ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1 Понятие уголовного наказания
1.2 Признаки и виды уголовного наказания
1.3 Сущность, содержание и цели наказания
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
2.1 Институт назначения наказания
2.2 Общие начала назначения наказания
2.3 Критерии назначения наказания
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
3.1 Содержание принципов назначения наказания
3.2 Соотношение принципов и общих начал назначения наказания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В действующем уголовном законодательстве наказание понимается как мера государственного принуждения. По нашему мнению, законодательное определение не раскрывает сущности этого явления. Поэтому законодатель вынужден указывать определенные характеристики, которые отличают эту меру от других форм принуждения: назначение от имени государства и только в отношении лица, виновного в совершении преступления.
Мы считаем, что для решения вопроса о сущности уголовного наказания необходимо выяснить, можно ли вообще отказаться от наказания? Наш опыт, история человеческих сообществ говорят о том, что регулирование человеческой деятельности никогда не обходилось без введения санкций за нарушение установленных норм поведения, даже самых мягких, например, из-за исключения из рядов коллектива. Наказание действует как универсальный регулятор поведения с раннего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как «я», отличающийся от других, имея свои желания и потребности. Даже в самый маленький возраст учителя не могут получить приемлемый результат учебного процесса без применения наказаний.
Советский учитель А.С. Макаренко, чей опыт и выдающиеся успехи в воспитании самых запущенных подростков не подлежит сомнению, никогда не отказывался от применения наказаний и оспаривал тезис о том, что они воспитывают раба. По его мнению, до создания коллективных органов до тех пор, пока не будут существовать традиции, а основной труд и навыки домашнего хозяйства воспитываются, педагог имеет право и не должен отказываться от принуждения. Как он сам сказал, он не может воспитывать наказание без наказания, и ему все еще нужно научить этому искусству.
Объект работы – общественные отношения, связанные с принципами назначения наказания в уголовном праве.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с принципами назначения наказания в уголовном праве.
Цель работы - рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с принципами назначения наказания в уголовном праве.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе работы:
- определить понятие уголовного наказания;
- проанализировать признаки и виды уголовного наказания;
- рассмотреть сущность, содержание и цели наказания;
- определить институт назначения наказания;
- рассмотреть общие начала назначения наказания;
- проанализировать критерии назначения наказания;
- рассмотреть содержание принципов назначения наказания;
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1 Понятие уголовного наказания
Понятие уголовного наказания формулируется путем включения определенных признаков. В современной юридической литературе указывается различное количество признаков, характерных для характерных для сущности, содержания и формы уголовного наказания. Например, А.В. Наумов называет три признака наказания. А.Ф. Мицкевич – восемь. С.В. Максимов – двенадцать. Наибольшее количество признаков уголовного наказания выделяет А.А. Арямов – двадцать два. При этом указанные авторами перечни признаков уголовного наказания являются дискуссионными. Справедливо отмечал Эд. В. Розенберг, что для определения вовсе не требуется перечисления всех признаков. Определение не должно быть полным описанием определяемого явления, а лишь полным отграничением от всех прочих явлений. Таким образом, желая определить наказание, мы не ищем ни существенных, ни важных, ни внешних или внутренних, ни формальных, ни родовых или видовых признаков этого понятия, а ищем только отличительные признаки его, или, вернее, избегая тавтологии, просто признаки. Если мы найдем достаточно признаков, чтобы отличить наказание от всех прочих явлений, то наша задача будет исполнена.
На наш взгляд, точнее выделять семь основных признаков, характеризующих наказание, которое:
1) является правовым последствием преступления;
2) характеризуется определенным содержанием;
3) обладает характерной сущностью;
4) имеет определенную форму;
5) имеет определенный порядок и условия применения (назначение и исполнение);
6) порождает определенные последствия;
7) применяется в определенных социально полезных целях: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
К.А. Сыч приходит к выводу о том, что, «являясь предметом уголовной социологии, уголовное наказание как совокупность составляющих его элементов не обладает свойствами категории права. В связи с этим понятием «состав уголовного наказания» законодатель не может оперировать в системе норм, регламентирующих его понятие, назначение и исполнение…
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
2.1 Институт назначения наказания
Назначение наказания – это избрание судом при постановлении обвинительного приговора вида и срока (размера) наказания лицу, признанному виновным и осуждаемому за совершение преступления. Эффективное осуществление целей уголовной ответственности обеспечивается путем избрания судом обоснованного и справедливого наказания на основе строгого следования принципам и правилам его назначения, закрепленным в УК [1].
Процедура назначения наказания имеет место также при применении иных форм реализации уголовной ответственности, а именно: осуждении с отсрочкой исполнения назначенного наказания и осуждении с условным неприменением назначенного наказания. Избрание меры наказания при соответствующих формах реализации уголовной ответственности предполагает обязательное соблюдение всех принципов и правил назначения наказания.
В науке уголовного права понятия «назначение», «определение», «применение» наказания порой используются как синонимы. И этому есть объяснения. Однако, заметим, эти категории неравнозначны. Понятие «применение наказания», полагаем, является самым широким из них и охватывает не только порядок назначения, но и исполнение наказания. Термин «определение наказания» в русском языке по своей содержательной семантике, скорее, отождествляется с его дефиницией, понятием.
В Статуте ВКЛ 1588 г. используются выражения «мают быти горлом караны», «головщизну платить винен», «шкоду платити», «отправу учынити» (разделы XI–IV). Для обозначения наказания законодатель использовал различные термины: «каранье», «вина», «скаранье», «покута», «казнь» и т. п. При этом в каждом конкретном случае название отражало определенные признаки наказания. Так, термин «вина» обозначал имущественные наказания либо тюремное заключение, «покута» – телесные наказания и «ганьбаванне». При определении меры наказания прежде всего учитывалось сословное положение лица [13, c.116].
Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и 1885 г. предусматривали главы «Об определении наказаний по преступлениям». Во многом это объясняет появление в учебной литературе по уголовному праву XIX в. целых разделов, посвященных определению наказания.
В ст. 11 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. говорилось об определении меры воздействия за преступление, а в главе III УК РСФСР 1922 г. – об определении меры наказания.
ГЛАВА 3
ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
3.1 Содержание принципов назначения наказания
В настоящее время реализация концепции перехода к качественно новому состоянию во всех областях жизни общества, его развитие предполагают постоянное совершенствование не только уголовного права как важнейшей отрасли права в целом, его отдельных норм и институтов, но и его принципов и их последовательной реализации.
Несмотря на то, что современной теорией права категория принципов разработана достаточно обстоятельно, ей до сих пор присуща разнохарактерность мнений по многим моментам, касающимся учения о принципах избрания наказания – об их круге, понятии, соотношении друг с другом и пр. Так, одни исследователи называют три принципа: законность, гуманизм и индивидуализацию [7, с. 108], другие либо пытаются расширить этот перечень, например, за счет включения в него принципа справедливости [14, с. 14], равенства перед законом и ответственности за вину [4, с. 123–124], либо сузить до минимума, считая универсальным один принцип – гуманизм [13, с. 98] или индивидуализацию [2, с. 90], третьи выделяют только один (например, справедливость) или несколько принципов (справедливость и гуманизм), по отношению к которым иные носят подчиненный характер.
Поскольку обстоятельно исследовать проблемы выявления сущности принципов назначения наказания в рамках статьи невозможно, остановимся на так называемом механизме выведения справедливого наказания на основе принципов института его избрания.
Справедливость считают базой формирования иных принципов уголовного права, их квинтэссенцией, подчеркивающей взаимосвязь и единство таковых. Как обоснованно отмечается в доктрине уголовного права, ей присущи два диалектически противоречивых аспекта – уравнивающий и распределяющий. Уравнивающий основан на арифметической пропорции и обязывает суд при избрании наказания применять «одинаковый масштаб»: единые пределы и критерии; положения Общей части УК и пр. Согласно распределяющему аспекту, основанному на геометрической пропорции, судье надлежит учитывать все конкретные данные по делу, все индивидуальные особенности деяния и личности. Изложенное свидетельствует о том, что идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремиться) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их прав, а с другой – возможности самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественной оценки и воздаяния для этой самореализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего развития человечество эмпирически осознало необходимость применения наказаний во всех сферах жизни общества. Исследователи пытаются объяснить это явление с помощью причин индивидуального девиантного поведения. Однако при таком подходе мы не видим деревьев за деревьями, теряя из виду фундаментальную константу человеческого поведения: люди в принципе не склонны соблюдать какие-либо нормы, особенно если нарушение выгодно и его совершению ничего не угрожает. Существует множество доказательств и результатов исследований, которые поддерживают это предположение.
Так, в исследовании, проведенном американскими криминалистами И. Валерштейном и К. Вейлом, более 91% опрошенных жителей Нью-Йорка заявили, что они должны совершать преступления, за которые они не были осуждены. В подобных исследованиях были получены аналогичные или более высокие результаты участия в преступной деятельности.
В эксперименте, проведенном американским психологом Самуэлем Малгремом, предметы были предложены в качестве учителя для наказания «ученика» за неправильные ответы электрическим током, каждый раз увеличивая нагрузку. В некоторых сериях экспериментов большинство предметов поднимали его до 450 В, что в действительности должно приводить к гибели «ученика».
Милграм хотел показать, что граждане США, в отличие от немцев, не могут участвовать в массовом уничтожении своих сограждан. Однако после первых результатов он отказался от идеи повторить эксперимент в Германии.
Стэнфордский тюремный эксперимент является показательным, когда добровольцы выполняют функции тюремных охранников и заключенных. Несколько дней спустя в каждом третьем охраннике были обнаружены садистские наклонности, и эксперимент пришлось прервать преждевременно.
Причины описанных выше явлений являются предметом независимых научных исследований. Мы считаем, что они лежат в нашей биологической природе, которая придает нам различные потребности, в особенностях нашего самосознания, творческого воображения, которое позволяет нам преодолевать всевозможные препятствия для реализации наших потребностей и т. д. Но для нас это очевидно одно: если бы не было склонности к девиантным поведением, тогда не было бы развитой системы санкций, не было бы необходимости в общественной морали, возможно, не было бы религиозных убеждений, выполняющих регулирующие функции среди других. И, может быть, сам закон не появился бы.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : учебник / Н. А. Бабий. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 663 с.
3. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. / И. Я. Фойницкий. – М.: Добросвет–2000; Городец, 2000. – 464 с.
4. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 1 / под ред. Н.С. Таганцева. – Тула: Автограф, 2001. – 800 c.
5. Кистяковский, А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением Начал Русского Уголовного Законодательства [Текст] / А. Ф. Кистяковский. – 2–е изд. испр. и доп. – Киев : Тип. И. и А. Давиденко. Часть общая. – 1882. – 940 с.
6. Мокринский, С.П. Наказание, его цели и предположения. Ч. 1. Общее и специальное предупреждение преступлений / С.П. Мокринский. М. : Университетская типография, на Страстном бульваре, 1902. – 161 с.
7. Научно–практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2–е изд., с изм. И доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
8. О назначении судами уголовного наказания [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь, 26 марта 2002 г. № 1 : в ред. Пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 31.03.2016 г. № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Очерк русского уголовного права: Часть общая: Преступление и преступники. Наказание и наказуемые / Есипов В.В., проф. Имп. Варш. ун–та. – 2–е изд., пересмотр. – С.–Пб.: Тип. Н.В. Васильева, 1898. – 402 с.
10. Сыч К. А. Уголовное наказание и его классификация: опыт теоретического моделирования: монография / К. А. Сыч. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. – 238 с.
11. О практике назначения судами наказания в виде ограничения свободы [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь, 20 декабря 2007 г. № 18 : в ред. Пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 31.03.2016 г. № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Барков, А. В. Концептуальные основы Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 года / А. В. Барков // Юстиция Беларуси. – 1999. – № 4. – С. 23–28.
13. Круглов, В. А. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / В. А. Круглов, Е. И. Климова. – Минск : Амалфея, 2015. – 1008 с.
14. Шарков, А. В. Уголовно–исполнительное право: Учебник / А. В. Шарков. – Минск : Тесей, 2011. – 278 с.
15. Шаблинская, Д. В. Сравнительный анализ зарубежного законодательства, регулирующего штраф / Д. В. Шаблинская // Юридический журнал. – 2006. – № 2. – С. 33–37.
16. Примаченок, А. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / А. А. Примаченок. – Минск : Молодежное, 2010. – 176 с.
17. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК) [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь, 16 декабря 2004 г. № 12 : в ред. Пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 02.06.2011 г. № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
18. Савенок, А. Л. Уголовное право Республики Беларусь: Учеб.–метод. пособие / А. Л. Савенок, В. С. Яловик. – Минск : Тэхналогiя, 2001. – 140 с.
19. Коробеев, А. И. Полный курс уголовного права / А. И. Коробеев. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2008. – 1133 с.
20. Лукашов А. И. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий / А. И. Лукашов, Э. А. Саркисова. – Минск : Норма, 2000. – 567 с.
21. Хомич, В. М. Наказания, не связанные с лишением свободы / В. М. Хомич // Энциклопедия уголовного права. – Т. 8: Уголовная ответственность и наказание. – Издание профессора Малинина. – СПб ГКА, СПб, 2007. – С. 274–537.
22. Шидловский, А. В. Проблемы эффективности наказания в современном уголовном праве Беларуси / А. В. Шидловский // Права человека и правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь. – Минск : Тесей, 2003. – С. 53–72
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10–е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
24. О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь, 23 сентября 1999 г. № 8 : в ред. Пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 31.03.2016 г. № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.