Финансовая система Республики Беларусь выступает системообразующей составной частью модели её социально-экономического устройства, которая организует взаимодействие субъектов хозяйствования между собой и, кроме того, она соединяет их, как совокупность, с одной стороны, и государственные органы, с их целями и задачами, с другой стороны. Финансовая система не только опосредует экономические взаимоотношения, но и рассматривает их как целое, придаёт динамику и вектор социально-экономическому развитию. Благодаря финансовой системе осуществляется перемещение финансовых ресурсов между секторами и их сосредоточение на приоритетных направлениях, определённых долгосрочными программами.
Располагая фондами денежных средств, зарубежные государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства, финансирование проектов и мероприятий, на стабильности функционирования реального сектора в долгосрочной перспективе. Для Беларуси особое значение финансовой системы в достижении целей восстановлении экономического роста, кроме того, предопределено тем, что для неё присуще, во-первых, огосударствление крупной части национального дохода, во-вторых, преобладание расходов, связанных с закреплением достижений государственной социальной политики и обеспечением текущего функционирования бюджетных организаций.
Непременным условием существования финансовой системы, гарантирующим достижение устойчивых, необратимых результатов финансовой политики, выступает постоянное обеспечение сбалансированности намеченных годовых показателей, когда каждый финансовый год имеющихся финансовых ресурсов достаточно для финансирования до конца текущего финансового года базовых обязательств в полном объеме и в установленные сроки. Для обеспечения сбалансированности финансовой системы необходима чёткая правовая регламентация прав и обязанностей сторон финансовых правоотношений и разработка порядка их реализации, однозначное определение источников финансовых поступлений, чёткая идентификация статей расходов финансовых ресурсов. Отмеченные обстоятельства позволяют утверждать то, что исследование категории финансовой системы имеет непреходящее теоретические значение, поскольку установление признаков, состава и функций финансов служит отправной точкой для разработки прочих понятий в финансово-правовой науке.
ГЛАВА 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Понятием, лежащим в основе функционирования финансов, выступают деньги. Благодаря наличию денег происходит соединение через пропорции товарно-денежного обмена и взаимное увязывание видов экономической деятельности, которые имеют диверсифицированный характер в условиях разделения труда. Деньги опосредствуют все стадии движения общественного продукта. Движение денег всегда сопровождается параллельным движением продукта. Белорусский рубль, по общему правилу являющийся законным платёжным средством на территории Республики Беларусь, его эмитирует Национальный Банк Республики Беларусь. Помимо этого, отдельные финансовые обязательства допускается принимать и исполнять в иностранной валюте.
Финансы в системе правоотношений так же функционируют посредством денег, выступают как часть денежных отношений, т.е. материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги [24, c.5]. Существование денег является обязательным условием существования финансов [8]. Поэтому в условиях натуральных хозяйственных отношений финансы не существуют. Вместе с тем, сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовыми являются денежные отношения, которые опосредствуют отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта. Вместе с тем, из этого вытекает, что определенная часть денежных отношений, функционирующих в обществе, не включается в понятие «финансы». В частности, к таковым относятся денежные отношения, связанные с денежным обращением: как наличным, так и безналичным – важную роль в нём играют банки, как субъекты гражданско-правовых отношений, для чего они формируют единую платёжную систему. Денежные отношения, опосредующие обмен товаров, являются товарно-денежными. Совокупность же денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Финансовая деятельность государства связана, в первую очередь, с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – годовой план доходов государства и его расходов. Понятие «государственный бюджет» может быть определено как основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) [4]. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Основным источником формирования доходной части бюджета выступают налоги, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Налоги можно подразделить на два типа: прямые – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль; косвенные – налог на добавленную стоимость, акцизы [9; 10; 22 с.60].
Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. В расходной части бюджета определяются основные направления финансирования и их объёмы [3, c.21]. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру. Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение средств на социальные нужды, инфраструктуру, здравоохранение, обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры [1, c.84].
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРОЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Ведущим государственным органом, определяющим бюджетно-налоговую политику, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно осуществляет основные функции финансовой деятельности государства.
Ключевой юридической характеристикой государственного органа является наличие компетенции. Функции Минфина указаны в п.4 Положения [6]. Среди них можно назвать основные:
- Минфин осуществляет разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики государства;
- разработку проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь;
- организует работу по составлению проекта республиканского бюджета
- осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета;
- разрабатывает нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска
- устанавливает формы и порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств и отчетности бюджетных организаций;
- осуществляет исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета
- реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
- проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора;
Исследование правового регулирования финансовой системы позволяет сделать ряд следующих выводов:
1.Финансы представляют собой категорию, характеризующую процесс образования и использования национального дохода, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Не любые денежные отношения представляют собой финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы – это часть денежных отношений. Деньги - это эквивалент стоимости, на основании которого оценивают затраты ресурсов, а финансы - это инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
2. Финансовые правоотношения реализуются в различных правовых формах, охватываемых категорией финансов. Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств. Финансовая система характеризуется тесной связью входящих в нее подсистем, подразумевая, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно.
3.Государственный бюджет - неотъемлемая часть государства, которая представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. В нем заложены основные элементы общества как целого. В республиканский бюджет входят средства фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда и республиканского дорожного фонда; в местные бюджеты включаются денежные средства местных инновационных фондов.
4.Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
5.Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из внешних источников, находящихся в распоряжении предприятия и предназначенных для выполнения его финансовых обязательств, финансирования кратко- и долгосрочных расходов. На этих предприятиях создается основная доля национального дохода, за счет которого формируются децентрализованные и централизованные денежные фонды.
6.Финансовую деятельность государства в части перераспределения осуществляют Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Контрольную функцию финансов выполняет Комитет государственного контроля. Финансовый контроль за соблюдением финансового законодательства в широком смысле ведут все государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, а так же правоохранительные органы.