ВВЕДЕНИЕ
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Ст. 106 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.
Система органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов исполнительной власти, установленных законодательством, имеющих свое специальное назначение (осуществление деятельности распорядительного и исполнительного характера), организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и однородных по своей природе управленческих функций.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года №424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
В систему республиканских органов государственного управления входит, в том числе и Министерство внутренних дел Республики Беларусь. МВД относится к системе органов исполнительной власти.
МВД являясь структурным подразделением системы органов исполнительной власти осуществляет свои полномочия в области обеспечения законности и правопорядка.
Правовое положение Министерства внутренних дел Республики Беларусь определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 04 декабря 2007 года № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Беларусь и организаций, входящих в систему органов внутренних дел».
Министерство внутренних дел Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД (далее – внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день органы внутренних дел оказывают решающее влияние на состояние преступности в государстве, а также поддерживают законность и правопорядок.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности органов внутренних дел.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие понятие и принципы деятельности органов внутренних дел.
Целью исследования является анализ понятия, принципов и правового регулирования деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить особенности деятельности органов внутренних дел;
- рассмотреть правовое регулирование деятельности сотрудников органов внутренних дел;
- проанализировать дисциплинарную ответственность сотрудников органов внутренних дел.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 г., УК, УПК, а также Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» и иные нормативные правовые акты.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: Л. С. Вечер, Д. А. Гавриленко, А. П. Геврасевой, В. Герменчук, В. Г. Игнатова, К. И. Кеник, Е. Ю. Киреева, А. Н. Крамник, Е. В. Охотского, А. А. Постниковой, О. И. Чуприс и др.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом [7, с. 43]. Оно позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности субъектов права [12, с. 59]. Таким образом, проявляется функционирование исполнительной власти, осуществляется выражение государственной воли [6, с. 2].
Правовой статус сотрудников cорганов внутренних дел в Республике Беларусь регулирует Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» [4].
Органы внутренних дел (ОВД) – сложный социальный организм, являющийся неотъемлемой частью современного общества. Их состояние и возможности развития всегда обусловлены тенденциями развития общества в целом. Однако независимо от исторических условий и социально-экономических тенденций развития этот институт социального контроля и один из важнейших субъектов обеспечения национальной безопасности объективно требует к себе повышенного внимания и научно взвешенного отношения со стороны органов государственной власти [18, с. 30].
Правовое регулирование прохождения службы в ОВД включает в себя систему нормативных правовых актов (далее – НПА), которая содержит нормы, регулирующие отношения при прохождении указанной службы. Сущность данного вида регулирования определяется его многоаспектностью, опорой на принципы, закрепленные в конституционно-правовых нормах. В первую очередь необходимо отметить, что регулирование прохождения службы в ОВД подчиняется основному закону страны – Конституции Республики Беларусь [5].
2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;
принять необходимые меры для защиты жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, имущества от преступных и других незаконных нападений;
осуществлять противодействие экстремизму и борьбе с терроризмом;
принимать меры по общей и индивидуальной профилактике преступлений и административных правонарушений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, проводить разбирательства по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
получать и регистрировать поступающие заявки, отчеты о преступлениях, административные нарушения и информацию об инцидентах, немедленно реагировать на них и вести учет их. Процедура приема, регистрации и регистрации органами внутренних дел заявок, отчетов о преступлениях, административных правонарушениях и информации об инцидентах определяется Министерством внутренних дел;
организовать выезд на место происшествия и обеспечить участие необходимых специалистов в осмотре сцены;
уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и других законных владениях граждан, помещений и других объектов организаций.
3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Для сотрудников ОВД законодательством установлены дополнительные гарантии правовой и социальной защиты.
В соответствии с главой 3 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь на службу по контракту в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе совершеннолетние граждан (кроме случаев поступления на учебу в учреждения образования системы МВД если гражданину в год поступления исполняется либо исполнилось 17 лет), способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню основного образования выполнять задачи, возложенные на органы внутренних дел.
В учреждения образования Министерства внутренних дел для получения среднего специального, высшего образования I ступени в дневной форме получения образования могут приниматься граждане, если им в году поступления исполняется либо уже исполнилось 17 лет, но не старше 25 лет.
Статья 31 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» гласит, что сотрудником органов внутренних дел является гражданин Республики Беларусь, принятый на службу в органы внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
Сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь являются только граждане Республики Беларусь. Иностранцы и лица без гражданства на службу не допускаются.
Сотрудники органов внутренних дел приносят присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь. Порядок принесения присяги определяется Министром внутренних дел Республики Беларусь.
Сотрудникам органов внутренних дел в установленном порядке выдаются форменная одежда, знаки различия по специальным званиям и личный нагрудный знак, учреждаемые Президентом Республики Беларусь, а также служебное удостоверение и жетон с личным номером, образцы которых устанавливаются Министром внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• Не имея единообразного подхода к правовому регулированию прохождения государственной службы в целом, закономерно мы получаем разнообразное нормотворчество в вопросах регулирования отдельных видов государственной службы. Не является исключением и правовое регулирование прохождения службы в ОВД Республики Беларусь. Несовершенство Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь (кроме него более 90 нормативных актов МВД Республики Беларусь регулируют прохождение службы) зачастую приводит к конкуренции правовых норм, наличию пробелов правового регулирования данной сферы общественных отношений. Вышеизложенный материал позволяет сделать вывод, что правовое регулирование прохождения службы в ОВД регламентируется значительным числом НПА, принимаемых широким кругом субъектов права. Одной из важных проблем НПА МВД Республики Беларусь является правовая нестабильность, что находит выражение в бесконечном числе вносимых изменений и дополнений. В подтверждение нашей позиции можно привести Указ Президента Республики Беларусь №205 от 10 апреля 2002 в котором отмечены, среди прочих, такие негативные черты законодательства Республики Беларусь, как большое количество отсылочных норм и искажение норм законов в отдельных НПА более низкого уровня.
2. Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также его права и обязанности, возникающие в связи с этим.
Сотрудник органов внутренних дел обладает широким кругом как прав, так и обязанностей, что и обеспечивает ведение им деятельности.
3. Служба в ОВД это система элементов, состоящих из юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Основные элементы можно разделить на две группы:
Первая группа состоит из совокупности юридических фактов, связанных с изменением служебно-правового положения сотрудника ОВД:
• прием на службу;
• назначение на должность;
• присвоение специального звания;
• аттестация;
• увольнение из ОВД.
Вторая группа состоит из элементов, характеризующих условия прохождения службы:
• внутренний распорядок;
• служебная дисциплина;
• командировки;
• отпуск.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прохождение службы в ОВД – длящийся процесс, который начинается с момента возникновения служебных отношений (т.е., с момента приема на службу) и заканчивается увольнением со службы
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. :// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об органах внутренних дел : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г., №408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О Национальном собрании Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению : постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 16 февр. 2018 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2013. – Ч. 2 – 438 с.
11. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
12. Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10–18.
13. Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
14. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
15. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
16. Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
17. Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51–56.
18. Добриян, С.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел : учеб. пособие / С.В. Добриян [и др.] ; под общ. ред. С.В. Добрияна – Минск : Академия МВД Республики Беларусь; 2015, – 115 с.
19. Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108–113.
20. Кеник, К. И. Государственная служба : законодательство нуждается в совершенствовании / К. И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 27–32.
21. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
22. Манохин, В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / В. М. Манохин. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
23. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
24. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
25. Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь. / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
26. Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21–38.
27. Старилов, Ю. Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
28. Томашевский, К. Л. Очерки трудового права (История, философия, проблемы систем и источников) / К. Л. Томашевский, О. С. Курылева. – Минск : «Изд. центр БГУ», 2009. – 335 с.
29. Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь : состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь : сб. статей ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2011. – С. 66–75.