Введение
Государство выполняет решающую роль в политической системе общества как основной ее структурный элемент. Будучи политическим институтом управления, оно осуществляет верховную власть в стране, ибо только ему принадлежит право официально выступать как единственного полномочного представителя народа, вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения, распоряжаться материальными, социальными и культурными ресурсами страны, осуществлять правовую защиту всех граждан.
Государственная власть в Республике Беларусь разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам [1].
Суд – это государственный орган, принимающий юридические санкции и назначающий наказание за нарушение общественных правил поведения, установленных государством.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Судебная власть реализуется путем правосудия. Это понятие сложное, многозначное, многоэлементное. Правосудие осуществляется только судом, т.е. лицами, призванными осуществлять эту деятельность государства, прошедшими специальную процедуру назначения и избрания, имеющими специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества.
Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи государства. Принципы правосудия и судопроизводства закреплены в Конституции Республики Беларусь, в кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Суды в Республике Беларусь обладают независимостью.
1 Судебная система Республики Беларусь
1.1 История развития судебной системы Республики Беларусь
Развитие органов, реализующих судебную власть на территории современной Республики Беларусь, происходило поэтапно, сформировалась система органов в завершенном виде именно в XVI в., когда появляются на законодательном уровне такие суды как земские, подкормские и Главный суды. [2, c. 37].
Решения по делам, имеющим ключевое значение, касающимся интересов государства и высших сословий принимал так называемый Господарский суд – высший коллегиальный суд. До 1981 г., времени создания Главного суда, Господарский суд выступал в качестве первой и апелляционной инстанции [3, c. 52].
Одним из видов Господарского суда был Соймовый суд. Этот суд отличался демократичностью своего состава: в него входили господарь, паны рад, а так же 8 депутатов сойма. Время работы данного суда – время работы сойма.
В конце XVIII века в Беларуси частично была восстановлена судебная система времен Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ): Главный суд, подкормские суды, межевые и городские магистраты.
С течением времени поветовые суды сменились уездными судами. Что примечательно, данные суды осуществляли правосудие, руководствуясь исключительно российским правом. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществлятся и на территории Беларуси.
В 1884 г. судебная система в очередной раз подверглась определенному реформированию. Образовавшаяся в результате судебная система представлена в Таблице 1 [2, c. 95].
2 Краткая характеристика звеньев судебной системы Республики Беларусь
2.1 Конституционный суд Республики Беларусь
Конституционный суд Республики Беларусь – своеобразный высший орган судебной власти, выступающий гарантом соблюдения норм Конституции Республики Беларусь, наделенный компетенцией осуществлять проверку соответствия актов всех уровней государственных органов законодательству [14, c. 12].
По мнению Г.А.Гаджиева, рассматривая вопросы о проверке конституционности юридических норм, воплощающих в себе результаты важных экономических, социальных, политических решений, Конституционный Суд должен давать им оценку с учетом прежде всего конституционных принципов, порой уточняя или даже изменяя представления о них. Конституционный Суд Республики Беларусь в своих решениях неоднократно отмечал, что положения Конституции Республики Беларусь о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, о гарантировании равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности предполагают прежде всего свободу предпринимательства, которая представляет собой универсальный конституционно-правовой принцип, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принципы равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, свободы конкуренции и др.) [15, c. 7].
Основными принципами Конституционного суда Республики Беларусь являются: законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон [16]. Состоит Конституционный суд Республики Беларусь из 12 судей, каждый из которых высококвалифицированный специалист в области права, имеющий, как правило, ученую степень [1].
Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. Для судей Конституционного суда существует возрастной ценз – не более семидесяти лет [1]. Правомочность Конституционного суда наступает, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного суда Республики Беларусь [9].
Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного суда Республики Беларусь.
Заключение
Судебная система любого государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на его территории и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.
К одним из значимых событий последних лет в нашей стране можно отнести реформирование судебной системы и создание самостоятельной службы судебных исполнителей, проведенные на основании принятого Президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. пакета нормативных правовых актов - Декрета N 6 и вытекающих из него Указа N 529 и Указа N 530.
Судебную систему Республики Беларусь составляют:
- Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
- экономические суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
Как правило, судебные системы многозвенны (двух, трех, четырехзвенные), чем обеспечивается вынесение законных и обоснованных судебных решений, своевременное исправление судебных ошибок, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 19.03.2015.
2 Аргучинцев, Г. К. История государства и права Республики Беларусь: в вопросах и ответах / Г.К.Аргучинцев. – Минск: Амалфея, 2012. – 216 с.
3 Кузнецов, И.Н., Шелкопляс, В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. – Мн.: Тесей, 2004. – 318 с.
4 Юхо, Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi / Я.А. Юхо. – Минск, 1992. – 270 c.
5 Мартинович, И.И. История суда в Белорусской ССР. (1917-1960 гг.) / под. ред. И. С. Тишкевич. - Минск : Изд-во М-ва высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1961. - 174 с.
6 Вiшнеўскi, А. Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: Вучэб. дап. / А.Ф. Вiшнеўскi. – Мн.: Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003. – 319 с.
7 Вишневский, А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1995 гг.) : Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский. - Мн. : ТПА "Форум", 1995. - 267 с.
8 Бибило, В.Н. Проблемы правоведения : избранные труды / В.Н. Бибило. – Минск : Право и экономика, 2011. – 356 с.
9 Кодекс о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29.06.2006 г., № 139-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04 янв. 2014 г. № 121-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
10 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь, 29.11.2013 г., N 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
11 О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 29.11.2013 г., N 529: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 г. № 538 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
12 О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: Указ Президента Республики Беларусь, 29.11.2013 г., N 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.