ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности
1.2 Государственный экологический контроль
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Международно-правовое регулирование экологической безопасности
2.2 Административно-правовое регулирование экологической безопасности
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Административная ответственность за нарушение экологической безопасности
3.2 Ответственность, применяемая исключительно к субъектам хозяйствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе масштаб воздействия человека на окружающую среду достиг кульминации, которая проявилась в виде экологического кризиса. В отличие от катастрофы, экологический кризис является обратимым государством при условии, что человек проводит активные действия по его преодолению. Стратегия выхода человечества из экологического кризиса - это формирование единой экологической политики как в глобальном масштабе, так и в рамках одной страны.
Экологическая политика - это стратегия и тактика, разработанные государством, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории государства, континента или мира в целом.
Основные принципы, направления экологической политики и меры по ее улучшению определены в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 на основе концепции единства взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, эти компоненты следует рассматривать одновременно как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в котором использование природных ресурсов должно осуществляться такими методами и в масштабе, обеспечивающем необходимый уровень экономического развития, с необходимыми условиями для создания благоприятной среды и использования потенциала природных ресурсов для будущих поколений.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологической политики Республики Беларусь.
Стандарты качества окружающей среды - это совокупность единых требований к состоянию природных и промышленных объектов. Они предусматривают меры по обеспечению оптимального состояния окружающей среды.
Актуальность этой темы заключается в том, что одной из приоритетных областей государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
ГЛАВА 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности
Под механизмом административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности и в целом понимается совокупность административно-правовых норм, которые воздействуют на общественные отношения в сфере экологической безопасности.
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере экологической безопасности состоит из следующих элементов:
1) Административно-правовые нормы;
2) Нормативно-правовые акты, которые осуществляют толкование норм административного права в этой сфере;
3) Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется применение таких норм административного права;
4) И, непосредственно, сами административные правоотношения.
В доктрине, также, существует мнение о выделении пятого элемента механизма административно-правового регулирования, в частности им является совокупность принципов административного права.
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере экологической безопасности обладает следующими особенностями:
1. Он выражен в качестве специальных юридических средств;
2. Эти средства обладают исключительно административно-правовым характером;
3. Объектом отношения выступают общественные отношения в сфере экологической безопасности;
4. Основной направленностью является решение на государственном и общественном уровне проблем экологической безопасности;
5. Как правило, носят характер управленческих правоотношений;
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Международно-правовое регулирование экологической безопасности
Как уже говорилось ранее, под административно-правовой нормой понимается предписание государственного органа, которое обладает определенным государственно-властным велением, в соответствии с которым должны протекать те или иные общественные отношения в конкретной области.
Административно правовые нормы, не только те, которые регулируют правоотношения в сфере экологической безопасности, обладают своими особенностями, в частности, к ним относят следующее:
1) Это, соответственно, проявление юридической нормы;
2) В объект их регулирования входят специфические общественные отношения, которые характеризуются как управленческие, применимо к данной работе, это будут управленческие отношения в сфере экологической безопасности. В качестве примера таких правоотношений можно привести, например, взаимоотношения между соответствующим территориальным подразделением Министерства природы и охраны окружающей среды с гражданами, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в области выдачи разрешений на осуществление ими определенной деятельности, которая каким-либо образом может негативно повлиять на окружающую среду. Так, например, больницы и учреждения здравоохранения в целом, в которых есть и используется оборудование, основанное на изотопных веществах, обязаны заключать договор страхования окружающей среды, вокруг этого оборудования. Таким образом, проявляется тот самый, управленческий, характер правоотношений в сфере экологической безопасности, то есть, субъект этих правоотношений не всегда равны по своему статусу [13];
3) Благодаря таким нормам реализуется государственное управление, в сфере экологической безопасности в частности, проявляется это путем способствования реализации государственных программ, направленных на создание благоприятной окружающей среды. Примером такой программы может являться Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» составленная на 2016-2020 гг. в качестве основной цели которой, была поставлена цель по обеспечению охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности страны, и перехода к «зеленой» экономике, а также выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Административная ответственность за нарушение экологической безопасности
Административные правонарушения в области природопользования – это непосредственно действия, которые противоречат нормам права, содержащиеся в 15 главе Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).
Противоправность правонарушения в области природопользования выражается в том, что гражданин или лицо, находящееся на территории нашего государства, нарушает какую-либо действующую норму права, а также в действиях вопреки ее предписаниям и тем самым в противопоставлении своей собственной воли воле государства.
Таким образом, образуется конфликт между гражданином и государством.
Особенность указанного конфликта граждан, или иных лиц с государством, проявляющегося в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям [6, с.47].
Так, необходимый признак правонарушения в области природопользования – противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, однако не правонарушением.
Стоит отметить, что точным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
Административное правонарушение – это противоправное виновное (умышленное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Так, административное правонарушение в области природопользования – это противоправное виновное (умышленное), в том числе характеризующееся иными признаками, предусмотренными нормами КоАП деяние (действие или бездействие), которое направлено против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за которое установлена административная ответственность, указанная в санкциях частей 15 главы КоАП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основной целью экологической политики в Республике Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, а также рациональное использование и охрана природных ресурсов, развитие правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1922-XII. Экологическая безопасность - это состояние защиты человека, общества и биосферы в целом от угроз, связанных с антропогенным и экологическим воздействием на окружающую среду. Существуют два направления экологической политики в области обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь: формирование единой национальной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; совершенствование механизмов реализации экологической политики. Управление экологической безопасностью осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, местном. Контроль и управление глобальным уровнем осуществляется на основе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде - ЮНЕП и ее подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ и других организаций. Контроль и управление на региональном уровне осуществляются на уровне правительств государств и межгосударственных отношений. Система управления экологической безопасностью включает: экологическое управление экономикой; новые экологически чистые технологии; поддержание темпов развития окружающей среды, содействие рациональному использованию природных ресурсов. Местный уровень включает города, районы, крупные населенные пункты, предприятия сельскохозяйственной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Следует также отметить, что система экологических стандартов и стандартов включает стандарты для предельно допустимых концентраций химических и других веществ (ПДК); стандарты предельно допустимых физических воздействий; стандарты для максимально допустимых концентраций микроорганизмов; стандарты допустимых выбросов и сбросов химических и других веществ; стандарты для производства отходов и другие стандарты.
1. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] : 23 июля 2008 г. № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] : 14 июля 2008 г., № 406-З : принят Палатой представителей 10 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
5. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
6. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
7. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
8. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
9. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
10. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
11. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
12. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
13. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
14. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
15. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.- 208 с.
16. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
17. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
18. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
19. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
20. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
21. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
22. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
23. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
24. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
25. Макарова, Т.И. Формирование правового регулирования экологических отношений в современной истории Беларуси / Т.И. Макарова // Мінск: Бизнеснесофсет, 2012. – С.454-459.
26. Макарова, Т.И. Экологическая и правовая концепция как научная основа регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой / Т.И. Макарова // Право и демократия / под ред. В.Н. Бибило [и другие]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 45 – 62.
27. Макарова, Т.И. Доктрина международного права окружающей среды: образование, фонды, содержание / Т.И. Макарова // Евразийский юридический журнал. -2013. №10. – С.51-54.