ВВЕДЕНИЕ
Купля-продажа относится к числу традиционных институтов гражданского права. Однако среди иных традиционных институтов гражданского права купля-продажа относится к числу наиболее ранних институтов состоявшемуся как правовое явление и договорная форма в рамках римского гражданского права (emptio et venditio).
В историческом плане купля-продажа представляет собой одну из наиболее измененных договорных форм при всем том, что ее суть остается прежней: одна сторона передает вещь, а другая уплачивает за эту вещь определенную сумму денег.
С развитием общества и новых технологий появляются более новые виды и формы торговли. К ним и относится Интернет-торговля, тема которой будет рассмотрена в данной курсовой работе.
Сеть Интернет, служившая когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все более популярной в деловом мире.
Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь – Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.
В Республике Беларусь интернет находится на стадии развития. В нашей стране на настоящий момент существует небольшое количество Интернет-порталов. Представительства крупных компаний в сети выполняют только имиджевую функцию. Однако все же, число интернет-магазинов с каждым днем растет, а это значит, что онлайн торговля развивается. Однако полноценное развитие этой области – это не только создание магазинов, это комплексный процесс, со своими законами и правилами.
Интернет – это технология будущего. И необходимо знать, как эффективно использовать эту технологию.
В связи с этим написание данной курсовой работы и изучение данной проблемы представляется не только интересным, но и крайне актуальным.
Объектом работы являются правовые отношения, связанные с осуществлением купли-продажи посредством сети Интернет.
Предметом исследования является электронная торговля в Беларуси.
Целью курсовой работы является исследование электронной торговли в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта и определение приоритетных направлений развития электронной торговли, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). [1, п. 1 ст. 424]
Договор купли-продажи консенсуальный, двусторонний, возмездный.
Купля-продажа выступает в качестве правовой формы обеспечивающей оборот на товарном рынке. Имущественный интерес многих субъектов гражданского права связан со сферой производства, обращения и потребления самых различных товаров, что делает договор купли-продажи одним из наиболее востребованных гражданско-правовых договоров. Многообразие товарного рынка и сферы товарного обращения не отменяют правовой сути купли-продажи (передача имущества – уплата денег), поэтому вполне логично то, что действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) различает разновидности купли-продажи, а не выделяет их, как ранее в самостоятельные договорные формы.
В § 1 гл. 30 ГК содержатся общие положения о купле-продаже. В параграфах 2 – 8 гл. 30 ГК содержатся правила об отдельных разновидностях купли-продажи.
Характер правового регулирования купли-продажи зависит от разновидности купли-продажи или предмета договора купли-продажи. Например, к купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные § 1 гл. 30 ГК применяются, если законодательством не установлены специальные правила их продажи. В Республике Беларусь существует специальное законодательство о ценных бумагах, основу которого первоначально составил Закон «О рынке ценных бумаг» [2]. Постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете министров Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/п утверждена Инструкция о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг [3].
Существует также специальное законодательство в сфере поставки товаров, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, розничной купли-продажи, поставки товаров для государственных нужд.
Продавец (передает вещь) и покупатель (принимает вещь и уплачивает за нее определенную сумму денег). Продавцом и покупателем могут быть граждане и юридические лица. В отдельных разновидностях купли-продажи их участие может быть ограничено. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем по общему правилу могут быть граждане, поскольку использование товара не связано с осуществлением покупателем предпринимательской деятельности. Напротив, продавцом в данном договоре может быть лишь лицо, осуществляющее предпринимательскую
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В настоящее время организовать электронную торговлю в Беларуси достаточно просто – по сути этот процесс сводится к выбору компании-разработчика вебсайтов, предлагающей профессиональные услуги по доступным ценам. Как правило, такие компании предлагают полный комплекс услуг – от создания до продвижения сайта, а также профессиональные решения, позволяющие Вам экономить средства за счёт самостоятельной поддержки сайта.
Кроме разработки и поддержки сайта, немаловажным является его продвижение в интернете. Продвижение в интернете включает оптимизацию для поисковых систем (SEO), осуществлением которой должны заниматься профессионалы, и собственно рекламу, созданием и размещением которой может заниматься менеджер Вашей компании или компания, профессионально занимающаяся продвижением в интернете. [6, с.87]
Процесс развития электронной торговли во всём мире идёт огромными темпами и можно сказать, что он необратим. Республика Беларусь постепенно перестаёт быть аутсайдером в этом процессе.
Миф о том, что законы нужно соблюдать везде, кроме сети Интернет, изначально был развеян на Западе, где уже давно появились юридические фирмы, специализирующиеся на оказании услуг непосредственно в области электронной коммерции. Даже крупные международные юридические фирмы стали перед необходимостью создания отделов, занимающихся данной проблематикой.
Рост электронной коммерции в Беларуси поставил перед компаниями, принимающими решения о частичном или полном переводе бизнеса в Интернет, ряд юридических вопросов, решение которых далеко не всегда очевидно. Не вызывает никаких сомнений, что электронная коммерция, как и любой другой бизнес, нуждается в серьезной юридической поддержке.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16 июня 2003 г. № 4-14 «О Рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах – членах Евразийского экономического сообщества (с учетом положений моделей законодательного регулирования, рекомендуемых ООН и Европарламентом)» определяет электронную торговлю как сделку или совокупность электронных сделок, совершаемых с помощью средств связи и информационных технологий, без составления и собственноручного удостоверения бумажных аналогов электронных контрактов. Такими сделками могут быть купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К концу прошлого столетия достаточно ясно определились некоторые характеристики, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики ХХI века. В настоящее время новые возможности информационных взаимодействий стали базой для реальных социальных инноваций. Появление новейших технологий, формирование глобальной информационных сетей и систем открывают не только технические, но и новые экономические возможности. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.
Развитие технологий не могло не сказаться на развитии новых видов и форм торговли, поскольку продавцы всегда находятся в поиске лучших и наиболее выгодных форм осуществления своей деятельности. Основным содержанием электронной купли-продажи является совершение сделок в информационных системах и сетях.
Республика Беларусь, как и другие развитые страны, всемерно развивает электронную торговлю как одно из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий и выхода на новые рынки товаров и услуг. Вопросы развития информационных технологий и телекоммуникаций в Беларуси включены в систему важнейших хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики».
Связь и информатизация становятся в республике одними из динамично и успешно развиваемых сфер деятельности. По данным Всемирного Банка белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. Можно полагать, что определенный вклад в формирование и развитие информационной инфраструктуры белорусской экономики вносят и конференции, и семинары, посвященные электронной торговле и электронному бизнесу в целом.
Использование в торговле новейших информационных технологий, прежде всего, Интернета, становится в настоящее время главным фактором, обеспечивающим существенное сокращение расходов на проведение торговых операций. Функционирование национального рынка товаров и услуг, его интеграция в мировую экономическую систему сегодня невозможны без развития электронной торговли, понимаемой в широком смысле как использование электронного документооборота на всех этапах проведения торговых операций, включая заказ товара, проведение платежей и доставку.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 2/2412.
2. О рынке ценных бумаг: Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – 2/2284.
3. Инструкция о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 2/2353.
5. Качество продукции: Эконом. словарь / Под ред,. Т.Н. Калиновской. – М.: Экономика, 1990. – 356 с.
6. Брагин, Л. А. Организация розничной торговли в сети Интернет: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям "Торговое дело" (бакалавриат), "Экономика" (бакалавриат), "Менеджмент" (бакалавриат) / Л. А. Брагин, Т. В. Панкина. - Москва: Форум: Инфра-М, 2014. – 119 с.
7. О Рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах – членах Евразийского экономического сообщества (с учетом положений моделей законодательного регулирования, рекомендуемых ООН и Европарламентом): постановление Межпарламент. Ассамбл. Евразийского экон. сообщества, 16 июня 2003 г., № 4-14 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
8. О модельном законе «Об электронной торговле»: постановление Межпарламент. Ассамбл. государств – участников СНГ, 25 нояб. 2008 г., № 31-12 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
9. Соловяненко, Н. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика) / Н. Соловяненко // Хозяйство и право. – 2003. – № 1. – С. 27-37.
10. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 2/2126.
11. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-3 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
12. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
13. Об использовании глобальной компьютерной сети Интернет для продажи товаров: Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 18.07.2012 №07-09/444к // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
14. Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 5/39919.
15. О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – №36-3, 2/2034.
16. О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий: Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №6, 1/16046.
17. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З / с изм. и доп. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №285-3, 2/2283.
18. О внесении дополнений и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2012 г. № 291 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 5/35493.
19. Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №801/19, 5/41083.
20. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З / с изм. и доп. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №242-3, 2/2240.
21. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 44 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №18, 8/30122.
22. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №46, 1/14787.
23. О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 644 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №1281, 5/39962.
24. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З / с изм. и доп. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №305-3, 2/2303.
25. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – №143, 1/11477.
26. Овсейко, С. В. Электронная торговля: финансовые и правовые аспекты / С. В. Овсейко. – Минск: Амалфея, 2009. – 295 с.