ВВЕДЕНИЕ
Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании…
Жак Натан Примо, (1902-1974) - болгарский историк и экономист [1, c. 17].
Актуальность выбранной темы курсовой работы определило то, что любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических, свободных и справедливых выборов. Через выборы граждане реализуют свое право на управление страной. Избрание депутатов, должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением страны. Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» [2, c. 17]. Каждый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать.
Актуальность темы и определила задачи, поставленные и решенные в данной работе:
-проанализировать действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие избирательное право в современном белорусском законодательстве;
- раскрыть основные термины и определения в правовом регулировании избирательного права и выборов;
- проанализировать источники избирательного права Республики Беларусь;
- раскрыть понятие избирательной системы и провести анализ ее видов.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в связи с выборами представительных органов власти и должностных лиц в государстве.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний и применение полученных знаний для решения конкретных задач, комплексный анализ видов избирательных систем.
Предмет исследования составляют нормы избирательного права.
Для решения поставленных задач использовались положения действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих избирательную деятельность.
Проблематике работы последнее время уделяется достаточно большое внимание в научных исследованиях. В нашей стране институту выборов посвящены работы Василевича Г.А., Чудакова М.Ф., Альфера С.А., Ипатова
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ВЫБОРОВ
1.1 Выборы, избирательное право и избирательный процесс: понятие и соотношение.
В юридической литературе до сих пор не сложилось единого подхода в понимании сущности таких ассоциируемых с выборами понятий как «избирательное право» и «избирательный процесс».
В литературе избирательное право рассматривается в двух аспектах: объективном и субъективном. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного лица (как правило, гражданина соответствующего государства) на участие в выборах. В этом значении избирательное право подразделяется на активное (право избирать) и пассивное (право избираться, быть избранным). Этот подход является общепризнанным.
Дефиниции объективного избирательного права, различаются.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Понятие избирательной системы
Как показало изучение источников по тематике работы, в юридической литературе нет единства и в определении избирательной системы.
Многие авторы (Б.А. Страшун [21, с. 323], И.А. Алебастрова [7, с. 84], М.Ф. Чудаков [5, с. 350]) определяют его как совокупность (либо комплекс или систему) общественных отношений, которые возникают в связи с проведением выборов.
Некоторые авторы (А.И. Денисов, Н.Г. Кириченко [22, с. 185]) считают, что избирательная система – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов.
М.В. Баглай отмечает, что «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования» [3, с. 343].
Термин «избирательная система» имеет два значения: узкое и широкое.
В широком смысле избирательная система – это система упорядоченных общественных отношений, составляющих порядок выборов представительных органов власти. Эта система в основном регулируется нормами конституционного права и ее подотрасли – избирательного права, но не сводится только к конституционным правоотношениям. В систему регулирования избирательных правоотношений входят также нормы административного, трудового, жилищного, уголовного права и др. Кроме того, не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые такими неправовыми нормами, как корпоративные нормы общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставы политических партий), обычаи и традиции, нормы политической морали, этики и др.
Под избирательной системой в узком смысле слова понимают закрепленный в законе способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Составными частями избирательной системы являются:
а) избирательный процесс (все его этапы);
б) субъективное избирательное право граждан (активное и пассивное);
в) органы, ответственные за организацию и проведение выборов;
г) иные участники (субъекты) избирательного процесса (избиратели, кандидаты, политические партии, иные общественные объединения);
д) отношения, возникающие между субъектами, участвующими в избирательном процессе (их деятельность);
е) способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов.
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Мажоритарная избирательная система, как это было видно выше из представленных данных, благоприятна для крупных партий.
Пропорциональная система по общему правилу благоприятствует мелким партиям. Связано это с тем, что места распределяются не по большинству (победитель получает все), а в пропорции к собранным голосам. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что зачастую создает проблемы при формировании правительства и в ходе его деятельности. При пропорциональной системе, когда избиратель голосует не за определенного кандидата, а только за список партий, также выигрывают более известные и влиятельные партии, которым отдают голоса большинство избирателей. Но и голоса, отданные за мелкие партии, как правило, не пропадают. Таким образом, пропорциональная избирательная система более точно выражает интересы различных социальных слоев в Парламенте. Она дает возможность быть представленными самым различным партиям и, следовательно, социальным группам.
Наряду с этим пропорциональная система имеет и недостатки. Она может создать большую партийную раздробленность в Парламенте. Там будет представлено множество партий, в том числе и таких, которые не имеют поддержки значительного числа избирателей. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление в Парламенте коалиций партий, политические программы которых чаще всего страдают неопределенностью, поскольку создаются на основании компромиссов партий с различными целевыми установками. Правительство чаще всего может быть создано только как коалиционное, непрочное из-за возникающих между партиями разногласий. Поскольку такие компромиссы непрочны, то и действия правительств отличаются непоследовательностью и противоречивостью. По малозначительным причинам такие коалиции распадаются, правительство уходит в отставку, что вызывает необходимость проведения новых выборов в Парламент (если не удастся создать другую парламентскую коалицию). Это позволило известному политическому деятелю Франции Мишелю Рокару сформулировать следующую оценку избирательных систем: «Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная – слишком опасна» [27, с.269] .
Классическим примером образования нестабильных правительств при проведении выборов по пропорциональной системе является Италия в период с 1947 по 1993 г. Места в нижней палате Парламента – палате депутатов распределялись между партиями строго пропорционально поданному за них количеству голосов. Заградительный пункт для политических партий отсутствовал. Применение норм избирательного законодательства, требовавшего справедливого представительства в Парламенте не только всех крупных, но даже мельчайших политических группировок, получавших иногда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие нормативно – правовые акты.
Принципы избирательного права – это основополагающие нормы, по которым проводится правовое регулирование всех стадий избирательных правоотношений – от правотворческого процесса (избирательное законодательство обязано строится на таких принципах) до практического применения и реализации данных норм.
Основными принципами участия граждан в выборах признаются следующие правовые положения:
1) свободные выборы;
2) всеобщие выборы;
3) равные выборы;
4) прямые или косвенные выборы;
5) тайное голосование.
Избирательная система – это система упорядоченных общественных отношений, составляющих порядок выборов представительных органов власти. Эта система в основном регулируется нормами конституционного права и ее подотрасли – избирательного права, но не сводится только к конституционным правоотношениям. В систему регулирования избирательных правоотношений входят также нормы административного, трудового, жилищного, уголовного права и др. Кроме того, не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые такими неправовыми нормами, как корпоративные нормы общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставы политических партий), обычаи и традиции, нормы политической морали, этики и др.
Под избирательной системой в узком смысле слова понимают закрепленный в законе способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Составными частями избирательной системы являются:
а) избирательный процесс (все его этапы);
б) субъективное избирательное право граждан (активное и пассивное);
в) органы, ответственные за организацию и проведение выборов;
г) иные участники (субъекты) избирательного процесса (избиратели, кандидаты, политические партии, иные общественные объединения);
д) отношения, возникающие между субъектами, участвующими в избирательном процессе (их деятельность);
1. Примо, Ж. Н. Институты и власть в Болгарии / Ж.Н. Примо – М.: Прогресс, 1987. – 118с.
2. Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций "Прав человека" (Принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай – М.: Век, 1997 – 425 с.
4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич – Мн.: Норма, 2003 – 630 с.
5. Чудаков, М.Ф. Конституционное ( государственное) право зарубежных стран. Учебное пособие / М.Ф. Чудаков – Мн.: Новое знание, 2001.-576с.
6. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. – М., 2000. – 380 с.
7. Алебастрова, И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова – М., 2000 – 432 с.
8. Якушев, А.В. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций / А.В. Якушев – М., 2001. – 120 с.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1-2. / отв. редактор Б.А. Страшун. – М., 1996. – 80 с.
10. Избирательный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 N 370-З (ред. от 04.06.2015) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Альфер, С.А. Избирательное право Республики Беларусь: пособие для студентов вузов / С.А.Альфер. — Минск: Тесей, 2008. — 320 с.
13. О политических партиях : Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 N 3266-XII (ред. от 04.06.2015) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. О средствах массовой информации : Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З (ред. от 20.12.2014, с изм. от 11.05.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З (ред. от 20.04.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З (ред. от 15.07.2015) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 N 238-З (ред. от 05.01.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 19.07.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 N 194-З (ред. от 19.07.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (ред. от 19.07.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1-2. / отв. редактор Б.А. Страшун. – М., 1996.
22. Денисов, А.И., Кириченко Н.Г. Основы советского государства и права / А.И. Денисов. – М., 1989.
23. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.Е. Чиркин – М., 2002 – 360 с.
24. Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Арановский – М., 2000. – 291 с.
25. Михалева, Н.А. Конституционное право зарубежных стран и СНГ: Учеб. пособие / Н.А. Михалева – М., 1998. – 110 с.
26. Ковлер, А.И. Избирательные технологии: российской и зарубежный опыт / А.И. Ковлер – М.: ИГП РАН, 1995. – 360 с. – 80 с.
27. Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред.В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. – 290 с.
28. Избирательный процесс в Беларуси: этапы развития и основные принципы» / Ипатов В.Д., Пестунов А.Н. // Pravo. by [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.