Введение
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Цель данной курсовой работы: формирование гуманистического мировоззрения, развитие чувства самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав и обязанностей, так и неотъемлемых прав и интересов других людей.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение важнейших литературных источников и нормативных источников;
- усвоение важности прав ребенка.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о под- растающем поколении проявляется в самых различных областях его дея- тельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов не- совершеннолетних должна быть главенствующей. В силу наличия у ребенка определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Республике Беларусь специальных правовых средств по защите ребенка. Под правовой защитой детей следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка как участника общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами белорусского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
– максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
– приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях;
1 Понятие статуса ребенка в неблагоприятных условиях
В соответствии с законом Республики Беларусь «О правах ребенка», под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. [1, ст.1]
Важнейшей политической, социально-экономической задачей Республики Беларусь является гарантия защиты государством и обществом детства, семьи и материнства. В кодексе «О браке и семье» в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка принятая ООН 20 ноября 1989г. определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее. [2]
Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Женевская декларация (а именно так стали называть Декларацию о правах ребенка 1924 года) стала исторической вехой, оказавшей большое влияние на дальнейшее становление прав детей. [3]
В Международном пакте экономических, социальных и культурных правах отмечено, что особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. [4, ст.10]
Во всенародном пакте о гражданских и экономических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей также имеются статьи посвященные защите всех детей. ООН, приняв Всеобщую декларацию прав человека и провозгласив в ней неотъемлемые права детей, не остановилась на этом. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». [5] В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней
2 Права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в опекунских семьях, отделом образования по месту жительства выдается единый билет, который является документом, дающим право на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возможность:
- бесплатного посещения культурно-массовых и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных организациях культуры, физической культуры и спорта;
- бесплатного посещения экспозиций и выставок, созданных на основе собственных музейных фондов, в музеях, которые полностью или частично финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
- бесплатного посещения государственных физкультурно-спортивных сооружений;
- бесплатного проезда независимо от места жительства на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, автомобильном и водном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), а проживающим в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.
Единый билет действителен на всей территории Республики Беларусь. [15]
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются гарантии на образование:
- зачисление вне конкурса на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на подготовительные отделения и курсы по подготовке к поступлению в государственные учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования;
- зачисление вне конкурса, (а при проведении вступительных испытаний - при получении положительных оценок) на обучение по конкретным учебным специальностям (профессиям) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
- бесплатное обучение в государственных учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, в государственных специализированных учебно-спортивных учреждениях. [7, ст.11]
3 Права детей – инвалидов и детей с особенностями психофизического развития
Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, обеспечение условий для получения образования на всех уровнях основного образования, а также дополнительного образования. [1, ст.31]
В Республике Беларусь для детей-инвалидов создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, то есть формируются интегрированные группы. Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, направляются в специальные дошкольные учреждения с согласия их законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производится на дому. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому. [19, ст.14]
Органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам, создавая для этого необходимые условия.
Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости – в специальных учебных заведениях.
Учебные занятия организуются также для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях.
Инвалиды, в случае положительной сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях, имеют преимущественное право на зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения. [19, ст.16]
Лица с особенностями психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения. Для этих детей допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Не так давно в Республике Беларусь начали функционировать районные (городские), районные в городах, областные Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
4 Права детей – беженцев
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года: государства-участники принимают необходимые меры, с тем, чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства.
С этой целью государства-участники оказывают, в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции. [2, ст.22]
Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют праве на защиту своих интересов.
«Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание». [2, ст.34]
Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка принимают меры для розыска родителей или родственников, оказывают материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определяют его в лечебно-профилактическое, детское интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение.
«Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права». [2, ст.37]
В соответствии с национальным законодательством в Беларуси социально-экономические права беженцев уравнены с правами граждан
Заключение
Правовой статус ребёнка – это система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. В качестве потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации выступают инвалиды; дети, подростки, юноши с различными дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций, дети-беженцы. Для детей, находящихся в неблагоприятных условиях на законодательном уровне существуют определённый ряд отдельных прав.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются объектом права социального обеспечения, поскольку дети – это будущее страны и государство в интересах детей стремится обеспечить взаимодействия всех социальных институтов с позиции защиты прав детей, а также удовлетворить все потребности и интересы детей, с помощью законодательно закрепленных социальных, экономических и организационных гарантий.
Рассмотрев систему государственных гарантий в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно сделать вывод, что государство оказывает всяческую поддержку таким детям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Законодательство содержит детально разработанную систему льгот и гарантий, предоставляемых детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Для предотвращения проблемы сиротства, целесообразно бы было ещё больше повысить уровень осведомленности белорусского общества, как о самой проблеме сиротства, так и способа ее решения. Чаще приводить статистику сирот по стране, например, или выпускать рекламные ролики о детях-сиротах, проживающих в нашей стране. Это способствовало бы ещё большему уменьшению детей-сирот в нашей стране.
Что касается детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, здесь наше государство гарантирует им бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебного заведения, поручение базового и профессионального образования, трудоустройства в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий за счет средств соответствующих бюджетов могут устанавливать доплаты инвалидам ко всем видам государственных пенсий, а также принимать другие решения, направленные на удовлетворение специфических потребностей инвалидов и повышение их жизненного уровня.
Быть беженцем – это не просто оказаться в чужой стране. Это означает жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя предметами первой
1. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII с изм. и доп. от 11 мая 2016 г. № 362-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 13.05.2016 г. № 2/2360. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.11.2016.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
3. Вишнева В.И. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине охрана детства / В.И.Вишнева; УО Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка. – Минск, 2015. – 137 с.
4. Международный пакт об экономических, социальных и куль- турных правах каждого человека // Международная Организация труда и права человека / авт.-сост. А.А. Войтик, рук. проекта А.Е. Вашкевич. - Минск: Тесей, 2002. – 256 с.
5. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org.ru. – Дата доступа: 10.12.2016.
6. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г. № 47 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007., 8/16452 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 10.12.2016.
7. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Беларусь, 21 декабря 2005 г. № 73-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010., №287, 2/1744. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 05.12.2016.
8. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 г.).
9. Козак М.А. Права детей: учеб. пособие / М.А. Козак; УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – Минск, 2007. – 118 с.
10. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 11 ноября 1991г. № 1224-XІІ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 287, 2/1744 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2016.
11. Численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду и социальной защите // Министерство труда и соц. Защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/chislinv. – Дата доступа: 05.12.2016.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2011. – 48с.
13. Руководство по международной защите №8: Обращения детей за предоставлением убежища согласно статьям 1(A)2 и 1(F) Конвенции 1951 года и/или Протоколу 1967 года, касающихся статуса беженца, 22 декабря 2009 г. – Женева. – 32 с.
14. Комитет ООН по правам ребенка: Замечание общего порядка № 6 (2005): Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения, 1 сентября 2005, CRC/GC/2005/6, [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.refworld.org.ru/docid/4ffd3ead2.html - Дата доступа: 07.12.2016.
15. Льготы и гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // ГУО Средняя школа г. Орши №20 [Электрон- ный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://school20.goroo-orsha.by/index.php?catid=104:2013-12-15-12-18-54&id=1787:2013-12-15-12-38-28&Itemid=434&option=com_content&view=article. – Дата доступа: 05.12.2016.
16. Об утверждении Положения об общежитиях и Типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 05 апреля 2013 г. № 269 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.04.2013, 5/37116. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2016.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З: с изм. и доп. на 18 июля 2016 г. № 404-З //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 1/16546. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 10.12.2016.
18. О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь, 29.11.2005 № 565 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2011 № 621 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 09.12.2016.
19. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. №1224-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 171, 2/1350 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 07.12.2016.
20. Костроминова О.Н. Правовые гарантии и льготы детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов / О.Н.Костроминова, Г.Н.Крот; под ред. О.Н.Костроминова. – Мн.: Тесей, 2000. – 86 с.
21. Об утверждении Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них: Постановление министерства образования Республики Беларусь, 05 сентября 2011 г. № 253 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.11.2011, 8/24333 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2016.
22. О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования: Постановление совета министров Республики Беларусь, 29 февраля 2008 г. №307 с изм. и доп от 04.08.2011 г. №1049 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 29.11.2016.
23. О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования: Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 г. №126 с изм. и доп. от 4 апреля 2013 г. № 155 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14173 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2016.
24. О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения: Указ Президента Республики Беларусь, от 07 февраля 2006 г. № 80 с изм. и доп. от 28 августа 2015 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.09.2015, 1/16015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 13.12.2016.
25. Об утверждении положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, средне специальное или высшее образование: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, от 10 декабря 2007 г. №1702 с изм. и доп. от 23 июля 2010 №1095 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 05.12.2016.
26. Пособия на детей до 18 лет в 2016 году // Размеры детских посо- бий [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http: //www.samsebeyurist.by/spravochnaya-informatsiya/razmery-posobiy-na-detey /posobie-na-detey-starshe-3-let. - Дата доступа: 05.12.2016.
27. Адресная социальная помощь // Социальная поддержка [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.samsebeyurist.by/sotsialnaya-podderzhka/adresnaja-socialnaja-pomoshh#part5. - Дата доступа: 05.12.2016.
28. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2007 г. № 239-З с изм и доп. от 4 июня 2015 г. №277-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.06.2015., 2/22275 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 30.11.2016.
29. О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения: Указ Президента Республики Беларусь, 28 августа 2006 г. №542, с изм. и доп. 26 апреля 2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 01.12.2016.
30. О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 декабря 2007 г. №1722, с изм. и доп. 22 августа 2013 г. №736 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.09.2013, 5/37742 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 03.12.2016. .
31. Беженцы в Республике Беларусь / Л.М.Серикова //Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2000. – №5.
32. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июня 2008 г. №354-3, с изм. и доп. от 1 января 2015 г. №232-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.01.2015., 2/2230 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 09.12.2016.