ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЕЛАРУСИ
1.1 Основания возникновения эколого-правовой ответственности в Беларуси
1.2 Понятие, сущность, формы и функции экологической ответственности в Беларуси
ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Административная ответственность за нарушения экологического законодательства
2.2 Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства
2.3 Гражданско-правовая и иные виды ответственности за нарушения экологического законодательства
ГЛАВА 3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Сущность и виды государственного экологического контроля
3.2 Ответственность предприятий за нарушение требований экологической безопасности в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Задачи построения системы экологического законодательства Республики Беларусь решаются Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон). В соответствии со ст. 5 Закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений, путем определения иерархии нормативных правовых актов [21].
Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам [7, с. 25].
Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается тем, что, учитывая постоянный интерес с данной проблемой постоянно сталкиваются руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, да и просто обычные граждане, ведущие определенный вид хозяйственной деятельности. На сегодняшний день юридическая ответственность в основном определяется общими положениями, содержащихся в законодательстве Республики Беларусь.
В литературе неоднократно подчеркивается необходимость более детальной регламентации и урегулирования отношений в системе «природа-человек». Поскольку экологическое состояние объектов природопользования с каждым годом ухудшается, то наблюдается несостоятельность правового регулирования, что, несомненно, делает решение экологических проблем одними из самых сложных с точки зрения и науки, и практики.
Проблема усугубляется еще и тем, что происходит интеграция зарубежного опыта по различным вопросам охраны окружающей среды без учета территориальной специфики.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЕЛАРУСИ
1.1 Основания возникновения эколого-правовой ответственности в Беларуси
Основанием возникновения эколого-правовой ответственности является совершение экологического правонарушения.
Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и окружающей среде, здоровью человека, либо содержащее угрозу причинения такого вреда [17, с. 29].
Экологическое правонарушение и экологическая ответственность имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой посягательства:
1. Экономический вред (причиняется природным объектам, прежде всего не как материальным ценностям, а как окружающей среде, месту обитания человека, животных и растений).
2. Экологический вред (выражается в ухудшении естественного состояния природных объектов, в снижении или потере способностей некоторых природных объектов к самоочищению и самовосстановлению, в ослаблении защитных свойств природы, а вместе с этим ухудшении здоровья человека).
3. Экологический ущерб (используется, когда размер причиненного ущерба определяется условно по заранее установленным расценкам).
4. Незаконное завладение природными объектами (ответственность наступает в случае нарушения административного и уголовного кодексов).
Экологическое правонарушение, как и любое иное имеет элементы: субъект, объект, субъективную и объективную стороны [17, с. 31].
Объект – экологические отношения в области рационального использования природных ресурсов, объектов природы и охраны окружающей среды:
отношения собственности на природные объекты
порядок природопользования и охраны природных объектов
права и законные интересы юридических и физических лиц, являющихся природопользователями.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Юридическая ответственность – это специфическая обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения является составной частью государственно-правового принуждения, призванного обеспечить подчинение воли субъектов правонарушения государственной воле [17, с. 51].
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).
2.1 Административная ответственность за нарушения экологического законодательства
Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Конкретные составы административных экологических правонарушений устанавливаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Предусматривается в экологическом законодательстве: в Кодексе Республики Беларусь о Земле, Кодексе Республики Беларусь о недрах, в Лесном кодексе Республики Беларусь и Водном кодексе Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и т.д. [26, с. 352]. Конкретные виды административной ответственности устанавливаются в гл. VII Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и в других нормативных актах, например, в
ГЛАВА 3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Сущность и виды государственного экологического контроля
Применению тех или иных форм привлечения к ответственности предшествует государственный контроль за соблюдение экологического законодательства.
Суть экологического контроля заключается в сборе и обобщении информации, передаче ее заинтересованным лицам, применении мер юридической ответственности за нарушение природоохранного законодательства [14, с. 52].
По формам деятельности экологический контроль можно подразделить на:
информационный контроль, заключающийся в сборе и обобщении информации с целью ее передачи заинтересованным юридическим и физическим лицам;
предупредительный контроль, направленный на предотвращение вредных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье людей, которые могут возникнуть при нарушении или несоблюдении экологического законодательства;
карательный контроль, выражающийся в применении мер государственного принуждения к предприятиям, организациям, гражданам, наносящим ущерб окружающей среде.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности [19, с. 110].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников, а также материалов периодической печати и сети интернет позволил нам сделать следующие выводы:
1. Ответственность за нарушения правил природопользования и требований охраны окружающей среды, которые обобщенно можно назвать экологическими нарушениями, возможна, если она основана на законодательных нормах предусмотрена административным и уголовным законодательством.
2. Экологическое правонарушение представляет собой противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие) юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям природно-ресурсного или природоохранного законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.
3. Выделяют следующие виды юридической ответственности за экологические правонарушения, совершенные в Республике Беларусь: административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и др.
4. Чаще всего применяется административная юридическая ответственность, которая выражается в виде: административного взыскания как предупреждение, лишение специального права (природопользования) юридического лица, принудительное прекращение деятельности предприятия (части).
5. Взысканию к ответственности предшествует контроль за соблюдением экологического законодательства: ведомственный, общественный, аналитический (лабораторный контроль).
6. Любое предприятие, которое действует с нарушением экологического законодательства, может быть привлечено к различным видам ответственности, вплоть до приостановки производственной деятельности.
1. Абдуллин, А.И. Унификация сроков охраны авторского права и смежных прав в Европейском Союзе // Интеллектуальная собственность – М. – 1998. – №2. – С. 46-52.
2. Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
3. Бахин, С.В. Унификация в международном праве: программа спецкурса / С.В. Бахин; Санкт-Петербургский государственный университет. Юридический факультет. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 14 с.
4. Бринчук, М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. – М.: Юрист, 2003. – 393 с.
5. Бобылев, А.И. Вопросы общей теории экологического права / А.И. Бобылев, С. А. Балашенко; Белорус. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Минск: БГУ, 1991. – 123 с.
6. Боголюбов, С.А. Экологическое право / С.А. Боголюбов. – М.: Норма, 2001. – 413 c.
7. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н.Л. Бондаренко – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 70 с.
8. Васильева, М.И. О совершенствовании системы и структуры органов государственного экологического управления (к предложениям о создании Федерального агентства по охране окружающей среды) / М.И. Васильева // Экологическое право. – 2006. – №5. – С. 23-28.
9. Витушко, В.А. Гражданское право : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Особенная часть: В 2 кн. Кн. 1 / В.А. Витушко. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012.
10. Водный кодекс Республики Беларусь. 30 апреля 2014 г. № 149-З – http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1400149#load_text_none_1_ – Дата доступа: 21.09.2016.
11. Галиновская, Е.А. Земельное право в вопросах и ответах / Е.А. Галиновская – М., 2003. – 224 c.
12. Глазачев, С.Н., Каленская, Е.В., Каленская, В.П. Введение в экологию: уроки творческого развития – М.: Горизонт, 1998. – 120 с.
13. Годунов, В.Н. Хозяйственные отношения и их правовое регулирование / В.Н. Годунов // Право в современном белорусском обществе: сборник научных трудов / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь; ред.кол.: В.И. Семенков (гл.ред.) [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2010. – Выпуск 5. – С.265-278.
14. Гоев, А.В. Экологическое право Республики Беларусь. / А.В. Гоев – Минск: «Молодежное научное общество» - 2000. – 160 с.
15. Горбунов, Л.М. Система формирования экологической ответственности у старшекласников во внеклассной работе. Автореф … кан. пед. наук / Гос. пед. ун-т. – Красноярск, 1994. – 19 с.
16. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года №218-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2016 г.). – http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30415161 – Дата доступа: 21.09.2016.
17. Демичев, Д. М. Экологическое право / Д.М. Демичев. – Минск: Ураджай, 2002. – 460 с.
18. Доронина, Н.Г. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространств. Науч. изд. / Н.Г. Доронина, В.Ю. Лукьянова, Н.Г. Семилютина и др. – М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. – 72 с.
19. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. Учеб. пособ. для вузов / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.
20. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» 26 ноября 1992 г. №1982-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2015 года №333-З). - http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=81742 - Дата доступа 21.09.2016.
21. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: с изм. и доп. по состоянию на 1 мая 2013. – http://levonevski.net/pravo/norm2013/num53/d53945.html - Дата доступа 21.09.2016.
22. Заславская, Л.А. Обзор кодексов и законов о недрах государств СНГ и ближнего зарубежья / Л.А. Заславская // Право и экономика. – 1994. – №17, 18, 23.
23. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / Предисл. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с.
24. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев – М.: Знание, 1980. – 65 с.
25. Зиновьева, О.А. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.06 – М., 2001 – 266 c.
26. Карпович, Н.А. Предмет правового регулирования как критерий отраслевого обособления норм экологического права / Н.А. Карпович // Нормативная основа правовой системы Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., Гродно, 28–29 апр. 2006 г. / ГрГУ ; под ред. Н.В. Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 352–356
27. Каропа, Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских школ / Г.Н. Каропа – Минск, 1993. – 185 с.
28. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
29. Лесной Кодекс Республики Беларусь. 14 июля 2000 г. № 420-З с изм. и доп. от 22 декабря 2011 г. № 326-З – http://www.tammby.narod.ru/belarus_kodex/LK.htm - Дата доступа 21.09.2016.
30. Малышева, Н. Развитие экологического права Украины: 20 лет спустя / Н. Малышева // Ежегодник украинского права. – Х., 2012. – № 4. – С. 426-434.
31. Нарышева, Н.Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: Диалог; МГУ, 1998.
32. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2012 / Под ред. С.И. Кузьмина, И.В. Комоско. – Минск: Бел НИЦ «Экология». – 2013.
33. Никишин, В.В. Морально-правовые аспекты экологической особенности: автореферат дис... кандидата юридических наук : 12.00.01. – М., 1993. – 18 с.
34. Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: указ Респ. Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726: с изм. и доп.: текст по состоянию на 12 июля 2012 г. – Минск: Дикта, 2012. – 18 с.
35. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь 2012 / Статистический сборник. – Минск, 2012.
36. Охрана окружающей среды в Республике Беларусь 2012 / Статистический сборник – Минск: Национальный статистический комитет, 2014. – 262 с.
37. О Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3851-XII // Информационный портал [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat1et/id5ewbeda.htm. – Дата доступа: 21.09.2016.
38. Официальный сайт Министерства природы и охраны окружающей среды – http://minpriroda.gov.by/ru/– Дата доступа: 21.09.2016.
39. Пахарева, Г.В. Теоретические и практические проблемы гармонизации экологического законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.06 – М., 2009. – 209 с.
40. Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об Административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. №194-З: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. №407-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 2/2403) – внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 23 августа 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 июля 2017 г. – http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0600194#load_text_none_1_– Дата доступа: 21.09.2016.
41. Тихомиров, Ю.А, Горохов, Д.Б. Правовой мониторинг / Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2012. – 416 с.
42. Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Сайт Министерства природных ресурсов Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа http:// http://www.belstat.gov.by – Дата доступа: 22.09.2016.
43. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис …кан. пед. наук. – М. – 18 с.
44. Уголовный кодекс Республики Беларусь. По состоянию на 28 октября 2013 года – http://newsby.org/kodeks/uk/20131028/index.htm – Дата доступа: 22.09.2016.
45. Шишко, Г.Б. Основы права // Учебник. В. Н Артёмова, С. А. Балашенко, А. В. Барков и др. Под ред. Г. Б. Шишко – 3-е изд., стериотип. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
46. Энтин, Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы / Л.М. Энтин – М.: Изд-во «Аксиом», 2009.
47. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования / В.Ф. Яковлев – М.: Статут, 2012. – 488 с.