ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Положение, нормативное закрепление права на жилище на международном и национальном уровне
1.1 Закрепление права граждан на жилище на международном уровне
1.2 Понятие и правовое регулирование предоставления жилых помещений в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК УЧЕТА ГРАЖДАН, нуждающихся в улучшении жилищных условий
2.1 Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
ГЛАВА 3 Реализация права на жилище в зависимости от места обеспечения
3.1 Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда
3.2 Предоставление жилых помещений социального пользования
3.3 Предоставление жилых помещений в общежитиях и специальных жилых помещений
3.4 Предоставление жилых помещений коммерческого использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Права и свободы человека относятся к основополагающим ценностям любого демократического государства современного мира, и принцип их верховенства нашел закрепление в основных законах многих государств. Конституция Республики Беларусь гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как отмечает Е.А. Лукашева, «соблюдение прав и свобод человека и гражданина означает в то же время следование принципам права, признание его верховенства» [1, c.97]. Однако закрепление прав человека нормативно без установления гарантий реализации этих прав сводит на нет возможность пользоваться принадлежащими индивиду от рождения или предоставленными государством возможностями того или иного поведения.
Потребность людей в достойном жилье является одной из главных социальных потребностей, ее удовлетворение является приоритетным направлением развития нашей страны и политики государства на современном этапе. На практике в этой сфере часто возникают ситуации, требующие четкого, грамотного правового разрешения.
Согласно ст.48 Конституции, граждане Республики Беларусь имеют право на жилище [2, ст.48]. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.
Важнейшей первостепенной задачей жилищного законодательства является обеспечение конституционных прав граждан при реализации ими своих жилищных прав, в частности, обеспечение правовых гарантий получения или приобретения жилых помещений теми из них, кто нуждается в улучшении жилых помещений.
Глава 1 Положение, нормативное закрепление права на жилище на международном и национальном уровне Республики Беларусь
1.1 Закрепление права граждан на жилище на международном уровне
Признание права каждого человека на жилище является огромным духовным достижением всего человечества.
Сегодня не подвергается сомнению истина, которая была недоступна для всеобщего понимания еще 100 лет назад: каждый человек, — вне зависимости от своей расы, дохода, возраста, пола и вероисповедания, — имеет равные с остальными права на минимальный уровень жизни, стартовые возможности и определенные пожизненные гарантии, которые включают в себя, в том числе, и право на жилище.
Признание права на жилище произошло лишь в середине прошлого века. В ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., впервые было закреплено: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включающий пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи.
Первоначальный смысл, заложенный в это понятие, включал скорее констатацию того факта, что каждый человек имеет право иметь крышу над головой, иметь свой кров и место для обитания.
Нормы о праве на жилище как составной части права каждого на достаточный жизненный уровень нашли позднее свое отражение также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. (п.1 ст.11). Невозможно недооценивать значения принятых норм: после принятия Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на достаточное жилище стало частью общепризнанных прав каждого человека [3].
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК УЧЕТА ГРАЖДАН, нуждающихся в улучшении жилищных условий
2.1 Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак [9, п.1]. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей [9, п.2].
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, отвечающие следующим требованиям:
- не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания. При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;
ГЛАВА 3 Реализация права на жилище в зависимости от места обеспечения
3.1 Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда
Жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением жилых помещений коммерческого использования) предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда:
- в жилых домах республиканского жилищного фонда – по совместному решению администрации государственного органа, другой государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся эти жилые помещения, и профсоюзного комитета, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии). О принятом решении сообщается в письменной форме в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда;
- в жилых домах коммунального жилищного фонда – по решению местного исполнительного и распорядительного органа, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, или по совместному решению администрации государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся эти жилые помещения, и профсоюзного комитета, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при ее наличии) [4, ст.102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить следующее.
Как указывалось выше, жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений. К регламентации жилищных отношений привлечены институты и нормы ряда отраслей права, в основном гражданского. Но прежде всего регулирование жилищных отношений базируется на положениях жилищного законодательства. Следовательно, Жилищный кодекс выступает наряду с вновь принятыми законами, регламентирующими жилищные отношения, в качестве составляющего правовую базу.
Жилищные отношения представляют собой отношения, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье - возникающие по поводу жилого помещения. В круг таковых входят отношения по поводу: обеспечения граждан жильем, пользования жилыми помещениями, управления жилищным фондом, использования и сохранности жилищного фонда [14, с.9].
Жилые помещение находятся в тесной связи с жилищными отношениями, право собственности является основанием для возникновения и осуществления жилищных отношений. Право пользования жилым помещением собственником этого помещения является одним из трех важнейших составляющих права собственности: владение, пользование и распоряжение.
В орбиту жилищных отношений вовлечены также отношения по поводу «ограниченного» распоряжения жилым помещением, в частности, в числе прав нанимателей жилых помещений содержится право на обмен занимаемого жилого помещения.
1 Сотникова, Л.В. Гарантии реализации права на жилище // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право», 2013. – т.13. – №3. – С.97-100.
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
3 Щербаков, Е. Международное признание права на жилище, 2012 - [электронный ресурс] – точка доступа: http://delcredere.ru/mezhdunarodnoe-priznanie-prava-na-zhilishhe-2/
4 Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 (в ред. от 10.01.2015 № 244-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
5 Водкина Т.П., Свинцов, В.Г. Правовая природа, сущность и содержание конституционного права граждан на жилище // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4(20). – С.3-8.
6 Указ Президента Республики Беларусь №136 от 11.04.2011 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
7 Указ Президента Республики Беларусь №563 от 16.12.2013 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (в ред. от 08.02.2016 №35) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
8 Захарова, Е.С. Жилищное право: Курс лекций. – Минск: ЗАО Веды, 2007. – 88 с.
9 «Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденное указом Президента Республики Беларусь №563 от 16.12.2013// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
10 Куксо, В. Защищены права граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий // Законность и правопорядок. – 2015. – №4(36). – С.9-10.
11 Жилищные условия. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016 - [электронный ресурс] – точка доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zhilischnye-usloviya
12 О применении судами законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 11 от 26.06.2014 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
13 Решетникова, Ю.В. Договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда / Ю.В. Решетникова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы ХXIV международной научно-практической конференции, Минск, 14 мая 2015 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др.; Минский ун-т управления. – Минск, 2015. – С.137-139.
14 Седугин, П.М. Жилищное право: Учебник для вузов. - М., 1998. – 186 с.