ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ
ГЛАВА 2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТОРГОВЛЮ
2.1. Ответственность за торговлю людьми в международном праве
2.2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст.181 ук
2.3. Отграничение торговли людьми от смежных составов преступлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Торговля людьми является одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности и считается грубейшим нарушением основополагающих прав человека. По разным оценкам, ежегодно жертвами этого преступления становятся сотни тысяч людей.
За короткое время в Беларуси с учетом передового международного опыта разработано национальное законодательство, направленное на ликвидацию торговли людьми, в рамках государственных программ по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции реализован широкомаштабный комплекс мер по повышению эффективности противодействия угрозе трафикинга и обеспечение безопасности населения страны. Национальные меры по пресечению трафикинга способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене.
Активность Беларуси в данной сфере, подкрепленная рядом действенных мер на национальном уровне, позволила нашей стране завоевать на международной арене репутацию признанного лидера борьбы с трафикингом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере охраны неприкосновенности личности, прав и интересов человека от преступных посягательств, связанных с торговлей людьми.
Предмет исследования составляют международно-правовые акты и нормы уголовного законодательства зарубежных государств, запрещающие торговлю людьми, рабство, принудительный труд, уголовное законодательство Республики Беларусь, охраняющее свободу человека, а также формы и методы борьбы, используемые правоохранительными органами.
Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов борьбы с ней.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ
Правовое оформление как недопустимое антиобщественное явление торговля людьми впервые получила в XIX в. с принятием в 1815 г. Венским конгрессом Генерального акта, к которому было присоединено приложение о запрете торговли африканцами на международном уровне. [1, с. 374]
Следующим этапом стал Аахенский конгресс 1818 г., на котором торговля неграми не только запрещалась, но и объявлялась преступной. Далее последовал Лондонский договор 1841 г., заключенный Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией, приравнявший работорговлю к уже наказуемому в то время пиратству. В 1885 г. был принят Генеральный акт Берлинской конференции, констатировавший запрещение работорговли международным правом и использование территории бассейна р. Конго в качестве рынка чернокожих рабов, а также транзитных путей при их перевозке. В 1890 г. Генеральный акт Брюссельской конференции установил обязательство договаривающихся государств разработать и принять в национальном праве законы, предусматривающие уголовную ответственность за насильственный захват заложников [1, с. 375].
Вместе с тем, указанные акты, хотя и были направлены против работорговли, однако не отменяли ее как таковую. Только Сен-Жерменский договор, заключенный в 1919 г. и отменивший брюссельский Генеральный акт, регламентировал для договаривающихся сторон обязанность сотрудничества для полного уничтожения рабства и работорговли [2, с. 153-154].
В этот же период международные документы стали приниматься в сфере пресечения продажи женщин и детей для занятия проституцией. Так, например, были заключены соответствующие двусторонние соглашения между Германией и Нидерландами в 1889 г., между Германией и Австрией в 1890 г. Первым многосторонним правовым актом в этом направлении стало Соглашение о конкретных мерах, применяемых государствами для борьбы с торговлей женщинами 1904 г., послужившее основой для разработки Международной конвенции о пресечении торговли женщинами 1910 г. [3, с. 19].
ГЛАВА 2 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТОРГОВЛЮ
2.1 Ответственность за торговлю людьми в международном праве
Важно отметить, что действия, связанные с торговлей людьми, обладают высоким уровнем латентности. Между тем, несмотря на отсутствие достоверных статистических данных, эксперты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе едины в том, что данный феномен приобретает все более серьезный характер и охватывает все большее количество людей по причине роста организованной преступности. [10, с.34]
Многие нормы международного права обязывают государства предусмотреть в национальном законодательстве меры, пресекающие действия, низводящие людей до состояния рабов. Так, ст.4 Всеобщей декларации прав человека запрещает рабство и работорговлю во всех видах. Аналогичное положение содержится в ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в ст.2 Женевской конвенции о рабстве от 25 сентября 1926 г. Дополнительная Женевская конвенция об упразднении рабства от 7 сентября 1935 г. требует от стран-участниц не только упразднения рабства и работорговли, но и устранения любых институтов и обычаев, сходных с рабством. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. обязует государства подвергать наказанию действия лиц, связанных с эксплуатацией проституции. Ст.35 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. требует от государств-участников принятия необходимых мер для предотвращения торговли детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борьба с торговлей людьми является актуальной и глобальной проблемой современности. В настоящее время наблюдается рост масштабов указанной сферы криминального бизнеса, несмотря на характерную для этого преступления латентность.
Во многом это связано с тем, что международные нормы, на которых строится национальное законодательство, устарели и нуждаются в совершенствовании.
В Республике Беларусь для решения задач по принятию комплексных мер по противодействию торговле людьми постоянно анализируется национальное законодательство для разработки предложений по его совершенствованию, принимаются программы и законы.
На сегодняшний день конструкция ст.181 УК является наиболее полной и точной. Так, торговля людьми определяется как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия. В примечании к указанной норме дается определение эксплуатации, под которой понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством. Все указанные действия составляют объективную сторону преступления.
Состав преступления определяется как формальный. Субъект преступления – общий, ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.
1. Дипломатический словарь: в 2 т. Т. 1 / редкол.: А. Вышинский (гл. ред.) [и др.]. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1948.
2. Лукашук, И. И. Международное уголовное право: учебик / И. И. Лукашук, А. Н. Наумов. М.: Спарк, 1999.
3. Галенская, Л. Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1978.
4. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: сб. междунар.-правовых док. / сост. Щербов В. В. Минск: Белфранс, 1999.
5. Модельный Уголовный Кодекс: Рекомендованный законодательный акт Содружества Независимых Государств / Приложение к Информационному бюллетеню, 1996. – №10.
6. Конвенция о рабстве: Конвенция от 25 сентября 1926 г. / вступила в силу 13.09.1956 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2003.
7. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Закон Республики Беларусь, 3 мая 2003 г., № 195-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. – № 55. – 2/943.
8. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 40-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – 2/2038.
9. О противодействии торговле людьми: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – 2/2038.