ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Психолого-педагогическая характеристика критериев степени исправления осужденных
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая характеристика критериев готовности личности к правопослушному поведению
ГЛАВА 3 Аттестация как форма педагогической оценки личности и поведения осужденных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях окружающей действительности практически любое явление, действие или результат подлежит оценке в той или иной форме. В одних случаях проводится моральная, нравственная оценка, в других – правовая. Не исключением здесь является исправление осужденных, как один из итогов применения к ним мер уголовного наказания.
Степень исправления осужденного – важнейшая характеристика его личности, которая несет определенные социально-правовые последствия. Исправление осужденных представляет собой важнейшее направление деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Своевременное и качественное достижение этой цели уголовного наказания обусловливает эффективность работы не только исправительных учреждений, но и иных других правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью.
Исправление осужденных определяется в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одной из первостепенных задач исполнения наказаний. Постановка данной задачи, по логике правового регулирования, предусматривает критерии оценки успешности ее решения. На основе такой оценке, в свою очередь, основано применение прогрессивной системы отбывания наказания – смягчение режима изоляции и улучшение условий содержания, замена назначенного наказания на более мягкое наказание, условно-досрочное освобождение от наказания. В общем виде сущность исправления осужденных определяется в ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь как формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь содержит общие критерии определения степени исправления (ч. 3–5 ст. 116).
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ СТЕПЕНИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Проблемой определения степеней исправления осужденных к лишению свободы занимались Ю.А. Алферов, Г.П. Байдаков, В.И. Гуськов, В.В. Лебедев, В.П. Петков и А.В. Хребтов, А.С. Севрюгин и Н.И. Соколов; А.Ф. Сизый и А.И. Васильев, А.А. Синичкин и др.
В настоящее время отсутствует четкое понимание сущности степени исправления осужденных к лишению свободы, единого взгляда на определение степени исправления. Так, А.Н. Пастушеня под степенью исправления понимает «уровень готовности к законопослушному образу жизни, представляющий собой систему психологических свойств и качеств личности, которые выступают внутренними предпосылками правомерного поведения» [9, с. 79].
А.С. Севрюгин, изучая категорию «степень исправления» с точки зрения уголовно-исполнительной науки, отмечает, что это «фактическое (правомерное либо неправомерное) поведение» осужденного в колонии [11, с. 501].
А.Ф. Сизый и А.И. Васильев понимают фиксацию уровня исправления осужденного как обобщенную оценку его поведения, которая «по своим объективным элементам (признакам) свидетельствует о положительных изменениях в психике осужденного, служит доказательством успешного достижения целей наказания и по результату является социально полезной» [12, с. 17].
М.П. Стурова полагает, что под степенью исправления необходимо понимать уровень (изменение) нравственного развития личности отбывающего наказание в виде лишения свободы [17, с. 384].
ГЛАВА 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРАВОПОСЛУШНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
При установлении степени исправления осужденного как доказавшего свое исправление в соответствии с ч. 5 ст. 116 УИК учитывается также его готовность вести правопослушный образ жизни в условиях свободы.
Основными психолого-педагогическими критериями оценки готовности личности к правопослушной жизни, важные для практической деятельности сотрудников исправительного учреждения при оценке личности осужденного, выступают:
1. Образ жизни до осуждения.
Оцениваются следующие данные:
- положительные проявления образа жизни (полезная деятельность, которой занимался до осуждения, в частности, где работал или учился, добросовестное / недобросовестное отношение к работе или учебе, наличие положительных планов, занятий, увлечений;
- криминогенно значимые особенности образа жизни (злоупотребление алкоголя и наркотиков, отсутствие полезной занятости, иные формы асоциального поведения, связи с лицами, ведущими противоправный или паразитический образ жизни, авторитет в криминальной среде, паразитическое существование за счет близких родственников);
- уровень материальных потребностей и притязаний (адекватный реальным возможностям правомерного обеспечения или завышенный, который выражается я в притязаниях на дорогостоящее имущество, развлечения);
- материальные условия жизни и социальные связи (наличие жилья на правах собственности или доли в общей собственности, с кем проживал
ГЛАВА 3
АТТЕСТАЦИЯ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Педагогическая оценка поведения и личности осужденного дается в форме его аттестации и юридически закрепляется в виде степени его исправления. Аттестование представляет собой одну из наиболее распространенных форм изучения личности осужденного, важной частью индивидуальной воспитательной работы. Имея основное назначение дать комплексную оценку степени исправленности личности, аттестование как длящийся процесс, включает регулярное и целенаправленное изучение осужденных сотрудниками всех отделов и служб [15, с. 285].
Аттестация в исправительном учреждении осуществляется согласно Инструкции об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы), которая разработана на основании Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174 [7].
Цель аттестования осужденных – дать педагогическую оценку поведения и личности осужденного за конкретный период, оказать воздействие, направленное на закрепление положительных и исправление отрицательных качеств и мотивов поведения. Аттестование предполагает целенаправленную и систематическую деятельность коллектива сотрудников подразделений по определению степени исправления осужденных с учетом мнений их общественных формирований. При аттестовании должны учитываться поведение осужденных, их общественная и трудовая активность, отношение к наказанию, прежнему образу жизни, средствам исправления, требованиям администрации, традициям коллективов осужденных [15, с. 287].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время законодательное закрепление критериев исправления осужденных к лишению свободы ограничивается обобщенными поведенческими признаками, которые лишь в общей форме указывают на достижение определенной степени исправления отбывающим наказание в виде лишения свободы. Верные выводы об исправлении осужденного делаются лишь при наличии достаточных данных, собранных в ходе всестороннего изучения личности осужденного, на основе оценки всего поведения в целом в течение более или менее продолжительного времени. Важно учитывать психолого-педагогические критерии исправления осужденных к лишению свободы – конкретные признаки, показывающие устранение отклонений в нравственном и психологическом развитии (возвращение к норме). Степень исправления осужденного определяется исходя из соответствия его поведения условиям: принятие обязательства о правопослушном поведении, проявление добросовестного отношения к труду, отсутствие взысканий, возмещение ущерба, причиненного преступлением, проявление полезной инициативы в общественно полезной деятельности.
Основными психолого-педагогическими критериями оценки готовности личности к правопослушной жизни являются: образ жизни до осуждения, отношение осужденного к совершенному преступлению, характеристика осужденного в период отбывания наказания, уровень социальной подготовленности личности к правопослушной жизни, направленность намерений и жизненных планов осужденного после освобождения; предварительная решенность вопросов его бытового и трудового устройства после освобождения; социально-правовая позиция и психологические особенности личности. Также изучается готовность к правомерному поведению в сфере материального обеспечения, в сфере взаимодействия с другими людьми, в сфере потребления и досуга. Степень исправления «ставший на путь исправления» определяет совет воспитателей отряда; степени исправления
1. Бурый, В. Е. Особенности организации исправительного процесса осужденных в местах лишения свободы : Монография / В. Е. Бурый, В. И. Степаненко. – Могилев : Могилев. институт МВД, 2017. – 164 с.
2. Бурый, В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы : Монография / В. Е. Бурый. – Могилев : Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 172 с.
3. Бытков, С. Ю. К вопросу о возможности исправления осужденных / С. Ю. Бытков // Вестник Поволжского института управления. – 2016. – № 2. – С. 68-73.
4. Ефимов, М. А. Отбывание наказания преступниками-рецидивистами / М. А. Ефимов // Соц. законность. – 1963. – № 3. – С. 35
5. Исправительно-трудовая педагогика : учеб. пособие / М.М. Дейнеко [и др.] ; редкол.: В.Ф. Пирожков (отв. ред.) [и др.]. – М. : ВС МООП СССР, 1967. – 304 с.
6. Казак, Б. Б. Организационные и психологические основы исправления и ресоциализации осужденных : учеб. пособие / Б. Б. Казак, А. И. Ушатиков ; под общ. ред. С.Х. Шамсунова. – Псков : Псков. юрид. ин-т ФСИН, 2007. – 295 с.
7. Об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы : Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 14 сентября 2005 г. № 285 с изм. и доп. от 26 июня 2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat3at/id5rwvcdy.htm. – Дата доступа: 24.04.2018.
8. Пастушеня, А. Н. Исправительная психология : учебное пособие / А. Н. Пастушеня. – Минск : Академия МВД, 2016. – 271 с.
9. Пастушеня, А. Н. Психологическая сущность исправления осужденных / А. Н. Пастушеня // Информ. науч.-метод. бюл. ДИН МВД Республики Беларусь. – 2008. – № 3. – С. 79–85.
10. Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы :Проблемы теории и практики : автореф. дис. … кан. юрид. наук : 12.00.08 / М. С. Рыбак. – Саратов, 2001. – 19 с.
11. Севрюгин, А.С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осужденных / А.С. Севрюгин. – Рязань : РВШ МВД СССР, 1989. – 81 с.
12. Сизый, А.Ф. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных : учеб. пособие / А.Ф. Сизый, А.И. Васильев. – Рязань : РВШ МВД СССР, 1986. – 80 с.
13. Синичкин, А.А. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / А.А. Синичкин. – Чебоксары, 2003. – 20 с.
14. Степанов, В. В. Поведение в период отбывания наказания как критерий оценки степени исправления осужденных к лишению свободы / В. В. Степанов // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2011. – № 1. – С. 288-292.
15. Стуканов, В. Г. Исправительная педагогика : учеб. пособие / В. Г. Стуканов ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2013. – 395 с.
16. Стуканов, В. Г. Психолого-педагогическая характеристика критериев степени исправления осужденных (на материале Республики Беларусь) / В. Г. Стукалов // Вестник Института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – № 4. – С. 75-78.
17. Стурова, М. П. Пенитенциарная педагогика : курс лекций / М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева. 0 Рязань : Академия ФСИН России, 2010. – 424 с.
18. Титов, Н. И. О критериях исправления и перевоспитания осужденных / Н. И. Титов // Правоведение. – 1965. – № 4. – С. 100–107.
19. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З. Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года. Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy.by/ugolovno-ispolnitelnyy-kodeks. – Дата доступа: 24.04.2018.
20. Янчук, И. А. Об использовании оценки степени исправления осужденных к лишению свободы в процессе дифференциации и индивидуализации исполнения наказания / И. А. Янчук. – 2016. – № 1. – С. 50-53.