Необратимая экологизация мировоззрения, непрерывное развитие экологического сознания ставят перед государством задачи по сохранению природных компонентов, улучшению качества и повышению количественных показателей окружающей среды. Экологическая функция признана приоритетным направлением деятельности государства. Оно призвано осуществлять меры по предотвращению поступления в природную среду опасных для здоровья человека веществ; способствовать экологически обоснованному размещению и дальнейшему развитию реального сектора; воплощать многие другие меры, обеспечивающие экологическое благополучие населения и сохранение природной среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими правоотношениями. Природоохранную деятельность, равно как и обеспечение рационального использования природных ресурсов, государство реализуют через совокупность государственных органов, каждый из которых имеет свои задачи, реализуя их, осуществляют свой участок управленческой деятельности, для чего наделяется государственно-властными полномочиями.
На государственные органы возлагается задача наметить практические меры по эффективному обеспечению экологического баланса, без участия которых достижение указанной цели является невозможным. Решающее значение государственных органов в данной сфере, обеспечение ими исполнения и соблюдения экологического законодательства предопределяет актуальность избранной темы курсовой работы.
Концептуальные основы механизма государственного управления экологической сферой являются предметом исследования таких учёных-юристов, специализирующихся на экологическом праве, как С.А. Балашенко, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, В.Е. Лизгаро и другие.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды является самостоятельным видом управления, которому присущи специфические признаки. Прежде всего, нужно отметить, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы [3, c.93]. Обеспечение стабилизации экологической ситуации, введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистемы предполагает такое управление окружающей средой, которое включает три важных аспекта: управление в области использования природных ресурсов, восстановление возобновляемых природных ресурсов и объектов и сохранение среды обитания.
Данный вид управления подразумевает соблюдение определённых принципов. Профессор С.А. Балашенко предлагает подразделить такие принципы на девять групп [2, c.41]:
- закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие;
- провозглашающие суверенитет государств на использование природных ресурсов;
- характеризующие обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
- определяющие ответственность за охрану окружающей среды;
- устанавливающие приоритеты в использовании природных ресурсов;
- сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу;
ГЛАВА 2. МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – ВЕДУЩИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Создание оптимальной системы органов управления охраной окружающей среды является насущной задачей любого государства. Система органов управления Республики Беларусь закреплена в законодательном акте – Указе №289 [10]. В качестве основного элемента системы управления рассматривается орган управления, наделенный определенной компетенцией. При определении компетенции органа управления природопользованием и охраной окружающей среды важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями. Объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций, эффективно обеспечивать реализацию всех функций относительно каждого объекта управления [2, с.56]. Исходя из таких предпосылок, сформирован основной государственный орган в области охраны окружающей среды – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды).
Минприроды является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда [6]. Важными функциями, которые осуществляет и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В реализации задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы в Республике Беларусь велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях государственного аппарата. В системе центральных органов исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды [3].
Следующие государственные органы выполняют природоохранную функцию в сравнительно узких областях экологической функции белорусского государства. Например, принятие Президентом Республики Беларусь решения об учреждении Государственной инспекции охраны животного и растительного мира свидетельствует о расширении возможностей для решения в стране острых экологических проблем на данном конкретном направлении.
Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) (далее, если не указано иное, – объекты животного и растительного мира, земли), обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций [14].
Государственная инспекция в пределах своей компетенции:
- самостоятельно или во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями осуществляет функции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений;
- ведет административный процесс;
На основании исследования правового статуса органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды представляется возможным сделать ряд следующих выводов:
1.В экологических правоотношениях публично-правовые начала являются необходимыми, а не факультативными, предпосылками достижения устойчивого развития. Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь осуществляют выработку и реализацию экологической политики по всему спектру её задач. В Беларуси создана адекватная и сбалансированная структура органов с экологической компетенцией: при этом, она является достаточно разрозненной, не носит комплексный характер. Тем не менее, прослеживается разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.
2.На государственные органы исследуемого типа возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства, что накладывает специфику на их компетенцию, функции, формы и методы управления. Управление в экологической сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства: им же определяются содержание и компетенция государственных органов, регулирующих экологическую сферу общества. Его объектом выступают отношения по совершенствованию природопользования, сохранению и восстановлению баланса окружающей среды.
1. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов; под ред. Л. Л. Попова. - Москва: Юристъ, 2004. - 699 с.
2. Балашенко, С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко. – Минск: БГУ, 2000. – 341 с.
3. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. - Москва: ИД Юрайт, 2009. – 670 с.
4. Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. №298 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова; науч. ред. Е.В. Лаевская, Т.И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
7. О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 130. 1/13083.
8. О некоторых вопросах развития особо охраняемых природных территорий: Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2012 г. N 59 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10.О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 289 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11.Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12.Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13.Положение о Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды: приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.10.2015 № 365-ОД // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14.Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2012 N 237 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15.Положение о Департаменте по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16.Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: утв. пост. Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. N 503 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17.Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 мая 2010 г. № 755 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18.Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты: утв. Указ Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19.Радюк, А.Р. Экономическое обоснование реализации расширенной ответственности производителя в системе экологического маркетинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Р. Радюк; Бел. гос. экон. ун-т. - Минск, 2016. – 24 с.
20.Экологическое право: курс интенсивной подготовки / Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – Минск: Тетралит, 2015. – 304 с.
21.Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 501 с.
22.Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД Юрайт, 2011. - 482 с.