Актуальность. Рассматривая предпринимательство как социально-экономический институт в целом и предпринимателей как социальный слой в частности, следует отметить, что это сравнительно молодые явления на белорусском экономическом пространстве.
Начиная с 90-х годов двадцатого столетия в Республике Беларусь активно развивается предпринимательство. На данный момент предпринимательство занимает значительное место в экономике страны, а в ряде отраслей, таких как торговля, сфера услуг, автомобильные перевозки и другие, практически полностью заменило государственный сектор.
Как известно, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Исходя из определения предпринимательской деятельности основными признаками предпринимательской деятельности являются: самостоятельность деятельности граждан, зарегистрированных в установленном порядке; направление деятельности на получение прибыли или личного дохода; имущественная ответственность.
Законодательство большого числа государств содержит запреты на осуществление тех или иных видов деятельности. Учитывая особенности правовых систем государств, правовых традиций и множества других факторов данные запреты могут быть обширными или ограниченными, точечными, могут повлечь различные виды ответственности - от самых мягких до жестких, присущих уголовному наказанию. Все возможные вариации такой ответственности применяются в Республике Беларусь.
В последнее время их арсенал пополнился. За запрещенную предпринимательскую деятельность в законодательстве наряду с мерами административной ответственности предусмотрено применение мер уголовной ответственности.
Исходя из этого цель настоящей работы - анализ содержания незаконной предпринимательской деятельности и перспектив совершенствования уголовной ответственности и административной ответственности за ее
Право на занятие предпринимательством - конституционное право граждан. Статьей 13 Конституции Республики Беларусь установлено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [1, ст. 13].
Современные взгляды на предпринимательство и оценки его важнейших признаков отличаются разнообразием. Однако практически все существующие современные подходы сходны только в том, что предпринимательство являестся ключевым элементом хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных понятий в социально-экономической жизни.
Для выяснения значения и сущности предпринимательства необходимо рассмотреть исторические этапы формирования этого явления.
Предпринимательство является одним из видов человеческой деятельности. «Предпринять» - значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-либо.
В средние века предпринимателем являлся организатор парадов и музыкальных представлений; в 17 веке - лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек брал на себя всю полноту ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удавалось уложиться в согласованную сумму, то разницу он присваивал себе.
Ричард Кантильон (1680 - 1734) был первым теоретиком бизнеса, именно он ввел в научный оборот (1725 год) термин «предприниматель». Кантильон определял предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательство по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация.
Ж.Бодо (1795 год) определил предпринимателя как лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, которое планирует, контролирует, организует и владеет предприятием [2].
Жан-Батист Сэй (1803 год) определял предпринимателя как лицо, управляющее производством и распределением и координирующее их, в связи
Совокупность норм законодательства Республики Беларусь создает условия, которые гарантируют беспристрастное и объективное выполнение должностными лицами возложенных на них государством обязанностей. Криминализация незаконного участия в предпринимательской деятельности препятствует установлению каких-либо имущественных отношений между государственным служащим и конкретной коммерческой организацией, что может повлечь целый комплекс коррупционных последствий.
Объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности как коррупционного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов и порядка прохождения государственной службы должностными лицами [13].
Объективная сторона ст. 429 УК выражается в том, что должностное лицо, находящееся на государственной службе, учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией вопреки запрету, установленному законом.
Законом, устанавливающим такого рода запрет, является Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [14], в котором определено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 22). Также аналогичные ограничения находятся в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2016 № 165-З «О борьбе с коррупцией» [15].
Ограничение на участие в управлении коммерческими организациями распространяется на всех государственных служащих, за исключением представителей государства, назначенных для участия в управлении акционерными обществами и иными юридическими лицами, уставный фонд которых сформирован с участием государственных предприятий, объединений, организаций, приобретших в установленном порядке акции (доли).
Рассмотрим случаи, когда за осуществление незаконной предпринимательской деятельности наступает административная ответственность.
Ст. 12.7 КоАП предусматривает ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в следующих случаях:
1) предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 12.7 КоАП);
2) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления (ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП);
3) осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7 КоАП);
4) занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 12.7 КоАП);
5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (ч. 4 ст. 12.7 КоАП);
6) действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления (ч. 5 ст. 12.7 КоАП) [11].
Одной из задач законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в Республике Беларусь с соблюдением прав граждан, юридических лиц и интересов государства. Однако несовершенство законодательства вызывает трудности в применении статей, касающихся расследования преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому данные вопросы должны быть урегулированы на законодательном уровне, т.к. положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в юридическом материале.
Преступления, совершаемые в экономике, носят замаскированный, скрытый характер, что крайне затрудняет их раскрытие. Поэтому правильная и полная конструкция их криминалистической характеристики имеет определенное практическое значение, служит следователю ориентиром или своеобразной моделью, которая сопоставляется с имеющимися в его распоряжении исходными данными, что само по себе немаловажно для определения правильной методики расследования. Предпринимательство сегодня стало заметной частью белорусской экономики. Конструктивное сотрудничество всех ветвей власти, обеспеченное Конституцией Республики Беларусь и Президентом страны, создало благоприятные условия для развития экономики, а также предприятий всех форм собственности. Это касается как прав, так и обязанностей. Как и всякое явление в социально-экономической жизни общества, предпринимательская деятельность подвергается правовому регулированию со стороны государства. Такое регулирование определяет ее место в экономике, соотношение с другими элементами хозяйственной деятельности, придает предпринимательской деятельности легальный и упорядоченный характер. Осуществляемая легально предпринимательская деятельность подвергается правовой защите со стороны государства. Как следствие, обеспечиваются права и законные интересы физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, защищаются интересы общества и государства.
Статья «Незаконное участия в предпринимательской деятельности», раскрывает сложный системный характер взаимодействия всех признаков состава преступления. Особую сложность для практики представляет вопрос о формах и способах участия должностного лица в управлении организацией. В законодательстве говорится лишь о том, что участие в управлении может осуществляться лично либо через доверенных лиц, но не раскрывает содержания того, какие действия следует считать участием в управлении
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
2. Сидорчук, В. К. Хозяйственное право [Электронный ресурс] : [по состоянию на 29.06.2012 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нобря 1998 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г., № 343-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 13 июня 2016 г., № 372-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г., № 305-З// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. О поставках товаров в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444: в ред. от 11 октября 2011 г., № 1357 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. О порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009, № 154 : в ред. от 18 августа 2014 г., № 799 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 января 2009 г., № 1 : в ред. от 21 февраля 2014 г., № 7 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
12. Кот, Д. В. Предпринимательская деятельность : способ обогащения или короткий путь за решетку [Электронный ресурс] : [по состоянию на 28.08.2013 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Войтова, Д. А. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК) [Электронный ресурс] : [по состоянию на 13.09.2011 г.] / В. К. Сидорчук // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З : в ред. Закона Республики Беларусь 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. О борьбе с коррупцией правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Пресс-служба прокуратуры Сахалинской области // Сахалин. Инфо [Электронный ресурс]. - 1998 - 2016. - Режим доступа: http://www.sakhalin.info/prosecutor/list3/41505. - Дата доступа: 10.07.2016.
17. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 декабря 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г : в ред. Закона Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г., № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. Лукашов, А.И. Признание недействительной государственной регистрации субъекта хозяйствования, осуществленной на основании заведомо ложных сведений [Электронный ресурс] / А.И.Лукашов // Вестн. Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. - 2012. - № 9. - С. 97 - 106; ИБ “КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск”. - Минск, 2016.
19. Сороговец, Д. В. Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность [Электронный ресурс] : [по состоянию на 18.06.2012 г.] / Д. В. Сороговец // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.