Введение
В настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе, столовых. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам ООП, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям. Необходимость различных типов объектов общественного питания определяется разнохарактерностью спроса населения на различные виды питания (завтраки, обеды, ужины, промежуточные приемы пищи, бизнес - ланчи); спецификой обслуживания людей и во время коротких обеденных перерывов, и во время отдыха; необходимостью обслуживания взрослого населения и детей, здоровых и нуждающихся в лечебном питании.
Услуги общественного питания – это те услуги, которые оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания гражданам, которые используют эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью.
С каждым годом массовое питание все больше внедряется в быт широких масс населения, способствует решению многих социально-экономических проблем; помогает лучше использовать продовольственные ресурсы страны, своевременно предоставляет населению качественное питание, имеющего решающего значения для сохранения здоровья, роста производительности труда, повышению качества учебы; позволяет более эффективно использовать свободное время, что в наши дни является немало важным фактором для населения. Спрос на продукцию и услуги массового питания непрерывно изменяется и растет.
Отличительной особенностью общественного питания является сочетание в нем функций производства и потребления. Торгово-производственная деятельность объектов общественного питания имеет следующие особенности:
- неравномерная загрузка производства, обусловленная потоком потребителей;
- режим работы объектов, во многом зависящий от особенностей обслуживаемого контингента;
- наличие большого ассортимента готовой кулинарной продукции для полного удовлетворения спроса отдельных потребителей;
- производство в основном скоропортящейся продукции, небольшая продолжительность во времени между изготовлением и реализацией продукции. Так, при массовом изготовлении горячие блюда готовятся на 2-3 часа реализации, а холодные – на 1 час. Это требует выпуска продукции партиями, по мере их потребления.
- влияние сезонных факторов, обусловливающих ассортимент продукции;
- необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.
1 Основная часть
1.1 Общая характеристика объекта
Ресторан «У Сафрона» первого класса является рестораном общего типа и имеет мощность 120 посадочных мест и расположен в г.Минске по ул. Чкалова, 15.
Режим работы – с 12.00 до 24.00, без обеда и выходных.
Ресторан «У Сафрона» – объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; алкогольные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха, в основном представлена русская кухня.
Также на ООП обеспечивается безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества, соблюдаются санитарные и технологические нормы и правила пожарной и электробезопасности, выполняются требования нормативных документов по безопасности услуг.
Ресторан «У Сафрона» имеет удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к ООП территория имеет искусственное освещение в темное время суток.
На ООП предусмотрены аварийные выходы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.
Ресторан «У Сафрона» оснащен инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, телефонная связь.
Ресторан имеет вывеску с указанием его типа,класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица, информацию о режиме работы, об оказываемых услугах. Ресторан «У Сафрона» имеет кроме обычной вывески, вывеску световую с элементами оформления.
Данный ресторан относится по уровню обслуживания к «первому» классу.
Все помещения ресторана удобно взаимосвязаны.
1.2 Помещения для обслуживания потребителей, их характеристика и оснащение
В состав торговых помещений ресторана «У Сафрона» входят торговый зал на 100 посадочных мест и банкетный зал на 20 посадочных мест.
В состав вспомогательных помещений для потребителей входят: вестибюль, гардероб, мужской туалет, женский туалет.
Интерьер торгового зала выдержан в коричнево-бежевых тонах. Для оформления залов и помещений для потребителей используются изысканные и оригинальные декоративные элементы (светильники, драпировки, картины и т.д.). В оформлении залов широко применяют синтетические отделочные материалы, ценные породы дерева, металл. В конструкции залов используют декоративные подвесные потолки и стены из звукопоглощающих материалов, способствующих снижению шума в зале. Для покрытия полов на предприятиях общественного питания используют полимерные материалы, паркет, ковровый материал на
2 Выводы и предложения по совершенствованию организации обслуживания потребителей
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.
Ресторан «У Сафрона» на данном этапе пользуется популярностью у населения г. Минск, но для более эффективной работы ресторана и его популярности я предлагаю предпринять следующее:
- Организацию выставки ООП, которая предоставляет большие возможности не только для демонстрации достижений в сфере сервиса, но и для изучения конкурентов. Выставки могут способствовать рекламе любой продукции или услуги и одновременно – рекламе ресторана.
- Внедрение новых форм, методов и способов обслуживания потребителей;
- В практику обслуживания ввести устройство семейных обедов. Для этого составить специальное меню в расчете на детей (детское меню), где предлагаются блюда, которые могут заинтересовать детей своим названием и оформлением, причем цены на блюда не очень высокие;
- Предоставление информационно-консультативных услуг:
1 консультации специалистов по изготовлению, оформлению и подаче блюд и напитков и сервировке стола, в том числе национальных кухонь;
2 консультации специалистов по организации диетического питания при различных заболеваниях;
3 обучение кулинарному мастерству;
4 обучение сервировке стола.
- Расширить использование количества средств рекламы.
- Организацию и проведение различных корпоративных вечеринок, что позволяет наличие боулинга.
Ресторанный бизнес увлекателен и перспективен: правильный выбор места и кухни, атмосфера и правильно организованное обслуживание создают возможность для привлечения рынка и дают хорошую прибыль и инвестиции.
1 Кучер, Л. С. Организация обслуживания общественного питания: Учебник. /Л.С. Кучер, Л.М. Штукатурова. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. – 544с
2 Фурс, И. Н. Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания: Метод. пособие для практических работников и подготовки специалистов отрасли / И.Н. Фурс. – Мн.: Белорусская Ассоциация кулинаров, 1998. – 416 с.
3 Шаповалов, Н. Н. Организация работы предприятий общественного питания / Н.Н. Шаповалов. – М: Экономика, 1990. – 272 с.
4 Общие требования и правила оформления учебных текстовых документов: СТП СМК 4.2.3-01-2011. – Введ. 2011-04-07. – Могилев.: Могилевск. гос. ун-т продовольствия, 2011. – 43 с.
5 Приказ Минторга СССР от 09.02.1973 N 38 Об утверждении норм оснащения предприятий общественного питания посудой, столовыми приборами, мебелью и кухонным инвентарем
6 Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания всех форм собственности / Министерство торговли Республики Беларусь. - Минск: «Белорусская ассоциация кулинаров», 1996. – 614 с.