Введение
Контроль – это важнейший признак содержания государственного управления в любом государстве. Понятие «контроль» – это явление многогранное и многоплановое. в зависимости от того, на каком уровне он реализуется и относительно чего, его можно рассматривать с разных точек зрения. Одним из важнейших видов контроля выступает государственный контроль.
Основная цель государственного контроля состоит в обеспечении законности посредством осуществления своих задач и функций органами такого контроля.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день государственный контроль представляет собой одно из основных направлений деятельности государственного управления. Во главе органов, осуществляющих такой контроль, стоит Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Это специально созданный орган, основная цель которого состоит в осуществлении им государственного контроля.
Проблемы регулирования органов государственного контроля Республики Беларусь уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки. На современном этапе изучению сущности государственного контроля в Республике Беларусь уделяется внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе Н.Б. Антонова, И.Л. Бачило, С.М. Забелов, А.Б. Зеленцов, Н.В. Макарейко, И.И. Мах, Л.М. Рябцев, М.С. Студенкина, Д.Е. Тагунов, В.С. Четвериков и другие.
Однако проблемы изучения государственного контроля требуют дальнейшей разработки ввиду постоянного развития и совершенствования законодательства в области государственного контроля.
Целью курсового исследования является изучение органов государственного контроля Республики Беларусь.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать формирование и развитие органов государственного контроля;
- дать характеристику государственного контроля как вида государственной службы;
- охарактеризовать государственный контроль в Республике Беларусь и определить его виды;
- на основе анализа законодательства, регулирующего деятельность органов государственного контроля, выявить основные направления целей и задач Комитета государственного контроля.
1 Формирование и развитие органов государственного контроля
Государственный контроль – это одно из важнейших направлений деятельности государства.
Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций [1, с. 295]
В Республике Беларусь история государственного контроля связана с образованием Белорусской Советской Социалистической Республикой. С тех пор органы государственного контроля в своем развитии претерпели множество изменений.
Итак, в январе 1919 года в БССР был создан Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии. Это был первый орган финансового контроля советской Беларуси. Впоследствии он был преобразован в Комиссариат государственного контроля БССР.
27 февраля 1919 года функции Комиссариата государственного контроля БССР перешли к Народному комиссариату государственного контроля Литовско-Белорусской ССР. По мере освобождения территории Белоруссии создавались отделы Рабоче-крестьянской инспекции в губерниях и уездах;
30 июля 1920 года создан Военно-революционный комитет БССР, в состав которого вошел отдел РКИ, однако 26 августа РИК был преобразован в Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Военревкома БССР.
17 декабря 1920 года на Втором съезде Советов Белоруссии Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Военревкома БССР был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции БССР (далее – НК РКИ БССР) [2].
В соответствии со ст. 46 Конституции БССР 1927 года НК РКИ БССР подчинялся Центральному Исполнительному Комитету БССР, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров БССР [3].
С момента образования НК РКИ до 1922 года его руководителем был И. В. Сталин.
Сразу же после создания НК РКИ начал активно развиваться. В его структуру в 1921 году была включена топливная инспекция, инспекция внешних сношений, юридический отдел, а также отдел нормализации.
30 апреля 1923 года вместо И.В. Сталина на пост руководителя НКРКИ был назначен В.В. Куйбышев. Именно под его руководством было разработано Положение о НК РКИ [4].
В соответствии с Положением о рабоче-крестьянской инспекции, утвержденным 17 декабря 1921 года, на НК РКИ БССР возлагались:
2 Законодательные основы структуры и деятельности органов государственного контроля
2.1 Государственный контроль как вид государственной службы
Одним из немаловажных видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. Понятие «служба» употребляется по-разному. Ее можно рассматривать как вид деятельности человека, как правовой институт, как систему специальных государственных органов, как духовную деятельность и так далее.
Основное ее отличие состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей [11, с. 146].
Особым видом службы является государственная служба. Она неразрывно связана с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности.
Государственную службу можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле государственная служба представляет собой выполнение государственными служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах [11, с. 137].
Как вид деятельности человека государственная служба представляет собой один из видов платной общественно полезной состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и так потом) или социально-культурном обслуживании людей [12, с. 10].
Как правовой институт государственная служба – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач [11, с. 137].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [13, ст. 2].
Сущность государственной службы, ее публичность и происхождение от государства выявляют ее непосредственную взаимосвязь с государственным управлением. Между двумя данными явлениями существует генетическая связь, проявляющаяся в том, что государственная служба своим возникновением обязана государственному управлению, которое исторически
3 Основные направления целей и задач Комитета государственного контроля
Цели и задачи, возложенные на Комитет государственного контроля Республики Беларусь, определены Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь.
Основная цель деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь вытекает из его определения, данного в ст. 1 Закона о КГК. В соответствии с ней основной целью данного государственного органа является осуществление государственного контроля за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь [22, ст. 1].
Цель достигается посредством осуществления Комитетом государственного контроля возложенных на него функций. Так, цель Комитета государственного контроля заключается в осуществлении им контроля за:
- исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
- использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
- принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
- исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
- соблюдением государственными органами, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, включая резидентов свободных экономических зон, законодательства в сфере инвестиций;
- использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов
Заключение
Итак, одна из важнейших форм контроля – это государственный контроль.
В настоящей работе мы охарактеризовали формирование и развитие органов государственного контроля. История формирования и развития органов государственного контроля достаточно широка. Формирование органов государственного контроля началось в 1919 году вместе с созданием Комиссариата государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии. Впоследствии развитие органов государственного контроля претерпело множество изменений, результатом которых стало создание в 1996 году Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
На его базе также созданы Департамент финансовых расследований в 2011 году и Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь в 2003 году.
Дана характеристика государственного контроля как вида государственной службы. Государственная служба – это, прежде всего, та сфера, в которой реализуется государственная служба. Одной из ведущих функций государственного управления является государственный контроль, который представляет собой вид государственной службы, состоящий в контроле за соблюдением государственными органами и иными структурами законодательства.
Мы охарактеризовали государственный контроль в Республике Беларусь и определили его виды. Государственный контроль в Республике Беларусь осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и его территориальными органами. В структуру Комитета государственного контроля Республики Беларусь входят два Департамента: Департамент финансовых расследований и Департамент финансового мониторинга.
Классифицировать государственный контроль возможно по различным основаниям: в зависимости от стадии контрольной деятельности (предварительный, текущий, последовательный); в зависимости от субъекта, его осуществляющего (президентский, контроль представительных, исполнительных органов власти и так потом); по форме государственного устройства (республиканский и местный); в зависимости от объема контроля (общий и специальный); в зависимости от направленности (внутренний и внешний).
На основе анализа законодательства, регулирующего деятельность органов государственного контроля, выявили основные направления целей и задач Комитета государственного контроля. Так, в самом общем виде цель Комитета государственного контроля состоит в осуществлении им государственного контроля. Данная цель выполняется посредством выполнения им определенных в законодательстве функций.
1. Четвериков, В.С. Административное право / В.С. Четвериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.
2. Историческая справка [Электронный ресурс] / Комитет государственного контроля Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://kgk.gov.by/ru/spravka-ru/. – Дата доступа: 21.10.2016.
3. Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс] / Pravo.by. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2051. – Дата доступа: 21.10.2016.
4. Рабоче-крестьянская инспекция [Электронный ресурс] / Википедия. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F. – Дата доступа: 21.10.2016.
5. Закон СССР от 30 ноября 1979 года «О народном контроле в СССР» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Москва, 1991. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU;n=74;req=doc#0. – Дата доступа: 21.10.2016.
6. Закон Республики Беларусь от 13 марта 1992 года № 1522-XII «О Контрольной палате Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://newsby.org/documents/laws/2012/zakon_by2012_1980.htm. – Дата доступа: 21.10.2016.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 2 августа 1994 года № 16 «О Службе контроля Администрации Президента Республики Беларусь и Комитете по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления Администрации Президента Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Законодательство Республики Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/ukaz4/uk573.htm. – Дата доступа: 21.10.2016.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 года № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Информационный портал Республики Беларусь. – Минск, 2001. – Режим доступа: http://naviny.org/2001/11/02/by55411.htm. – Дата доступа: 21.10.2016.
9. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июл. 2008 г., № 414-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 408-З. – 2/2406.
10. Положение о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2003 г., № 408 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 45. – 1/15607.
11. Забелов, С.М. Административное право: Курс лекций / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 268 с.
12. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право. - 1996. - № 12. - С. 10 - 18.
13. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 305-З. – 2/2303.
14. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: право и экономика, 2009. – 310 с.
15. Административное право: учебное пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
16. Бачило, И.Л. Функции органов управления: правовые проблемы оформления и реализации / И.Л. Бачило. – М.: Юрид. лит., 1976. – 200 с.
17. Барихин, А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – 792 с.
18. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Тесей, 2006. – 613 с.
19. Макарейко, Н.В. Административное право :конспект лекций / Н. В. Макарейко. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 189 с.
20. Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. Т. 2 / С.А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С.А. Балашенко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 584 с.
21. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 231 с.
22. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Респ. Беларусь, 1 июл. 2010 г., № 142-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 177-З. – 2/2175.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
24. Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 нояб. 2008 г., № 647 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 45. – 1/15607.
25. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 188. – 1/16439.
26. Положение о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 дек. 2007 г., № 660 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 49. – 1/14788.
27. Студенкина, М.С. Государственный контроль в сфере управления / М.С. Студенкина. – М.: Юрид. лит., 1974. – 160 с.
28. Зеленцов, А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах: учебное пособие / А.Б. Зеленцов. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 190 с.
29. Мах, И.И. Государственный контроль в Республике Беларусь: вопросы методологии исследований и развития [Электронный ресурс] / Документы. – 2013. – Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-644208.html. – Дата доступа: 21.10.2016.