ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Конституционное развитие Беларуси в советский период
1.2. Конституция Республики Беларусь 1994 года
ГЛАВА 2 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь
2.2 Разделение властей – принцип демократического государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В действующей Конституции Республики Беларусь, народ страны провозглашен носителем суверенитета и единственным источником власти и высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.
С помощью проведения выборов, через избирательный процесс, политическая власть народа трансформируется в государственную власть, формируются органы местного самоуправления, реализуется принцип демократии. Выборы в законодательные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь и органы местного самоуправления являются важнейшим шагом в развитии и укреплении народовластия.
Становление и развитие демократического правового государства в Республике Беларусь возможно при условии обеспечения проведения выборов как единственного легитимного способа делегирования власти народом. На современном этапе в социальной и политической среде не редко возникают споры о демократичности Беларуси, т.к., нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике не выполняются.
Однако невозможно оспаривать наличие демократии в Беларуси, т.к. для этого нет столь достаточных и полных оснований. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – раскрыть сущность Республики Беларусь как демократического государства.
Объект исследования – общественные отношения, складывающие в сфере конституционного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Конституционное развитие Беларуси в советский период
На протяжении всего советского периода на территории Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.г.). Принятые первые четыре Конституции Республики Беларусь непосредственно имели свои отличительные черты, но, общим для них был выраженный классовый характер. Данные Конституции закрепляли господствующую только одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам сначала социалистического, а далее и коммунистического строительства. Существенным недостатком указанных Конституций, в том числе и Конституции БССР 1978г. было то, что в них, часто, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, существенного действия на практике, встречались случаи, когда подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией [5, c.25].
С появлением Советской власти, права и свободы закреплялись за рабочими и крестьянами (трудящимися) в полном объеме, а «эксплуататоры» ограничивались в правах. Классовый подход уменьшил свою силу в период «развитого социализма», однако все было подчинено укреплению интересам социалистических отношений и развитию коммунизма. Ярко выраженные коллективистские начала преобладали в области прав и свобод. Желанию большинства должны быть подчинены все, поскольку отдельный человек рассматривался в качестве «кирпичика» в сложной системе отношений в обществе.
Первая Конституция БССР, принятая Первым Всебелорусским съездом
ГЛАВА 2 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь
Демократия (от греч.demos– народ,kratos – власть) – это способ государственно политической организации, который основан на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократическое правление осуществляется непосредственно народом или через избрание своих представителей в органы государственной власти.
В соответствии со ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Это значит то, что главной задачей нашей страны является обеспечение на своей территории народовластия, политического, социального, экономического и культурного плюрализма, в том числе включая многообразие взглядов, мнений, соревновательную многопартийность, многообразие форм собственности, равенство религий, национальностей, а также разделение властей.
Основополагающим принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Указанный принцип закреплен в ст. 3 Конституции нашей страны, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» [11].
Часть механизма для реализации прав граждан на выражение своих взглядов и законных интересов, в том числе важнейшим элементом демократической политической системы – общественные организации и политические партии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция БССР 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, однако все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.
Конституция 1978г. отдавала приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, которые относились к другим ветвям власти.
Стоит отметить, что Конституция 1978г. после десяти лет действия претерпела некоторые существенные изменения в 1989-1990г.г. В 1989 году были внесены крупные изменения, которые коснулись непосредственно порядка организации и деятельности Советов депутатов, а также Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др.
В 1990 году были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, которые привели к ликвидации монополии коммунистической партии на власть.
Обращая внимание на огромное влияние действующего Основного Закона в нашей стране, можно с уверенностью говорить о ее огромной значимости в области развития Республики Беларусь как демократического государства в настоящий момент. Содержание данного документа – важный исторический источник, на основании текста которого можно сделать вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.
Демократия в Республике Беларусь осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, а также идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, служащее социальным пространством для создания необходимых условий для удовлетворения многообразных
1. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Мн.: Амалфея, 2004. – 354 с.
2. Василевич, Г.А. История подготовки и принятия Конституции 1994 года / Г.А. Василевич // Белорусское государство на рубеже веков : 3-е изд., доп. – Минск: Право и экономик, 2008.
3. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства / Г.А.Василевич // Проблемы развития юридической науки и совершенствования право-применительной практики : сб. науч. тр. / редкол .: С. А. Балашенко (гл. ред.) [и др.] – Мн.: БГУ, 2005. – 375 с.
4. Василевич, Г.А. Конституционная реформа в Беларуси в 1989 году / Г.А. Василевич // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. – 2006. – №1. – С.102-110.
5. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 1999. – 232 с.
6. Василевич, Г.А. Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия / Г.А. Василевич. – Минск: Молодежное научное общество,2001. – 156 с.
7. Демичев, Д.М. Конституционное право: Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2011. – 351 с.
8. Ковкель, И.И., Ярмусик, Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель – Мн.: «Аверсэв», 2000. – 592 с.
9. Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР, принятая 11 апреля 1927 г. YIII Всебелорусским съездом Советов в кн.: История Советской Конституции (в документах) 1917-1956 гг. – М., 1957. – С. 589-603.
10. Конституция (Основной закон) БССР 1978г. – Мн.: Беларусь, 1989. – 47с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 64 с.
12. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254-XІІ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Мн.,2013 – 2/2069.
13. Окуньков, Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики./ Л.А. Окуньков // Право и экономика. – 2007. – № 23-24. – С. 3-13.
14. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 г. № 3266-XІІ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Мн., 2015. – 2/2266.
15. Ориу, М. Основы публичного права / М. Ориу. – М., 1929. – С. 416-462.
16. Проекты Конституций, предложенные на референдум 1996 г. // Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2001.
17. Семашко, Д. В. О проблеме внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь / Д.В. Семашко // Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе: материалы республиканской научно-практической конференции. – Минск: БГЭУ, 2005.
18. Терехов, В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность/ Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2000.
19. Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси: Учебное пособие / П.Г. Чигринов. – Минск: Академия МВД РБ, 1997. – 575 с.
20. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс в Республике Беларусь (1990-1994). Создание пятой белорусской Конституции // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. – 2004. – №1 – С.131