ВВЕДЕНИЕ
В Беларуси примерно 39,5 % территории заняты лесами, запас древесины на корню оценивается в 1,47 млрд. м3. Правовая регламентация использования участков лесного фонда нацелена на формирование предпосылок рациональной, предотвращающей истощение эксплуатацию лесных ресурсов, пропорционального ей лесовосстановления, с проведением мероприятий по охране, защите лесов. Она основана на принципе устойчивого государственного управления лесами и распоряжения участками земель лесного фонда, гарантирующего сохранение биологическое разнообразие лесных экологических систем, повышения экономического потенциала лесов, обеспечения потребностей общественного производства в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. В частности, при среднем приросте древесины в лесах Республики Беларусь свыше 28,6 млн. м3 в год, заготавливается 15 млн. м3, свидетельствуя о том, что ежегодный прирост древесины значительно превышает ее годовые вырубки.
Это указывает на то, что баланс интересов между экологической и экономической составляющими в лесных отношениях имеет уклон в пользу экологии, что обусловлено повышением эффективности аграрного сектора и вполне справедливо после интенсивной эксплуатации лесов в XX веке. Верно то, что леса являются источником заготовки древесины — сырья для деревообрабатывающего производства – чем, как таковое, обусловлено выделение категории земель лесного фонда. Наряду с этим, в лесах заготавливается недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, добывается пушнина.
Разнообразие функций, как и состава, лесов, включая выработку кислорода, предотвращение водной и ветровой эрозии почв, детерминируют его системообразующую роль. Иными словами, леса представляют интерес не только в связи с лесозаготовками, не только как источник возобновляемого сырья и энергетических носителей, но так же в силу самого факта своего существования, объективной необходимости присутствия в земельном фонде. Сбалансированный учёт интересов многоцелевого и постоянного лесопользования, сохранения биологического разнообразия лесных экологических систем задают ориентиры и рамки в установлении правового режима земель лесного фонда.
Вопросы определения юридической сущности лесного фонда и особенностей правового режима земель, на которых он расположен,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
1.1. Понятие леса и его виды
Земли лесного фонда сформированы в отдельную категорию в связи с расположением на них особого природного компонента, имеющего целевое экономическое назначение и экологическую ценность – леса. Лес с биологической точки зрения, в первую очередь, образуют элементы растительного мира. Ранее действовавший Лесной кодекс 2000 года трактовал понятие леса достаточно широко, представляя его как особую экологическую систему. Лес – совокупность древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующая природный комплекс [29, с.235]. Лесной кодекс 2015 года (далее - ЛК) предлагает более инструментальную, практическую терминологию, рассматривающую лес, прежде всего, в качестве природного ресурса. Подобный подход обусловлен не только эксплуатацией лесов, появившихся в результате их естественного роста, но и существенным повышением продуктивности лесов, благодаря лесохозяйственной деятельности: средний запас насаждений на 1 га покрытых лесом земель поступательно увеличивается. Вместе с тем, новая легальная дефиниция леса учитывает его экологическую многофункциональность: лес – это совокупность древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующая природный комплекс [2].
Поскольку с точки зрения биологических наук лес – это, прежде всего, составная часть растительного мира, то в юридическом смысле его необходимо отграничить от прочего растительного мира. В соответствии со ст.1 Закона № 205-З, растительный мир – это совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и насаждений [3]. Понятие «растительный мир» в отличие от леса, не имеет комплексного, разнородного характера. Из этого вытекает, что понятие леса не охватывается целиком понятием растительного мира, а включает и иные компоненты. Отделяя растительный мир от леса, с одной стороны, его следует отграничить и с другой стороны: в понятие растительного мира входят дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. В связи с этим, культивируемые, например, сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира в правовом смысле.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
2.1. Государственное управление и охрана лесного фонда и его земель
Политику по увеличению природно-ресурсного потенциала лесов, устойчивому лесопользованию определяет Президент Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества [6]. Им согласовываются место размещения земельных участков при необходимости их изъятия и предоставления из лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель. Президент Республики Беларусь так же может устанавливать случаи, когда граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица освобождаются от возмещения потерь лесохозяйственного производства.
Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель, например, устанавливает порядок определения, размеры подлежащих возмещению потерь лесохозяйственного производства, определяет размер лесосечного фонда [11; 14]. Государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов страны, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, организацию рационального освоения лесных ресурсов осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь [16; 17; 19].
Областные исполнительные комитеты принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также осуществляют перевод таких земель в иные категории. Районные исполнительные комитеты принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного хозяйства.
Среди широкого спектра функций, которые выполняются в связи с управлением землями лесного фонда, таких как лесоустройство, кадастр, мониторинг, представляется необходимым более подробно остановиться на принципах, общем подходе к изъятию и предоставлению участков лесного фонда [18]. Отправной точкой в нём является то, что в решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны размеры убытков, потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и
ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЛЕСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3.1. Соотношение лесных и земельных правоотношений на землях лесного фонда
Хозяйственный суд Могилевской области 17 марта 2011 г. по иску инспекции охраны животного и растительного мира к государственному лесохозяйственному учреждению "К" компенсации вреда, причиненного окружающей среде [22].
Истец ссылается на то, что ответчик незаконно вырубил, хотя по материалам отвода в рубку были назначены деревья диаметром от 8 до 20 см Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что согласно п. 8.3.2 ТПК 060-2006 (02080) отбор деревьев в рубку, перечет деревьев, назначенных к рубке, при отпуске древесины с учетом количества заготовленной древесины не проводится. Для предварительного определения количества заготавливаемой древесины закладываются пробные площади, суммарная величина которых должна составлять не менее 5% площади лесосеки (п. 8.3.4). При закладке пробных площадей в наиболее типичных местах лесосеки деревья диаметром более 8 см на пробных площадях отсутствовали, соответственно не были отражены в материалах отвода. При проведении на лесосеке рубки прочистки было вырублено 67 деревьев диаметром от 24 до 44 см, однако количество заготавливаемой древесины, указанное в лесорубочном билете, превышено не было. Были срублены нежелательные виды деревьев (береза и осина), мешающие росту главной породы - сосны. Согласно п. 6.2 ТПК 143-2008 (02080) при учете отпускаемой древесины на корню по количеству заготовленной древесины в лесорубочных билетах указывается примерное количество намечаемой к заготовке древесины по данным пробных площадей или по материалам лесоустройства, а в последующем количество заготовленной древесины уточняется обмером. В соответствии с вышеизложенным ответчик считает, что вырубка деревьев больших диаметров проведена в соответствии с требованиями законодательства, так как указанные деревья не подпадают под категорию, указанную в п. 6.1.3.2 ТПК 143-2008 (02080).
В соответствии с абз. 1 ст. 43 ЛК Республики Беларусь осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование позволяет сделать следующие выводы касательно правовой регламентации земель лесного фонда:
1. Лес – это природный комплекс. Лес представляет собой юридический термин, который не совпадает по смыслу с биологическим. Правовой регулирование земель лесного фонда в значительной степени является следствием особенностей правового регулирования находящегося на них леса. Земли лесного фонда не имеют самостоятельного значения не только по отношению к лесному фонду, но и к лесному хозяйству, поскольку, в конечном итоге, оно связано с выращиванием и использованием леса. Данная категория земель имеет ограниченное самостоятельное правовое значение, поскольку и леса, и земли лесного фонда являются государственными, леса представляют превалирующий экономический интерес, а земли лесного фонда имеют значение, в первую очередь, в связи с произрастанием на них леса. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. Леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. Целевое назначение земель лесного фонда – удовлетворение нужд лесного хозяйства. Критерий покрытости лесом является определяющим, но не абсолютным при отнесении земель к землям лесного фонда. Земли в других категориях земель могут быть покрыты лесами, на землях лесного фонда есть вид нелесных земель, а лесные земли могут быть не заняты лесом.
2. Распоряжение землями лесного фонда указывает на функции земельного права по упорядочению государственного управления данными природными ресурсами, формированию системы правоотношений для этого. В земельных правоотношениях по поводу земель лесного фонда отчётливо преобладает публично-правовое начало, значение и процедуры принятия административных решений. Представляется, что гражданско-правовая категория собственности не имеет принципиального значения при правовой оценке земель лесного фонда. Управление землями лесного фонда имеет ярко выраженный административно-правовой характер, оно вертикально организовано и централизовано, что способствует рациональному использованию и охране земель лесного фонда. Распоряжение землями лесного фонда в наибольшей степени сосредоточено на центральном уровне, тогда как для иных категорий земель свойственны более широкие полномочия органов местного управления. Земельные отношения в связи с участками земель лесного фонда приобретают самостоятельное значение, отделяются от лесных, при перемене категории земель в общем порядке, не являются
1. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс]: 23 июля 2008 г., N 425-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
2. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 24 декабря 2015 г. № 332-З: принят Палатой представителей 3 декабря 2015 г: одобр. Советом Респ. 9 декабря 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
3. О растительном мире [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. № 205-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
4. Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2010 г., № 169-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 26 мая 2012 г., № 385-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. Об изъятии и предоставлении земельных участков [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 27 декабря 2007 г., № 667 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Положение о порядке предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 09 сентября 2009 г., № 444 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам перевода их из одних категорий и видов в другие [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., № 456 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Положение о порядке распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделения особо защитных участков леса [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 07 июля 2008 г., № 364 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Об утверждении Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 декабря 2011 г., №1780 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. О некоторых мерах по реализации Указа от 27 декабря 2007 г. № 667 [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 2008 г., № 462 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 29 апреля 2015 г., № 361 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Государственная программа «Белорусский лес» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 18 марта 2016 г., № 215 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. О размере лесосечного фонда на 2017 год и объемах реализации древесины на корню из лесосечного фонда по таксовой стоимости в 2017 году [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 августа 2016 г., № 667 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Об утверждении Положения о порядке авиационной охраны лесов [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 16 марта 2006 г., № 362 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. О распределении лесов лесного фонда по лесотаксовым разрядам [Электронный ресурс]: Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, 16 октября 2014 г., № 41 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17. Об особенностях лесопользования и ведения лесного хозяйства на территориях, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, 17 октября 2014 г., № 42 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. О кадастровой стоимости земель лесного фонда [Электронный ресурс]: Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, 28 марта 2007 г., № 384 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19. Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь фонда [Электронный ресурс]: Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, 10 августа 2010 г., № 20 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 7 мая 2007 г. № 214 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/klassificator/OKRB_005-2011(izm.1,2).zip. – Дата доступа: 01.10.2016.
22. Лесопользователь имеет право только на указанный в лесорубочном билете вид лесопользования в установленном объеме (размере) и определенные сроки на конкретном участке лесного фонда [Электронный ресурс]: Решение Хозяйственного суда Могилевской области 17 марта 2011 г., Дело N 866-3/2010 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
23. Так как в судебном заседании установлены факты нарушения лесопользователем правил отпуска древесины на корню, суд удовлетворяет требование лесхоза о взыскании неустойки Решение Хозяйственного суда Минской области, 31 января 2007 г., Дело N 566-9/06 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
24. Боголюбов, С.А. Земельное право: учебник / С.А. Боголюбов. – М.: Юрайт, 2016. – 368 с.
25. Ермолинский, П.М. Лесное право: учебник / П.М. Ермолинский. – Минск, 2011. – 251 с.
26. Крассов, О.И. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. — М.: Норма, 2016. — 560 с.
27. Крассов, О.И. Право лесопользования в СССР / О.И. Крассов. – М.: Наука, 1990. – 225 с.
28. Шингель Н.А. Правовой режим земель в Республике Беларусь. Научное издание / Н.А. Шингель. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – 110 с.
29. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 501 с.