Введение
1 Общая характеристика наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
1.1 История развития системы наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы в Республике Беларусь
1.2 Понятие и виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного в
Уголовном кодексе Республики Беларусь
2 Характеристика наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
2.1 Общественные работы
2.2 Штраф
2.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.4 Исправительные работы
2.5 Ограничение по военной службе
3 Зарубежный опыт правового регулирования наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важную роль в решении практических проблем реформирования общества играет уголовное право, которое регулирует ответственность за наиболее опасные посягательства на интересы личности, общества и государства. Наука уголовного права также активно развивает концепцию широкого применения наказаний, не связанных с элементами изоляции осужденных, а также сокращение преступлений, в отношении которых предусматривается наказание в виде тюремного заключения.
Объективная необходимость всестороннего расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, вызвала в жизни международную реформу системы наказаний. Он основан на ряде международно-правовых документов, в частности Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также других международных документов по правам человека, которые требуют гуманизации системы уголовных наказаний.
В Соединенных Штатах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям и освобождению заключенных после отбывания лишь небольшой части первоначального предложения. Это потребовало использования видов наказаний, альтернативных тюремному заключению, с тем чтобы уменьшить бремя тюрем и обеспечить отбывание наказания для всех лиц, совершивших преступление.
Реальный смысл реализации принципа гуманизма в уголовной политике, который в настоящее время осуществляется в Республике Беларусь, означает не только уменьшение уголовной ответственности, но и создание дифференцированной и гибкой системы уголовных санкций, которая позволяет государство, чтобы сохранить карательные средства.
Многолетние дискуссии по совершенствованию системы уголовных санкций обычно сводятся к предложениям о необходимости значительно сократить использование лишения свободы. Против этого сегодня никто не возражает. Вопрос заключается только в том, как и какие другие наказания и меры уголовной ответственности могут быть достигнуты путем поддержания необходимого уровня контроля над преступностью и обеспечения надлежащей безопасности граждан, общества и государства от криминальных нападений.
Одним из приоритетов сегодня является совершенствование внутренней уголовной системы, которая должна привести к еще большему распространению применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с системой наказания в уголовном праве Республики Беларусь.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения различных видов уголовных наказаний и реализации цели наказания.
1 Общая характеристика наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
1.1 История развития системы наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы в Республике Беларусь
Прежде чем приступать к рассмотрению и характеристике наказаний, не связанных с ограничением и тюремным заключением в настоящее время в Республике Беларусь, необходимо обратить внимание на формирование и развитие института наказания.
Таким образом, в раннюю феодальную эпоху в древнерусском государстве преобладали виды собственности на наказание в виде денежных штрафов, называемых вирой и продажей, а также за особо важные преступления против собственности и личности представителей правящего класса, наказание было применяемый в виде потока и грабежа, Псковское решение о смертной казни.
В эпоху Московского княжества цели уголовного наказания, его отдельные типы и система в целом были концептуально преобразованы. Теперь наказание направлено на возмездие и сдерживание максимального числа как реальных, так и потенциальных правонарушителей, для которых смертная казнь, телесные казни становятся важными сегментами, а движение имущественных санкций на вторичные должности.
В Своде законов 1550 года законодатель включил во внутреннюю систему лишение свободы, которое изначально занимало в нем по объективным причинам, очень нерепрезентативное место. В то же время ссылка появляется систематически. Очень специфические виды наказаний имеют ярко выраженный феодальный характер. Вот почему, по сравнению с Русской Истиной, которая установила, как правило, абсолютно определенные санкции, в Законах 1497 и 1550 годов «Соборное уложение» 1649 года, законодатель предусмотрел уже абсолютно бессрочные санкции, создав предпосылки для судебного субъективизма. В то же время альтернативные санкции были сформулированы в Кодексе Совета [1, с. 367].
Внутренний законодатель постоянно ищет наиболее оптимальные и эффективные виды, регулярно внося изменения и дополнения в пенитенциарную систему, из-за чего нет общих концептуальных тенденций.
В начале восемнадцатого века происходило формирование абсолютной монархии и возникновение буржуазных отношений, что требовало максимального усиления карательной политики государства за счет все более широкого применения смертной казни и телесных наказаний , В тот же период был установлен в пенитенциарной системе. В петровскую эпоху доминировали крайне жестокие формы и методы борьбы с преступностью. Если царствование Анны Иоанновны ознаменовалось расширением применения смертной казни, телесных наказаний, изгнаний, то во время правления Елизаветы Петровны стали проявляться тенденция к сокращению их использования.
2 Характеристика наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
2.1 Общественные работы
Суть наказания в виде общественных работ - это выполнение определенного количества часов бесплатного труда, установленного приговором в пользу общества, тип которого определяется органами, ответственными за применение общественных работ. Этот тип наказания может использоваться не только как базовый, но и дополнительный штраф в виде штрафа или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с частью 3 статьи 50 Уголовного кодекса общественные работы могут быть назначены также в случае невозможности взимания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты.
Общественные работы устанавливаются для взрослых, осужденных на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов, и не обслуживаются более четырех часов в день, а для несовершеннолетних, достигших даты вынесения приговора шестнадцатилетним детям, на период от тридцати до ста восьмидесяти часов [6, с. 191].
Согласно статье 49 Уголовного кодекса общественные работы не могут быть назначены: лицам, не достигшим шестнадцати лет; женщины старше пятидесяти пяти лет и мужчины старше шестидесяти лет; беременные женщины; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидам I и II группы; военнослужащие; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь; Лица с активным туберкулезом.
Условия исполнения и отбывания наказания в форме общественных работ определяются статьями 23-28 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК).
Приговор в виде общественных работ рассчитан в часах, в течение которых осужденный служил общественным работам.
Получив экземпляр приговора, вступившего в законную силу, от суда, уголовная исполнительная инспекция ставит осужденного на учет, разъясняет ему порядок и условия отбывания наказания, определяет тип общественных работ, координирует с местным исполнительные и распорядительные органы список объектов, на которых осужденные служат общественным работам, контролирует их поведение, ведет учет отработанных часов и контролирует своевременность перевода средств в соответствующие бюджеты на исполнение осужденным.
В свою очередь, осужденные должны работать на назначенных для них местах и разрабатывать период общественных работ, установленных судом, соблюдать правила внутреннего трудового законодательства организаций, в которых они отбывают наказание, добросовестно рассматривать работу, информировать уголовную исполнительную инспекцию об изменении места жительства. [7, с. 74].
3 Зарубежный опыт правового регулирования наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы
В международно-правовых документах содержится ряд основополагающих норм - принципов, касающихся регулирования гарантий соблюдения прав человека при назначении и исполнении наказания в национальном законодательстве государств.
VIII Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности (Гавана, 1990 год) уделил особое внимание поиску альтернатив изоляции заключенных от общества. Большинство стандартов сосредоточено в Минимальных стандартных правилах ООН для мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, принятые 14 декабря 1990 года резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН). В «Токийских правилах» содержится набор основных принципов поощрения использования минимальных мер, не связанных с лишением свободы, а также гарантий для лиц, против которых они применяются.
Таким образом, согласно статье 2.3 Токийских правил, «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий спектр мер, не связанных с лишением свободы, от досудебных и досудебных мер». В соответствии со статьей 2.4 «следует поощрять и внимательно следить за развитием новых мер, не связанных с тюремным заключением, а также систематически оценивать на практике».
В процессе применения этих стандартов государства-члены ООН руководствуются следующими принципами: обеспечение активного участия общественности на всех этапах осуществления этих мер; создание надлежащего баланса между правами преступников, их жертвами, интересами общественной безопасности и предотвращением преступности; использование стандартов с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; наличие широкого спектра таких мер для гибкого их осуществления на основе характера и тяжести преступления, личности и интересов общества.
Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением: устные санкции: наблюдение, порицание, предупреждение; условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания; условное наказание или наказание с отсрочкой; указ о выполнении общественно полезных работ и т. д. [21].
В законодательстве зарубежных стран нет общего определения наказания, устанавливается только уголовная система.
Согласно немецкому законодательству существуют два основных вида наказания: тюремное заключение и штраф. (§38,39 и § 40-43 Уголовного кодекса). Места в Германии установлены в дневных ставках. Минимальное количество ежедневных штрафных ставок - пять полных суточных ставок, а максимальный - триста шестьдесят полных суточных ставок. Размер дневной ставки суда определяет ее с учетом личного и материального положения лица.
Заключение
Во всем мире политика государств в области уголовного наказания, как правило, способствует альтернативам тюремному заключению. Все сообщество экспертов в области уголовного правосудия по ряду причин вновь выступало против наказания за тюремное заключение. В дополнение к гуманитарным соображениям, которые были высказаны в течение многих лет, чисто прагматические аргументы приводятся с точки зрения расходов на тюремное заключение и его последствий, которые в ряде стран вынуждают законодателей предпринимать шаги по сокращению числа приговоров к немедленному лишению свободы свобода. По сравнению с альтернативным лишением свободы, лишение свободы в процентах уже стало почти равным.
Необходимы новые подходы к исполнению приговоров, в которых основными приоритетами должны быть гуманизация исполнения приговоров, социальная реабилитация осужденных, обеспечение условий содержания осужденных, которые не унижают достоинство человека, укрепление гарантий для обеспечения прав и законных интересов осужденных, участия гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы и прозрачности исправительных учреждений.
В сложившейся ситуации необходимо координировать работу местных исполнительных органов и органов местного самоуправления, судов, уголовных исполнительных инспекций и организаций, в которых наказание осуществляется непосредственно, при исполнении наказаний, кроме тюремного заключения; осуществлять работу по внедрению альтернатив тюремному заключению под руководством системы правосудия и с участием общественности, учреждений социального обеспечения и других правительственных и неправительственных организаций.
В Республике Беларусь, когда лицо осуждено с применением наказания, суд имеет возможность использовать различные наказания в терминах серьезности, что способствует эффективности осуществления целей уголовной ответственности. Эта система наказаний дает возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбирать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности преступника и других обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Существование различных наказаний позволяет применять более строгие преступники, совершившие серьезные преступления, и ограничиться применением более мягких наказаний лицам, осужденным за преступления, представляющие небольшую общественную опасность.
Следует отметить позитивную тенденцию наложения наказаний в Республике Беларусь, не связанных с изоляцией осужденного. Согласно статистическим данным, суды общей юрисдикции на 2015 год были приговорены, не связанные с лишением свободы и ограничением свободы, составили 29,4 процента, в 2016 году - 29,3 процента, за первую половину 2017 года - 31 процент.
1 Дворецкий, М. Ю. Система уголовных наказаний: история развития, сущность, цели, применение и эффективность: монография / М.Ю. Дворецкий, В. Ю Стромов, - Тамбов, 2007. – 513 с.
2 Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 28 апреля 2015 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. – 304 с.
3 Научно- практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. - Минск: ГУИСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
4 Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; Под ред. В.М. Хомича. - Мн.: Тесей, 2002. - 496 с.
5 Лядов, Э. Особенности применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, к несовершеннолетним / Лядов Э.В. // Евразийский юридический журнал. – 2015.-№1. – С. 163-166.
6 Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций. - Мн.: Тесей, 2000. – 288 с.
7 Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие /А.В.Шарков.-Мн.: Тесей,2002. - 176 с.
8 Шидловский, А.В. Проблемы эффективности наказания в современном уголовном праве Беларуси /А.В. Шидловский //Права человека и правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь: сб. науч. ст. / сост.: Л.Л. Зайцева, И.В. Кучвальская; науч. ред. Л.Л. Зайцева. – Минск: Тесей, 2003. – С. 53 – 72.
9 Краткие статистические данные о деятельности общих судов за 2015 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.by/justice_RB/statistics/archiv/c5368c9e81ab56d0.html
10 Краткие статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.by/justice_RB/statistics/archiv/b626dd43c68be55d.html
11 Статистические данные о деятельности судов за 1-е полугодие 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.by/justice_RB/statistics/
12 Гуров, С.В. О практике назначения судами уголовного наказания в виде штрафа, а также рассмотрения уголовных дел об уклонении от уплаты штрафа/ С. В. Гуров // Судовы Веснік - 2013. - № 1. – С. 54-56.
13 Архив суда Ленинского района г. Минск за 2001 г. – Дело № 1/765.
14 Хомич В. // Судовы веснiк. - 2001. - № 4. - С. 53-55.
15 В Октябрьском районе осужден председатель сельсовета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/society/445791.html
16 В Витебской области нарколог лишился двух автомобилей за пьяное вождение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://auto.tut.by/news/offtop/441030.html
17 Все трое фигурантов по делу «Экомедсервиса» обжалуют приговор суда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/society/386057.html
18 Заседание коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по результатам анализа причин и условий, способствующих уклонению осужденных от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokuratura.gov.by/ru/main.aspx?guid=22744#doc
19 Хомич, В. М. Формы реализации уголовной ответственности [Текст] / В. М. Хомич //Белорусский государственный университет. - Минск : БГУ. - 1998. – С.59.
20 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. – 224 с.
21 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила]. Приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml.
22 Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран. – М.: Проспект, 2009. - 336с.
23 Уголовное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.distanz.ru/videoLecture/3186/
24 Международная конференция «Не смертная казнь. Потому что мы люди» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/society/423824.html