причине, побег из исправительного учреждения – серьезное преступление, требующее пересмотра не только поведения осужденного, но также и условий, в которых он содержится в исправительном учреждении.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. Т. 4 / М.Н. Гернет. – М.: Знание, 1962.
4. Евангулов, Г.Г. Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. – СПб.: Акционерного общества «Слово», 1903.
5. Жуйков, А.Л. Уголовная ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи / А.Л. Жуйков: автореф. дис…к.ю.н. – Нижний Новгород, 2008.
6. Жуйков, А.Л. Уголовная ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи / А.Л. Жуйков: автореф. дис…к.ю.н. – Нижний Новгород, 2008.
7. Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. Т. 4 / М.Н. Гернет. – М.: Знание, 1962.
8. Ткачевский, Ю.М. Уголовная ответственность за побег / Ю.М. Ткачевский // Законодательство. – 2003. – № 8.
9. Постановление ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ»// СУ РСФСР. – 1919. – № 20. – Ст.235.
10. Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года// URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241523 (дата обращения 25.03.2013 г.).
11. Ткачевский, Ю.М. Уголовная ответственность за побег / Ю.М. Ткачевский // Законодательство. –2003. – № 8.
12. Ткачевский, Ю.М. Уголовная ответственность за побег / Ю.М. Ткачевский // Законодательство. 2003. № 8.
13. УК РСФСР от 22 ноября 1926 года // СУ РСФСР. – 1926. – № 80. – Ст. 600.
14. Ткачевский, Ю.М. Уголовная ответственность за побег / Ю.М. Ткачевский // Законодательство. – 2003. – № 8.
15. Указ Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»// ВВС РСФСР. – 1977. – № 12. –Ст. 257.
16. Абдрахманова Е. Р. Уголовно-правовая охрана деятельности исправительно-трудовых учреждений. Ульяновск, 1996.
17. Гарафутдинов М. Р. Ответственность за побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи по уголовному праву Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Казань, 1995.
18. Горелик А. С., Лобанова Л. В. Преступления против правосудия. СПб., 2005.
19. Демидов О. Г. Уклонение от наказания: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
20. Друзин А. И. Воспрепятствование исполнению судебного акта. Ульяновск, 2001.
21. Егоров В. И. Уголовная ответственность за уклонение от отбывания уголовных наказаний. Рязань, 1985.
22. Костюк М. Объект уголовно-право-вой охраны в исправительных учреждениях //Законность. 1999. № 10.
23. Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г. И. Борзенкова, В. С. Комисарова. М., 2002. Т. 5.
24. Постановление XXIII Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» // Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М., 2004.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и раз-бое» //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 2.
26. Проблемы квалификации побега // Уголовное право. 2005. № 2.
27. Смиян А. Д. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997.
28. Советское уголовное право: Учеб. / М. Д. Шаргородский, З. Р. Кадсон, М. В. Красильников и др. М., 1940.
29. Судебная практика к УК РФ / Под ред. В. М. Лебедева. М., 2001.
30. Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г. А. Есаков. М., 2005.
31. Ткачевский Ю. М. Уголовная ответственность за побег // Законодательство. 2003. № 8.
32. Уголовный кодекс Австрии. М.: ИКД «Зерцало-М». 2001.
33. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
34. Уголовный кодекс Испании. М., 1998.
35. Уголовный кодекс Кыргызской Республики. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
36. Уголовный кодекс Латвийской Республики. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». 2001.
37. Уголовный кодекс Литовской Республики. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». 2001.
38. Уголовный кодекс Польши. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.