Задачами уголовного процесса, в частности, являются защита личности, её прав и свобод путём полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона. Вместе с тем, со стороны подозреваемых, обвиняемых, иных лиц в отношении тех участников уголовного процесса, которые изобличают их в преступлениях, а так же их близких, членов их семей, оказывается физическое и психологическое воздействие с целью недопущения дачи ими правдивых показаний, представления иных доказательств. Подобное положение дел, которое в наибольшей степени проявляется в связи с организованной преступностью, приводит к тому, что преступники уходят от ответственности и, чувствуя свою безнаказанность, продолжают совершать преступления. Посткриминальное воздействие препятствует осуществлению основных задач уголовного судопроизводства, и его нельзя игнорировать.
Тем самым, противодействие преступности, как таковой, невозможно, если потерпевшие, свидетели, другие участники уголовного процесса, лица, содействующие оперативно-розыскной деятельности, не защищены законом. В противном случае имеет место уклонение от уголовно-процессуальных обязанностей, неиспользование своих прав участниками уголовного процесса, не дающие возможность развёрнутого и обоснованного определения истины по уголовному делу. Как следствие, снижаются результаты борьбы с преступностью и, особенно, с ее организованными формами. Этим обосновывается разработка и имплементация мер, направленных на обеспечение защиты участников уголовного судопроизводства, ограждение их от посткриминального воздействия, чем формируются надлежащие условия для отправления уголовного правосудия.
Предпринимаемые усилия в уголовно-процессуальной науке по исследованию мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц нашли своё завершённое выражение в трудах следующих учёных: Л.В. Брусницын, А.Ю. Епихин, Н.Ф. Карпиевич, М.В. Новикова.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ДРУГИХ ЛИЦ
Уголовный процесс нацелен на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, поэтому его ядром является процесс доказывания. Одним из ключевых видов доказательств выступают показания свидетеля, потерпевшего, заключения эксперта, пояснения специалиста. С целью заставить отказаться от участия в оперативно-розыскных мероприятиях, осуществления уголовно-процессуальных прав и обязанностей на данных, а так же иных лиц, может оказываться посткриминальное воздействие. Профессор Л.В. Брусницын формулирует понятие данного явления следующим образом: «Посткриминальное воздействие – … воздействие преступников и других лиц в отношении жертв, очевидцев преступлений и иных граждан, способных оказать содействие, содействующих или оказавших содействие уголовному правосудию» [4, c.6]. Запугивание означает любую прямую, не прямую или потенциальную угрозу, которая может создать помеху, связанную с дачей показаний.
При осуществлении подобного воздействия на потерпевших и свидетелей, оказывающих содействие уголовному судопроизводству, преследуются, в том числе, следующие цели: изменение или дача заведомо ложных показаний; отказ или уклонение от дачи показаний; изменение, утаивание, уничтожение предметов, которые могли бы служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных; месть за участие в уголовном судопроизводстве.
Следствием посткриминального воздействия является не только лжесвидетельство, но и уклонение граждан от участия в следственных действиях. По мнению Л.В. Брусницына, чем больше у потерпевших легитимных возможностей влиять на исход процесса, тем чаще они могут подвергаться воздействию с целью принудить использовать (либо не
Порядок реализации мер по обеспечению безопасности должен быть подчинён цели предотвращения противоправного воздействия на участников уголовного процесса и других лиц. Под применением мер безопасности в уголовно-процессуальной науке понимается деятельность, включающая два основных элемента (этапа):
- принятие решения об избрании и осуществлении конкретных мер безопасности, предполагающее определение круга лиц, осуществляющих посткриминальное воздействие;
- собственно осуществление (реализацию) этих мер.
В ч.1 ст.65 УПК указано, что орган, ведущий уголовный процесс, при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе, обязан принять предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности этих лиц и их имущества [27].
Анализируя нормы уголовно-процессуального законодательства, Л.В. Брусницын выделяет три момента, касательно применения мер по обеспечению безопасности:
- перечень субъектов, наделенных полномочиями по применению мер безопасности;
- распределение полномочий между этими субъектами;
- формы их взаимодействия при применении мер безопасности.
В связи с этим необходимо отметить, что в ст.6 УПК под органом, ведущим уголовный процесс, понимает органы уголовного преследования и суд. В свою очередь, органы уголовного преследования – это орган дознания, следователь, прокурор. Следует учитывать, что органы, осуществляющие
В состав процессуальных мер безопасности ч.1 ст.66 УПК включает:
- неразглашение сведений о личности;
- освобождение от явки в судебное заседание;
- закрытое судебное заседание.
Одной из процессуальных мер безопасности является неразглашение сведений о личности, которое, руководствуясь ст.67 УПК, заключается в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменении сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными.
Сведения о защищаемом лице размещаются в конверте при уголовном деле. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного следствия или органом дознания прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием. Они хранятся по правилам секретного делопроизводства, исключающим доступ к конверту с данными о защищаемом лице всех, кроме судьи, органов, в производстве которых находится уголовное дело [7].
Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания [5].
При этом, условия сохранения конфиденциальности сведений не должны вступать в противоречие с принципами непосредственности и устности
В категорию иных мер безопасности, согласно ч.2 ст.66 УПК, входят:
- использование технических средств контроля;
- прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- изменение паспортных данных и замена документов;
- запрет на выдачу сведений.
В соответствии со ст.69 УПК, при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров.
Следует отметить, если другие меры безопасности могут применяться при обосновании с определенной степенью вероятности, то технические средства контроля и прослушивание переговоров используются при наличии явной угрозы. Они являются одним из способов получения доказательств об оказании противоправного воздействия на потерпевшего или свидетеля, других участников путём проведения прослушивания телефонных и иных переговоров, что регулируется нормами об оперативно-розыскной деятельности.
В ст.30 Закона №370-З установлено, что слуховой контроль представляет собой получение и фиксацию акустических сигналов с помощью технических средств. Контроль в сетях электросвязи представляет собой получение, преобразование и фиксацию с помощью технических средств данных и сообщений, принимаемых, передаваемых, обрабатываемых, хранящихся в сетях электросвязи, прерывание соединений в сетях электросвязи с одновременным установлением абонентских номеров и (или) уникальных кодов идентификации абонентов (пользователей услуг электросвязи) и (или) их местонахождения [21; 25].
Предыдущее рассмотрение мер по обеспечению безопасности участников процесса и других лиц показывает, что оно нацелено на нейтрализацию противодействия установлению истины во всех стадиях уголовного процесса. Данные меры выступают в качестве неотъемлемого компонента механизма правовой охраны прав участников уголовного процесса. Их набор и продолжительность должен быть оптимальным для создания условий по беспрепятственному осуществлению правосудия, защите жизни, здоровья, имущества участников уголовного процесса и других лиц.
Для потерпевшего, зафиксированная в ст.2 Конституции, норма о том, что права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью общества и государства, обеспечиваемые мерами безопасности, означает возможность быть полноценным участником процесса, отстоять свои конституционные права [10; 17]. Соблюдением данных условий, назначением системы институтов и механизмов мер по обеспечению безопасности по исключению последствий использования своих прав, и определяется содержание оснований их отмены. У защищаемых лиц имеются особый правовой статус, в силу которого они имеют право:
- требовать обеспечения своей личной безопасности, и безопасности близких и иных лиц, посредством воздействия на которых может быть оказано давление на них;
- знать о грозящей ему и его близким опасности, знать об осуществлении в их отношении мер безопасности;
- обращаться с просьбой о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом либо об отмене осуществляемых мер;
- обжаловать в вышестоящий орган, прокуратуру или суд в порядке, установленном действующим законодательством, решения и действия органа, обеспечивающего их безопасность.
Защищаемые лица обязаны:
Предпринятое исследование позволяет сделать следующие выводы, касательно такой области правоотношений как обеспечение безопасности участников уголовного процесса и других лиц:
1. Посткриминальное воздействие на участников уголовного процесса и других лиц подрывает способность правоохранительных органов привлекать к ответственности преступников. Если государством на гражданина возлагаются уголовно-процессуальные обязанности, выполнение которых сопряжено с угрозой причинения ему вреда, государство обязано обеспечить безопасность гражданина. Жизнь, здоровье, имущество лиц, способных оказать содействие правосудию, осуществляющие или осуществившие такое содействие, родственники этих лиц, а также иные близкие им лица подлежат особым мерам охраны со стороны государства. Меры по обеспечению безопасности являются обязательным элементом создания необходимых условий для борьбы с преступностью и усиления защиты прав участников уголовного процесса.
2. Основаниями применения мер безопасности выступают: угроза убийства защищаемого лица; насилия над ним; уничтожения или повреждения его имущества, другие противоправные действия. Основания предполагают соблюдение оценочных условий, выработанных практикой. В поводы применения мер безопасности входят: заявление гражданина; наличие сведений, свидетельствующих об угрозе жизни, здоровью и сохранности имущества. По общему правилу, должно обеспечиваться предупреждение противоправного воздействия на лиц, содействующих правосудию, и, в качестве исключения, пресечение такого воздействия.
3. Процессуальные меры безопасности характерны для судебных стадий уголовного процесса, они так или иначе сопряжены с ущемлением права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту. При использовании процессуальных мер безопасности должен быть соблюдён баланс между формальными уголовно-процессуальными правами лиц, в отношении которых ведётся уголовный процесс, и объективной возможностью использовать свои уголовно-процессуальные права другими участниками уголовного процесса путём снижения вероятности посткриминального воздействия на них со