Введение
1 Право и мораль: понятие и проблемы взаимодействия
1.1 Понятие права и морали
1.2 Взаимодействие права и морали
1.3 Единство права и морали
2 Право и религия: понятие и взаимоотношение
2.1 Понятие религиозных норм
2.2 Взаимодействие права и религиозных норм
3 Актуальные проблемы взаимосвязи права и религии, права и морали
3.1 Проблема воздействия религии на право
3.2 Проблемы соотношения права и нравственности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество - динамично развивающаяся система. Переходное состояние морали и формирование права в обществе предполагают необходимость понимания взаимодействия морали и права как социальных регуляторов, лежащих в основе улучшения общества. Теоретическое осмысление этой проблемы может способствовать как развитию теории морали, так и теории права, повышению их роли в морально-правовом воспитании человека, формированию гражданского общества на основе нравственных и правовых ценностей.
Проблема взаимодействия морали и права всегда была важной научной и практической проблемой в прошлые эпохи и обновляется каждый раз в критические периоды смены общества. Современное общество может быть очерчено историческими и правовыми границами. На этом этапе общество носит переходный характер: осуществляется процесс переоценки ценностей, что приводит к замене некоторых норм другими.
Процесс социальных преобразований во всех сферах общества очень динамичен. В условиях модернизации и либерализации общества этический анализ взаимосвязи между моралью и законом ставит задачу установления определенных моральных ценностей и изложения способов достижения общественно полезного порядка.
Несомненно, роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а моральные и правовые проблемы представляли интерес, но изменения в социальных отношениях потребовали переосмысления прежних представлений о взаимосвязи между моралью и законом, которая отражала бы объективность процессов, происходящих в обществе. Изменилась роли морали права как социальных регуляторов как средства упорядочения связей с общественностью.
В современном обществе ранее принятые нравственные нормы и принципы трансформируются в меняющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях действительности. По вопросу о праве и морали в литературе содержится изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
Актуальность темы исследования. Республика Беларусь — социальное государство, в котором, согласно Конституции, «религии и вероисповедания равны перед законом» [1, ст.16].
В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «О свободе совести и о религиозных организациях», который определил роль религии в формировании духовной, нравственной, исторической культуры государства, что закреплено в его нормах.
1 Право и мораль: понятие и проблемы взаимодействия
1.1 Понятие права и морали
Каждое человеческое сообщество за свое существование создает определенную систему отношений. Он включает подчинение людей друг другу (детям и родителям, старшим и младшим), создает определенные условия, стандарты поведения, единый уровень мышления. Без этой системы человечество обречено на гибель или на вечное полудикое состояние в природе.
Мораль - одна из форм общественного сознания, социального института, выполняющего функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни без исключения. Мораль от других форм регулирования массовой активности отличается тем, как они оправдывают и реализуют свои требования. В нравственности социальная необходимость, потребности, интересы общества или классов выражаются в форме спонтанно сформированных и общепризнанных рецептов и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая.
Естественные отношения всегда были отношениями между разными поколениями. Младший повиновался старшему, слабый - сильному. Такие отношения можно назвать правом - только в общем социальном, а не в юридическом плане. В правовом смысле право и его появление связано с гибелью племенного общества, возникновением государственности и разделением общества на классы. Новая территориальная организация, государство, заменяет систему кланов. В каждом состоянии, как известно, существуют классы, обычно это два антагонистических класса, всегда противоположные друг другу. И государство, возвышающееся над ними и пытаясь смягчить эту бесконечную битву, призывает к помощи права [1, c. 421].
Таким образом, сложилось представление о том, что закон является одной из форм насилия. И для осуществления этого насилия необходимы дополнения к закону - суды, тюрьмы, армия, бюрократия (то есть люди, занимающиеся только управлением и ничего больше).
Юридическое определение дается в совершенно иной форме: закон представляет собой набор правил поведения для людей, уполномоченных или установленных государством, исполнение которых является обязательным, а не исполнение влечет за собой меры государственного влияния.
2 Право и религия: понятие и взаимоотношение
2.1 Понятие религиозных норм
Религиозные нормы - это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церквям, друг другу, отношения верующих с неверующими, организация и функции религиозных организаций. Они устанавливают правила поклонения, порядок поклонения, исполнение определенных действий (крещение новорожденного) или воздержание от них (например, от использования определенных продуктов).
У религиозной нормы есть все необходимые признаки социальной нормы.
Во-первых, такая норма действует как модель поведения верующих в той или иной ситуации, как модель (стандарт) определенных отношений, в частности в различных ритуалах, молитвах и т. д.
Во-вторых, ее предписания не относятся к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.
В-третьих, такие правила предусматривают ответственность за нарушение установленных правил - возмездие. Здесь важно, что употребление слова «возмездие» используется в следующем смысле: «Как и вы, так оно будет вознаграждено вам» [7, с. 384].
В-четвертых, любая религия и, следовательно, ее нормы относятся к воле сверхъестественных сил. В этом отношении человек, исповедующий религию, характеризуется как капитулянт, подчиняющийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают в результате влияния религиозных норм на поведение людей. Преобразование религиозного порядка норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его совершать необходимые действия в отношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию. Субъектами религиозных отношений являются верующие, священнослужители, религиозные организации и их руководящие органы.
Религиозные нормы фиксируются в книгах Священного Писания, в постановлениях советов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть положительными (обязательно), то есть совершением определенных действий, совершением покаяния, так и запрещающими определенные действия: «не убивайте», «не крадите» и т.д. Средства для обеспечения религиозных норм специфичны. Обычно это обещание наград от сверхъестественных сил или соответствующей кары.
Следовательно, набор религиозных канонов (правил) является регулирующей системой. В Библии, Коране, Талмуде и других священных книгах вместе с религиозными принципами и канонами были найдены универсальные нормы.
3 Актуальные проблемы взаимосвязи права и религии, права и морали
3.1 Проблема воздействия религии на право
Цель религии - развивать «значения», которые позволяют человеку как-то овладеть и определить свое место в мире, в котором они живут. Религия, с этой точки зрения, является критерием «хорошего» поведения. Религиозные нормы - это своего рода социальные нормы, установленные различными религиями и имеющие обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру, регулируя отношение верующих людей к Богу, церквям, друг другу, организации и функциям религиозных организаций. Кодекс морально-этических институтов является неотъемлемой частью религиозной догмы.
Религиозные каноны - это регулирующая система, которая действует в обществе с самых ранних этапов человеческого развития. В древнем мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на моральную жизнь общества, но и на развитие правовых систем [16, c. 214].
Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли.
Социальные нормы нашли свое выражение в христианской церкви, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, отношения между церковными властями, верующими с государством и некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году Римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права [3, c. 149].
Влияние права на религию в определенной степени весьма специфично. Конституция Республики Беларусь, Закон РБ «О свободе совести» гарантирует свободу совести и веры, равенство признаний, возможность для верующих заменить военную службу альтернативной гражданской службой.
Духовная жизнь общества разнообразна, включает в себя культуру, в том числе искусство, сферу убеждений, национальный аспект, в том числе язык и т. д. Нынешняя Конституция отказалась от принципа строгой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип социального государства. Социальное государство должно считаться государством, в котором нет официальной государственной религии, и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным.
Создание централизованной религиозной организации характеризуется особой периодичностью регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители имеют право подать заявку на регистрацию централизованной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование социальных отношений осуществляется посредством реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов и т. д.
В современном обществе, особенно в условиях верховенства закона и гражданского общества, обязательство совершать действия, действовать в рамках правовых норм продиктовано нормами морали. Самые важные моральные и религиозные нормы включены в законы.
Рассмотрев понятие и воздействие моральных норм, можно выделить следующие основные отличия. Нормы морали выступают мерой свободы индивида, определяют границы его поведения, основаны на понятии справедливости. В отличие от норм права: закреплены в общественном сознании; могут не иметь строго установленных источников выражения; в одном государстве существует единая правовая система и может существовать несколько моральных систем; возникновение права связано с возникновением государства, существование морали – с возникновением общества; не совпадают сферы регулирования. То есть нормы морали и правовые могут вступать в противоречия, что может быть связано с несоответствием законодательства общественному развитию.
Исследуя их взаимодействие, следует отметить следующее. Ряд нравственных норм нашли отражение в правовых нормах (уголовного и административного права), которые посвящены правам и свободам человека, подкрепляются юридической санкцией. Также существует концепция права – этическая (нравственная), по которой закон, противоречащий нравственным основам общества, не является правовым.
Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в правовых актах. Их исполнение имеет авторитет государства. Нарушение правовых норм влечет за собой соответствующие санкции, юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую, уголовную). Правовые нормы, регулирующие практически все сферы общественных отношений, тем не менее не затрагивают ряд сфер деятельности человека.
Анализируя соотношение права и морали, можно отметить, что выполнение правовых норм в значительной степени обуславливается тем, что в какой степени они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных правовых актов. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.
Проанализировав взаимодействие религиозных и правовых норм, можно сделать следующие выводы.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - №1. – 1/0; 2004. - № 188. – 1/6032
2 Абдуллаев, М.И. Проблемы теории государства и права. Учебник / М. И. Абдуллаев, С.А. Комаров – СПб., 2003. – 520 с.
3 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А. Б. Венгеров – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
4 Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Амалфея, 2002. – 673 с.
5 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2009. – 365 с.
6 Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах / Н.А. Горбаток. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 208 с.
7 Гурчинский, М.А. Взаимодействие права и морали в структуре юридического мышления / М.А. Гурчинский // СПб: Юридический журнал. – 2006. – №2(6). – С. 53-56.
8 Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Дмитрук – Минск : ООО «Амалфея», 2008. – 421 с.
9 Костылева, Т.А. Право и религия как регуляторы социальных отношений / Т.А. Костылева // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений. Второй международной конференции (октябрь 2005 г.) – Омск, 2005. – С. 188.
10 Лазарев, В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В.Липень. – Минск: ООО «Амалфея», 2004. – 640 с.
11 Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
12 Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
13 О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г., №2054 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц – М.: Норма-М, 2007. – 710 с.
15 Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / М.Н. Марченко. – М.: Юриспруденция, 2004. – 645 с.
16 Осипян, Б.А. Соотношение и взаимодействие норм религии, права и закона / Б.А.Осипян // М.: Религия и право. – 2003. – №3. – С. 20.
17 Бабаев, В.К. Теория государства и права: Учебник / В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, 2003. – 538 с.
18 Марченко, М.Н. Теория государства и права: курс лекций / М.Н. Марченко – М.: Проспект, 2006. – 771 с.
19 Алексеева, С.С. Теория государства и права. / С. С. Алексеев – М.: Проспект, 2009. – 485 с.
20 Лазарев, В.В. Теория права и государства. Учебник для юрид. вузов / В.В. Лазарев – М.: Норма-М, 2007. – 674 с.
21 Фастов, А.Г. Право и религия в системе нормативного регулирования / А.Г.Фастов // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Сборник научных трудов. – Волгоград: ВА МВД России, 2008, Вып. 5. – С. 232.
22 Широков, А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – 211 с.