ВВЕДЕНИЕ
Переход от плановой к рыночной экономике требует изменения процесса, в котором предприятия, как субъекты хозяйствования, не могут приспособиться к новым экономическим требованиям. Поэтому предприятия вынуждены пройти процедуру банкротства. В странах с развитой рыночной экономикой не все предприятия выживают во времена экономического кризиса, а ликвидация неплатежеспособных предприятий выполняет функцию перераспределения активов в целях их более эффективного использования. Банкротство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, с помощью которого должно осуществляться перераспределение материальных благ в экономической системе между субъектами хозяйствования в пользу более успешных, конкурентоспособных.
Деятельность предприятий в конкурентной рыночной борьбе, в условиях реформирования экономической системы, становлении новых экономических и финансовых отношений в государстве обусловливает появление не малой угрозы банкротства почти для каждого субъекта хозяйствования независимо от его финансового состояния и положения среди конкурентов.
Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация. Экономический словарь толкует данное понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротства промышленных, торговых, банковских монополий. Санация производиться несколькими способами:
· путем слияния предприятия, которое переживает кризис, с более успешным предприятием;
· путем выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала;
· путем увеличения банковских кредитов и предоставлением субсидий;
· полной или частичной покупкой государством акций предприятия, которое находится в кризисном положении.
Санация служит способом, с помощью которого можно выйти из банкротства. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – это изучение и полный анализ санации, как метода предотвращения банкротства субъекта хозяйствования.
Объект исследования – общественные отношения в сфере экономической несостоятельности, то есть банкротстве.
Предмет исследования – санация в деле о банкротстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовое регулирование экономической несостоятельности;
- определить порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве);
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1 Понятие экономической несостоятельности (банкротства)
Понятие «банкрот» пришло из средневековой Италии (в переводе с латинского языка banka-rupta – сломанная скамья: banco – скамья, rotto – сломанный) и имеет определение как прекращение деятельности в прежней форме. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с данными требованиями [6, c.1].
В соответствии с Указом Президента РБ № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» имеют свои различия:
· экономическая несостоятельность – понимается как неплатежеспособность, которая имеет или приобретает устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). При неспособности субъекта хозяйствования после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, бюджетом иначе как через восстановление его платежеспособности этот субъект (далее – должник) признается несостоятельным (практическая неплатежеспособность);
· банкротство – понимается как неплатежеспособность, которая имеет или приобретает также устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника − юридического лица, прекращением деятельности должника − индивидуального предпринимателя (Хозяйственный суд выносит соответствующее решение об открытии ликвидационного производства). Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры признается банкротством (абсолютная неплатежеспособность) [15, с.151].
Из определений банкротства можно определить его признаки:
- неплатежеспособность − признак неспособности удовлетворить требования кредитора или кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, которые вытекают из трудовых и связанных с ними отношений, и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
обязательные платежи – это налоги, сборы, пошлины и другие платежи, которые взимаются в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
2.1 Порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве)
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
· защитный период;
· конкурсное производство;
· мировое соглашение.
Каждая из указанных процедур имеет свою цель, которая реализуется антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации [14, c.108].
Только при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя – отсутствие защитного периода.
Рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) может производиться в судебном и внесудебном порядке. Внесудебное рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве) представляется, так называемым, досудебным оздоровлением должника.
Досудебное оздоровление должника – это меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, восстановления их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами [7, с.281].
Для проведения досудебного оздоровления необходимо осуществлять, все необходимые меры по улучшению финансового состояния, как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя, создавать необходимые условия для их стабильной и эффективной хозяйственной деятельности. Для реализации данных целей, в соответствии с действующим законодательством, указанные лица имеют право:
- изменять структуру и состав управления юридического лица и иных организаций;
- взыскивать дебиторскую задолженность;
- принимать необходимые меры по выделению юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю средств, для непосредственного погашения задолженности перед кредиторами;
3 ПРОЦЕДУРА САНАЦИИ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА
3.1 Понятие содержание процедуры санации
Особое место в процессе санации занимают действия, которые имеют финансово-экономический характер и отражают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников выздоровления предприятий.
Источники финансирования санации – это средства, которые получены на условиях займа или собственности, а также на возвратной или безвозвратной основе.
Цель финансовой санации – покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, восстановление или сбережение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения самих мероприятий по санации, которые имеют производственный характер.
Данные мероприятия, которые имеют организационно-правовой характер и направлены на усовершенствование организационного состава предприятия, организационно-правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождение предприятия от непродуктивных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива. В данном случае различают два вида санации:
· санация со сбережением существующего юридического статуса предприятия-должника;
· санация с изменением организационно-правовой формы и юридического статуса санированного предприятия, то есть реорганизация.
Производственно-технические мероприятия санации связаны, прежде всего, с уменьшением простоев и повышением ритмичности производства, с обновлением и модернизацией производственных фондов, улучшением качества продукции и снижением её себестоимости, сокращением технологического времени, повышением качества ассортимента, выпускаемой продукции, поиском и мобилизацией резервов санации в сфере производства [12, с.98].
Санация напрямую связана с уменьшением рабочих мест производства, также большое значение имеют санационные мероприятия, которые имеют социальный характер. Особенно это касается финансового оздоровления больших предприятий. В данном случае увольнение работников может привести к социальной нестабильности в регионе. Поэтому следует вести зрелую политику увольнения, связанную с реализацией социального плана проекта санации. Также могут быть предприняты такие мероприятия, как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Белорусское законодательство дает расширенное определение понятия банкротства. Экономическая несостоятельность, то есть банкротство – это неплатежеспособность субъекта хозяйствования, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником.
Субъектами отношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством) являются должник, кредиторы и управляющий. Правовое положение должника зависит непосредственно от того, к какой категории он относится, на какой стадии находится дело о банкротстве, и значительно отличается от его положения как платежеспособного участника экономического оборота. Кредитором признается то лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу. Антикризисный или временный управляющий – это лицо, назначенное судом для проведения определенных процедур банкротства и осуществляющий свои полномочия только на основании лицензии.
Рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве) включает в себя: защитный период, конкурсное производство и мировое соглашение. Конкурсное производство же в свою очередь, состоит из санации и ликвидационного производства. Защитный период – это стадия проверки хозяйственным судом, наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве. На стадии защитного периода назначается временный управляющий, который берет на себя права и обязанности руководителя предприятия-должника. В защитный период выясняются возможные неправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителя должника, подпадающие под понятие ложного и преднамеренного банкротства. Мировое соглашение – это соглашение, которое, с целью уменьшения и освобождения от долгов, а также отсрочки или рассрочки их уплаты, заключается между должником и кредиторами. Заключение Мирового соглашения возможно на любой стадии процесса, но только после удовлетворения первой и второй очередей кредиторов. Оформляется мировое соглашение письменно, утверждается хозяйственным судом. Также мировое соглашение заключается на определенных условиях и подписывается всеми участниками данного соглашения.
Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство только в том случае, если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер. Также имеются обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства, а также произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых или связанных с ними отношений, в установленный срок по причине своей неплатежеспособности. Конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З; от 20 июня 2008 г. № 347-З; 08.07.2008 г. № 366-З. – Минск Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2008. – 478 с.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : с изм. и доп. по состоянию на 29 авг. 2001 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2001. – 288 с.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 5 января 2016 г. Минск: Амалфея, 2016. – 352 с.
5. О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Республики Беларусь от 12.11 2003г. № 508: с изм. и доп. по состоянию на 27 июля 2004 г. № 411. – Минск: Дикта,2004 г. – 53 с.
6. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 г. :с изм. и доп. по состоянию на 8 июля 2008 г. № 372-З. – Минск: Дикта,2008 г. – 56 с.
7. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности) / С.С. Вабищевич. – Минск: Молодежное, 2008. – 416 с.
8. Витрянский, В. Договорное право. Общие положения / В. Витрянский. – Москва, 1998.
9. Витушко, В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности / В.А. Витушко. Минск: БГЭУ, 2004 – 398 с.
10. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – Минск: Дикта, 2011. – 260 с.
11. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право / Н.Ю. Круглова. – Москва: Русская деловая литература, 2004. – 189 с.
12. Паращенко, В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь / В.Н. Паращенко. – Минск: Молодежное науч. об-во, 2001. – 322 с.
13. Пронина, М.Г. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия / М.Г. Пронина. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 150 с.
14. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право. Учебное пособие / Е.А.Реуцкая. – Минск: ТетраСистема, 2007. – 352 с.
15. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право Республики Беларусь: курс лекций / В.К. Сидорчук. – Минск: БГУ, 2011. – 618 с.
16. Чигир, В.Ф. Гражданское право. В 2 кн. / В.Ф. Чигир. – Минск, 2000. – 340 с.