ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОХОДА
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА ВКЛ
ГЛАВА 3 ДОХОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Это элемент доходов и расходов государства, который значительно влияет также и на его благосостояние. Дефицит бюджета, наличие государственного долга побуждает государство увеличивать налоговое бремя, сокращать финансирование для всех секторов экономики, сокращать расходы на медицину, образование и т. д. С другой стороны, наличие бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, увеличить трансфертные платежи, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству привлекать непосредственно экономические инструменты государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.
Достаточные бюджетные ресурсы позволяют государству привлекать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.
Бюджет, его формирование и расходные статьи являются важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания не только высокопоставленных экономистов и политиков, но и простых граждан.
Эффективность управления бюджетными средствами обеспечивается рыночными механизмами. Это выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в этих социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной деятельности можно измерить по соотношению показателей ее социально-экономического результата с затратами на его реализацию
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом влияния на социально-экономические процессы. Особенно важно создавать современные механизмы формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных экономических условиях.
Доходы в бюджете государства играют определяющую роль .Так, если нет доходов в государственном бюджете, то нет и расходов и, следовательно, происходят действия, названные выше.
Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения доходов бюджета в рамках Великого княжества Литовского ввиду того, что данная система неизбежно наложила отпечаток на дальнейшее развитие всех систем во всех государствах, образовавшихся от ВКЛ.
Объект работы – общественные отношения, связанные с системой доходов государства по Статуту 1588 г.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОХОДА
Согласно архивам, слово «бюджет» происходит от нормандского, что означает «карман», «сумка», «кожаная сумка». Это слово начало использоваться в английском языке, изменив его на бюджет. Когда Палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то до конца встречи Канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором документ хранился с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 века бюджетом назывался документ, который содержал, одобренный парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также назывался «роспись денежных доходов и расходов государства», «оценка государственных доходов и расходов», «государственная живопись».
Первые попытки составить бюджет в виде оценок доходов и расходов в Европе были зарегистрированы во Франции во времена Филиппа Прекрасного в 1302 году. В будущем это было прекращено, поскольку глава государства, как правила, командовал всеми государственными средствами. Государственные финансы в то время не были отделены от королевских.
Возврат к компиляции оценок доходов и расходов был продолжен министром финансов Франции Неккером (1777-1781 и 17881790), и ему принадлежит идея гласности в национальной экономике. Именно Неккер создал финансовые фонды, которые позже были основаны на существующих правилах бюджетирования [20].
27 января 1710 года Петр I утвердил первый государственный бюджет в истории России, предварительно подсчитав все доходы и расходы российского государства. Оказалось, что среднегодовой доход не превышает 3330 тысяч рублей. Армия и флот поглотили до 3 миллионов рублей; для всех прочих расходов - около 824 тысячи рублей. Годовой дефицит достиг 500 тыс. Руб., Что составляет 13% от бюджета расходов. В соответствии с утвержденным бюджетом на 1710 год предусматривался дефицит в полмиллиона, который был решен для покрытия дополнительного налогового сбора на половину рубля от тягового двора.
В России процедура составления государственного перечня или оценки доходов и расходов происходит с 1863 года.
В настоящее время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали бы из государственного бюджета страны.
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА ВКЛ
XIII-XVI вв. назван белорусско-литовским периодом истории Беларуси. Документы показывают, что в начале XIII века литовские земли объединились под властью князя Миндовга, который стремился расширить границы своего государства в первую очередь за счет соседних княжеств Полоцкой России. Раньше другие в подчинении Литвы (еще до его объединения) опускали Черную Русь с городами Новогрудок, Слоним, Гродно, Волковыск и другие. В первой половине XIII века Полоцкая земля вошла в литовское княжество. Почти одновременно было определено положение витебской земли как части литовского княжества, а затем - Минска и Турова, Пинска [7].
Таким образом, в конце XIII - начале XIV вв. образовалось феодальное государство - Великое княжество Литовское (ВКЛ), в которое вошли белорусские, русские и украинские земли. Миндовг сделал город Новогрудок столицей своего государства, а белорусский язык был признан государственным языком.
Принадлежащие Литве, белорусские земли не потеряли свою политическую идентичность, свои права и обычаи.
Вся законодательная власть и система государственного управления в объединенном государстве принадлежали великому князю. Он также заведовал государственной казной. Без одобрения князь не мог распоряжаться государственными доходами, тратить государственную казну, вводить новые налоги и сборы [10, c.78].
В XIV в. — первой половине XVI в. ВКЛ было одним из раннефеодальных государств, где шел процесс развития феодального способа производства, феодальных отношений. Верховным собственником и распорядителем земли был великий князь, регулировавший земельные владения феодалов.
Основным источником государственных доходов стали домены, или государственные имущества: земли, леса, реки.
Первоначально они были собственностью суверена - основой его материального существования, символом его силы, без которой Великий Князь стал бы «обычным нищим», просящим милостыню в виде налогов, а не хозяин, ставший «рабом своего народа». С государственной точки зрения государственные домены являются важным активом, который нельзя отдать.
ГЛАВА 3
ДОХОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Доходы республиканского бюджета формируются за счет:
1) собственных доходов,
2) регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам,
3) межбюджетных трансфертов .
Собственные доходы республиканского бюджета включают:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
- безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.
К регулирующим доходам республиканского бюджета относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год [1].
В составе республиканского бюджета создаются государственные целевые бюджетные фонды.
Налоговые доходы зачисляемые в республиканский бюджет (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):
1. полностью (100%):
1.1. акцизы;
1.2. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским лотереям;
1.3. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
1.4. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, городской бюджет Минска и местные бюджеты: региональный, городской, районный, сельский и поселковый. Доходы республиканского бюджета формируются за счет крупных налогов и некоторых доходов государственного значения: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль предприятий республиканского подчинения, таможенных пошлин, сборов и других доходов. Структура расходов государственного бюджета Республики Беларусь включает в себя национальную экономику; социально-культурные события; наука; защита; содержание правоохранительных органов; обслуживание государственного долга; внешнеэкономическая деятельность и т. д.
Государственный бюджет состоит из расходных и доходных частей, которые в каждой стране имеют свои особенности.
Государственные доходы являются важной частью современного общества. Благодаря им обеспечивается решение экономических и социальных проблем развития общества. Они позволяют проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей национальной экономики, удовлетворять примерно в той же степени потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории она ни работала.
Доходы бюджета ВКЛ -основа, заложившая бюджетную политику на годы вперед во всех государствах, которые образовались из территорий этого уникального государства. На мой взгляд, изучение данных вопросов – способ понять вектор развития бюджетов новых государств, а также определить пути дальнейшего их развития.
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 2008 г. № 412-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 дек. 2017 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Понятие, значение и функции бюджета // Отдел ИТО УМУ ГрГУ им.Янки Купалы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/5-1-ponyatie-znachenie-i-funktsii-byudzheta.htm.
3. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: Учебник для средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. 4-e изд., испр. и доп. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
4. Петренко, Е. А. Сущность и содержание бюджета, управление доходами бюджета / Е. А. Петренко // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – № 5. – С. 14-22.
5. Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь // Электронная библиотека Полоцкого государственного университета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.psu.by/bitstream/
6. Алексеев, В. Б. Финансовое право Российской Федерации : учеб. пособие /под ред. В. Б. Алексеева. – М. : Волтерс Клевер, 2010. – 304 с.
7. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : с изм. и доп., внес. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
9. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : Учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
10. Василевич, Г. А. Источники белорусского права : принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина / Г. А. Василевич. – Минск. – 2005. – № 9. – С. 33.
11. Чиркин, В. Е. Сравнительное конституционное право / В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. – М. : Манускрипт, 1996. – 730 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
13. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
14. Тарасов, М. Е. Финансовое право: Курс лекций / М. Е. Тарасов. - Якутск : ФГАОУ ВПОЯкутская государственная сельскохозяйственная академия, 2012. - 317 с.
15. Алейникова, А. С. Соотношение финансового права с другими отраслями права / А.С. Алейникова // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сб. ст. по материалам I Международной научно-практической конференции «Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения». – № 1(1). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 8-11.
16. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.01.1998 г. №145-ФЗ: принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.: в ред. от 28 дек. 2017 г. // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2018. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 23.04.2018.
17. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
18. Жадан, В.В. Муниципальный финансовый контроль: перспективы развития / В. В. Жадан // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – № 2 (98). – С. 17-20.
19. Иванов, Р. А. Бюджетный контроль как неотъемлемая часть финансового государственного контроля / Р. А. Иванов // «Вестник Российского государственного торгово-экономического университета». – 2009. – № 9. – С. 38-45.
20. Ярцева, И. Ю. Бюджетный контроль как инструмент БОР/ И. Ю. Ярцева // Практика муниципального управления. – 2012. – № 7. – С. 45-46.