ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Предпринимательство как социально-экономический институт в целом и предприниматели как социальный слой в частности - сравнительно молодое явление на белорусском экономическом пространстве.
С начала 90-х годов прошлого столетия в Республике Беларусь активно развивается предпринимательство. В настоящее время предпринимательство занимает значительное место в экономике страны, а в ряде отраслей, таких как торговля, сфера услуг, автомобильные перевозки и другие, практически полностью вытеснило государственный сектор.
Как известно, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Основными признаками предпринимательской деятельности являются: самостоятельность деятельности граждан, зарегистрированных в установленном порядке; направление деятельности на получение прибыли или личного дохода; имущественная ответственность.
Законодательство немалого числа государств содержит запреты на осуществление тех или иных видов деятельности. С учетом особенностей правовых систем государств, правовых традиций и множества иных факторов такие запреты могут быть обширными или ограниченными, точечными, могут влечь различные виды ответственности – от самых мягких до жестких, присущих уголовному наказанию. Различные варианты такой ответственности применяются в Республике Беларусь.
В последнее время их арсенал пополнился. За запрещенную предпринимательскую деятельность в законодательстве наряду с мерами административной ответственности предусмотрено применение мер уголовной ответственности.
Исходя из этого цель настоящей работы - анализ содержания незаконной предпринимательской деятельности и перспектив совершенствования уголовной ответственности и административной ответственности за ее осуществление.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Право на занятие предпринимательством является конституционным правом граждан. Статьей 13 Конституции Республики Беларусь установлено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [1, ст. 13].
Субъективное право осуществлять предпринимательскую деятельность возникает у гражданина на основе предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК) возможности заниматься такой деятельностью и юридического факта – государственной регистрации. ГК допускает равную для всех граждан правоспособность, что изначально позволяет каждому быть равноправным участником хозяйственных, предпринимательских отношений.
Правовые основы, закрепляющие формы осуществления предпринимательской деятельности, определяются формами собственности, реализуемыми в предпринимательстве, и правовым статусом лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность [2].
Легальное определение предпринимательства закреплено в ст. 1 ГК, а именно: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления» [3].
Согласно ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно
ст. 30 НК работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения
Совокупность норм законодательства Республики Беларусь создает условия, которые гарантируют беспристрастное и объективное выполнение должностными лицами возложенных на них государством обязанностей. Криминализация незаконного участия в предпринимательской деятельности препятствует установлению каких-либо имущественных отношений между государственным служащим и конкретной коммерческой организацией, что может повлечь целый комплекс коррупционных последствий.
Объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности как коррупционного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов и порядка прохождения государственной службы должностными лицами [13].
Объективная сторона ст. 429 УК выражается в том, что должностное лицо, находящееся на государственной службе, учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией вопреки запрету, установленному законом.
Законом, устанавливающим такого рода запрет, является Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [14], в котором определено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 22). Также аналогичные ограничения находятся в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2016 № 165-З «О борьбе с коррупцией» [15].
Ограничение на участие в управлении коммерческими организациями распространяется на всех государственных служащих, за исключением представителей государства, назначенных для участия в управлении акционерными обществами и иными юридическими лицами, уставный фонд которых сформирован с участием государственных предприятий, объединений, организаций, приобретших в установленном порядке акции (доли).
Особенностью объективной стороны незаконного участия в предпринимательской деятельности является то, что для признания указанных
Рассмотрим случаи, когда за осуществление незаконной предпринимательской деятельности наступает административная ответственность.
Ст. 12.7 КоАП предусматривает ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в следующих случаях:
1) предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 12.7 КоАП);
2) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления (ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП);
3) осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7 КоАП);
4) занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 12.7 КоАП);
5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (ч. 4 ст. 12.7 КоАП);
6) действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления (ч. 5 ст. 12.7 КоАП) [11].
1. Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при наличии специального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию норм действующего законодательства и определены меры по противодействию незаконной предпринимательской деятельности.
1. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Институт предпринимательства регулируется гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства.
2. ГК установлен закрытый перечень видов деятельности, которые, несмотря на формальное соответствие критериям понятия «предпринимательская деятельность», не являются ею. Основным признаком предпринимательской деятельности в соответствии с законодательным определением является ее направленность на систематическое получение прибыли субъектом, который осуществляет такую деятельность. Квалификация деятельности как предпринимательской зависит не от количества и систематичности заключаемых сделок (договоров), а исключительно от целевой направленности на систематическое получение прибыли.
3. Считаем целесообразным посредством публикаций и выступлений в средствах массовой информации вести разъяснительную работу среди населения о порядке осуществления предпринимательской деятельности, о видах деятельности, на занятие которыми требуется получения специального разрешения (лицензии), об административной и уголовной ответственности в данной сфере. Также считаем, что уменьшению числа совершаемых правонарушений, предусмотренных статьей 12.7 КоАП, будет способствовать проведения «прямых телефонных линий» с представителями правоохранительных и налоговых органов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, с помощью которых граждане смогут получить ответы на интересующие вопросы.
4. Статья УК «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» раскрывает сложный системный характер взаимодействия всех признаков состава преступления. Объект преступления общий для всех составов должностных преступлений. Состав преступления – формальный. Альтернативными преступными действиями являются: 1) учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, или 2) его участие в
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
2. Сидорчук, В. К. Хозяйственное право [Электронный ресурс] : [по состоянию на 29.06.2012 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нобря 1998 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г., № 343-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 13 июня 2016 г., № 372-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г., № 305-З// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. О поставках товаров в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444: в ред. от 11 октября 2011 г., № 1357 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. О порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009, № 154 : в ред. от 18 августа 2014 г., № 799 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 января 2009 г., № 1 : в ред. от 21 февраля 2014 г., № 7 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
12. Кот, Д. В. Предпринимательская деятельность : способ обогащения или короткий путь за решетку [Электронный ресурс] : [по состоянию на 28.08.2013 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Войтова, Д. А. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК) [Электронный ресурс] : [по состоянию на 13.09.2011 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З : в ред. Закона Республики Беларусь 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. О борьбе с коррупцией правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Пресс-служба прокуратуры Сахалинской области // Сахалин. Инфо [Электронный ресурс]. - 1998 - 2016. - Режим доступа: http://www.sakhalin.info/prosecutor/list3/41505. - Дата доступа: 10.07.2016.
17. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 декабря 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. Лукашов, А.И. Признание недействительной государственной регистрации субъекта хозяйствования, осуществленной на основании заведомо ложных сведений [Электронный ресурс] / А.И.Лукашов // Вестн. Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. - 2012. - № 9. - С. 97 - 106; ИБ “КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск”. - Минск, 2016.
19. Сороговец, Д. В. Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность [Электронный ресурс] : [по состоянию на 18.06.2012 г.] / Д. В. Сороговец // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.